Posted 31 октября 2017, 11:01

Published 31 октября 2017, 11:01

Modified 12 ноября 2022, 09:59

Updated 12 ноября 2022, 09:59

Смертельные уроки: почему дети умирают на физкультуре

31 октября 2017, 11:01
Сюжет
Статьи
Смертельные уроки: почему дети умирают на физкультуре

В последнее время участились случаи внезапной смерти детей на уроках физической культуры. По статистике, за 2016 год погибли 211 школьников. Но почему убивает то, что должно укреплять здоровье ребенка?

Один из последних случаев произошел 17 октября в Красноярске. 10-летнему мальчику из четвертого класса стало плохо в самом начале урока физкультуры. По словам очевидцев, ребенок бежал, потом притормозил и упал. Учитель пытался оказать первую помощь, мальчика увезли на «скорой», но спасти не удалось. Похожая ситуация произошла в сентябре в Ульяновской области, где погиб 14-летний ученик восьмого класса.

В чем причина?

Недавно министр образования Ольга Васильева заявила, что такая трагическая ситуация складывается из-за защиты персональных данных. Сегодня в образовательных учреждениях нет медицинских карт и доступа к ним. Из-за этого педагоги не знают, чем болен ребёнок и что может угрожать его жизни.

По мнению учителя физкультуры одной из школ Петрозаводска, которая предпочла остаться анонимом, смерть ребенка на уроках может быть связана с несколькими причинами: гиподинамией из-за увлеченности гаджетами и отсутствия физической активности; недоброкачественными продуктами питания, несбалансированным питанием; недисциплинированным поведением учеников.

Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, нужно обязательно проконсультироваться с врачом и узнать, какие физические нагрузки ему разрешены.

Состояние здоровья могут определить и во время ежегодного школьного медицинского осмотра. Но сегодня родители вправе написать отказ от диспансеризации. В этом случае о скрытых проблемах со здоровьем так никто и не узнает. Если все же у ребенка выявлены какие-то заболевания, то соответствующие документы нужно отнести в школу. Иначе ребенка будут нагружать, как здорового.

– В конце классных журналов должен быть лист здоровья, в котором школьный медицинский работник указывает группу здоровья ребёнка со всеми ограничениями и рекомендациями,– добавила петрозаводский педагог.

Если ребенок перенес болезнь, то любая физическая активность может быть опасной. Поэтому так важно приносить в школу справку от врача, в которой будет указан срок освобождения от уроков.

Трагедией заканчивается и небрежное отношение родителей к здоровью ребенка: школьник пожаловался на недомогание, а реакции нет. Некоторые думают, что так ребенок «отлынивает» от школы.

– Если в школе на уроке ребенок жалуется на плохое самочувствие, в любом случае я его освобождаю от физических нагрузок. Даже если он лукавит, чтобы не идти на урок. Задание он все равно получит – только письменное, – поделилась учитель.

Многие задаются вопросом: если ребенку стало плохо посреди урока, почему не помогают или не успевают спасти школьные медработники?

– В каждой школе есть медицинские работники. Но чаще всего они бывают в школе несколько раз в неделю. На постоянную работу редко кто соглашается, так как этот труд материально никак не ценится, – рассказала учитель из Петрозаводска.

Кто-то думает, что детям становится плохо из-за огромных нагрузок. По словам педагога, на уроках физкультуры нет упражнений, от которых могут пострадать здоровые дети. А ослабленному организму может стать плохо даже от самого легкого задания.

– В каждом классе уроки физкультуры проходят три раза в неделю. Программа составляется заранее и утверждается директором. Для многих ребят физкультура даёт возможность отдохнуть от других уроков. Перегружены ли дети? Мне кажется, всё зависит от человека – если он ХОЧЕТ, он будет всё успевать: и учиться, и рисовать, и на гитаре играть, и танцами заниматься. И быть при этом счастливым человеком, а не загнанной лошадью.

По словам карельского педагога, чтобы избежать трагедий, нужно укреплять здоровье ребенка с малолетства.

– Гонять со своими детьми в футбол во дворе, по выходным ходить в лес, зимой на лыжах, коньках, да всё, что угодно лишь бы с родителями и в движении. А если в глобальном плане, я отобрала бы смартфоны, которые втягивают детей в зависимость и рассеивают внимание. Выбросила бы телевизоры. И, конечно, больше проводила бы времени с детьми, неважно какого они возраста, – заключила учитель.

