Posted 25 декабря 2020,, 06:44

Published 25 декабря 2020,, 06:44

Modified 30 октября 2022,, 20:52

Updated 30 октября 2022,, 20:52

Об объективности...

25 декабря 2020, 06:44
Совсем недавно в одном из интернет-изданий появилось интервью, но с таблицами, графиками, диаграммами, которое с учетом его большого академического размера правильнее было бы, без всякой натяжки, назвать статьей.

Заголовок о «спящем губернаторе» сразу заинтриговал. Как же: прямое обвинение республиканского начальства во всех бедах Карелии, а главное заявка на знание не только того, кто во всем виноват, но и на то, что надо делать!

Работая много лет в сфере экономики и финансах Карелии, не мог не прочитать данную публикацию. Оказалось, что не все так просто как было заявлено в ее заголовке. Не сразу, но все-таки захотел поделиться с читателями своими краткими соображениями, навеянными данной публикацией.

Краткое содержание «интервью». В Республике Карелия из-за «низкого качества бюджетной политики» доходов в консолидированный бюджет поступает мало, имеет место «непрофессионализм расходования средств». В результате растет долг республики. А все из-за «низкого качества управления» экономикой и отсутствием рвения по привлечению инвестиций. Особенно – из-за рубежа. «Финляндия – вот источник инвестиций». И т.д. и т.п.

Предложения заключаются в том, чтобы «планово включить голову», «улучшить инвестиционный климат», «улучшить качество управления», помогать инвесторам в получении земли и оформлении документов.

Попробуем разобраться в степени объективности изложенного в публикации.

О доходах бюджета Карелии. Законодательство по налогам и сборам («Налоговый кодекс» в двух частях) у нас в стране не региональное. И реализацией на практике этой деятельности занимается только Федеральная налоговая служба. Другими словами, все эти вопросы находятся вне пределов компетенции властей субъектов Российской Федерации, в том числе Карелии.

Поступление в бюджет Карелии так называемых «собственных» доходов, конечно, зависит, от работы реального сектора экономики Карелии. От спроса на его продукцию или услуги, от цен и тарифов на основные составляющие процесса производства (электроэнергию, сырье, комплектующие и т.д.). А что в этом перечне зависит от региональных властей? Пожалуй, только тарифы на электроэнергию. Важно? Конечно. Но в общем плане формирования себестоимости и доходов предприятий усилия региональных властей не имеют решающего значения.

К этому следует добавить, что все без исключения крупные предприятия перешли на налоговый учет в Москву, Санкт-Петербург и другие города России. И там они платят свои налоги. К примеру, только один «Карельский окатыш» давал в консолидированный бюджет республики около 33% всех доходов. А кроме него надо вспомнить АО «Кондопога», АО «Сегежский ЦБК», Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги, Питкярантский целлюлозный завод, почти все торговые сети и ряд других предприятий.

Наверное, большинство читателей этого не знали. В завершение разговора о доходах. Следует подчеркнуть, что доходы консолидированного бюджета республики в 2019 году (за 2020 год данные будут известны только в начале следующего года) составили 58,5 млрд. руб. и фактически больше чем на половину они были сформированы за счет налогов лишь от средних и мелких предприятий (35,0 млрд. руб.).

О межбюджетных отношениях. Все безвозмездные поступления из федерального бюджета, которые в 2019 году составили 23, 5 млрд. руб., можно разделить на три части: средства, поступающие для выполнения федеральных программ и национальных проектов на территории Карелии, целевые субсидии и субвенции и, наконец, дотации, которые делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации по обеспечению сбалансированности бюджетов, дотации (гранты) бюджетам субъектов РФ за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти регионов.

Размеры таких перечислений в рамках первых двух частей, как правило, привязаны к объективным показателям (например, численности учителей, в том числе классных руководителей и т.д.) и предназначены строго на указанные федеральным центром цели.

Дотации, хотя и не являются целевыми, распределяются по тем же принципам, по которым нам их дает федеральный центр, между различными направлениями социальной сферы республики и муниципальными образованиями. Как и все другие расходы финансовая помощь строго контролируется соответствующими надзорными органами.

Еще хотелось бы сказать о проводимой в интервью мысли о большой зависимости расходов бюджета Карелии от финансовой помощи из федерального центра. Действительно 22,3 млрд. руб., полученных республикой, очень большая сумма. Надо поблагодарить Министерство финансов РФ за выделенную помощь и представителей Карелии, которые сумели доказать необходимость ее оказания нашей республике. Но не надо забывать о том, что мы уже сказали выше. С уходом всех крупных налогоплательщиков мы «потеряли» более половины своих доходов.

(окончание следует)

Профессор Института экономики и права Петрозаводского государственного университета, д. э. н., заслуженный экономист Республики Карелия и Российской Федерации А.С. Колесов