Геннадий Сараев, новый уполномоченный по правам ребенка Карелии, считает, что такая трагическая ситуация могла сложиться, в первую очередь, из-за пассивности современных детей.

Ответственность – на родителях?

– Во-первых, конечно, дети стали слабее. Нормативы и нагрузка, которые дают сегодня на уроках физкультуры, рассчитаны изначально на детей без гаджетов, которые двигались и проводили время во дворе. Сегодня дети менее активны. Поэтому, я думаю, нужно сделать более индивидуальным подход к каждому ребенку в выборе нагрузки.

Есть смысл и в большем взаимодействии с медиками, которые расскажут об особенностях детского организма учителям физкультуры. Вопрос стоит и в подготовке самих педагогов: нужно, чтобы они владели знаниями, необходимыми для организации процесса с учетом специфики современной детворы.

Также Геннадий Сараев согласен, что часто трагедии происходят из-за незнания учителей о проблемах со здоровьем детей. Главная ответственность, по его словам, лежит на родителях и в большей степени именно от них зависит жизнь и здоровье ребенка.

– Родители наверняка знают о состоянии здоровья ребенка. Здесь уже стоит вопрос о включении родителей в индивидуальный образовательный маршрут, который должен создавать учитель вместе с родителем и ребенком, в том числе и по занятию физкультурой. Учитель не имеет права заглядывать в медицинскую карточку ребенка, но выстроить взаимодействие с родителем можно.

Мнение родителей

Некоторые родители также считают, что причиной трагедии на уроках может стать заболевание, о котором никто и не знал.

– К сожалению, иногда в карте ребенка указываются не все болезни ребенка. Бывают скрытые заболевания. Мне кажется, что родителям, у детей которых есть какие-то ограничения и рекомендации от врачей, нужно лично подходить к учителю и сообщать об этих ограничениях, – поделилась одна из опрошенных нами петрозаводчанок, чьи дети ходят в школу.

Мама ученика четвертого класса Виктория Гусарова считает, что главной причиной таких трагедий - отсутствие нужной информации у учителей.

– Ситуация с гибелью детей, на мой взгляд, связана с неосведомленностью учителей физкультуры о здоровье ребят, их особенностях, о которых родители должны информировать классного руководителя. Он же должен передавать эту информацию дальше учителю физкультуры. Это очень страшные и вопиющие случаи гибели детей на физкультуре из-за того, что у ребенка есть особенности здоровья, о которых не знал педагог, – поделилась Виктория Гусарова.

По ее словам, к здоровью ребенку нужно относиться ответственно и забывать о медицинских осмотрах не стоит:

– Я очень трепетно отношусь к здоровью своего ребенка и регулярно отправляю его на диспансеризацию, он посещает различных специалистов, проходит вакцинацию. Делать это посоветовала бы всем, потому что, если дети выглядят здоровыми, это еще не значит, что они на самом деле здоровы! – заключила мама четвероклассника.

Мама еще одного мальчика уверена, что нужно подходить к такой проблеме системно.

– Сейчас говорить, кто виноват, нельзя, только изучив эту «тенденцию», можно делать выводы. Какие бы причины не выявил системный анализ смерти школьников на уроках физкультуры, большую ответственность должна взять на себя школа. Во-первых, необходимо наладить коммуникацию «родители - учитель физкультуры - классный руководитель». Во-вторых, пересмотреть нормативы по физкультуре под уровень подготовки ребенка и его комплекцию: то, что будет тройкой для одной группы, предел мечтаний для другой. В-третьих, нужно пересмотреть содержание уроков физкультуры. Например, пройти программу для бега, освоить технику кроля в бассейне, научиться кататься на горных лыжах или сноуборде, дать комплекс упражнений для пресса, бедер и ягодиц и т.д. Уроки физкультуры должны быть современными и интересными.

Есть и те, кто уверен, что виноваты в первую очередь родители:

– Лично я считаю, что все же виноваты родители. Сейчас дети сильно увлечены интернетом, сидят дома и плохо развиты физически. Между тем, требования на уроках физкультуры не меняются, и некоторые дети не справляются. Родители должны серьезнее относиться к воспитанию своих детей, их физическому развитию и к состоянию здоровья.

Подпишитесь