«Могучие кучки» Карелии
Кто и как боролся за авторитет в регионе
До недавних пор на политико-экономической арене Карелии регулярно гремели нешуточные баталии: регион с «нулевых» отличался активностью и непредсказуемостью при всем флегматизме «северного» электората. Регулярные междоусобицы были обусловлены тесными и путаными взаимоотношениями местной власти и бизнеса.
Группы влияния окончательно поделили «зоны ответственности» при Сергее Катанандове. Считается, что за первые 8 лет руководства Петрозаводском он окружил себя «пулом» бизнесменов-единомышленников (Леонид Белуга, Андрей Мазуровский и т.д.), которым помогал встать на ноги. Различные преференции ближайшему окружению были обусловлены не только давними приятельскими отношениями, но и тонким расчетом.

В 1998 году Катанандов вырвал победу на выборах главы республики у действующего руководителя региона Виктора Степанова и так называемых «красных олигархов» (так народе окрестил первую после путча власть в регионе). Свершилось это не без помощи бизнесменов, на тот момент уже скопивших ощутимые капиталы. «Нулевые» ознаменовались переделом собственности в промышленных масштабах: «Петрозаводскмаш», Сегежский ЦБК, ПЛВЗ «Петровский», БОП, «Карелрыбфлот»...
Тогда амбиции опытных «катанандовцев» столкнулись с амбициями других бизнесменов и начинающих политиков, «молодых и дерзких».
Василий Попов и Девлет Алиханов поначалу сосредоточились на недвижимости и торговле, и в тандемном рывке, подключив подконтрольные медиа, в итоге «штурмом взяли» городскую администрацию. Формально в кресло градоначальника оппоненты не садились, но, по мнению экспертов, их присутствие ощущалось с тех пор, как на смену мэру Виктору Маслякову пришел Николай Левин. Не менее заметным было наращивание влияния в Петросовете.

Борьба олигархов-политиков вылилась в так называемое «противостояние города и республики», финал которого многие хорошо помнят. Отставка Ширшиной, уголовные преследования Попова и Алиханова и т.д.
Но сегодня эпоха открытой и жесткой конфронтации прошла.
И тому есть причины:
1
Завершился очередной выборный цикл: без заметных споров и скандалов обновились состав правительства и парламента региона, пришел новый глава республики. Незадолго до этого улеглись страсти и в Петрозаводске, о чем упоминалось выше.
2
Из публичного пространства почти пропала бизнес-элита республики. Кое-кто из наиболее заметных «тяжеловесов» лишился прямого влияния стараниями правоохранительных органов. Но и это не главное.
По мнению экспертов, конфликт исчерпан «федерализацией» карельской экономики. По сути, львиная доля промышленности, как одной из «реперных точек» региона, сегодня находится в руках крупных федеральных корпораций: «Петрозаводскмаш» - АЭМ-Технологии, Сегежский ЦБК – «Сегежа Групп», Костомукшский ГОК – «Северсталь», НАЗ – «РусАЛ»… Потому местные олигархи (те, кто еще остался) либо концентрируются на сохранении собственных активов, либо грезят о российских масштабах.
Тем не менее, так называемые «кланы» в Карелии пока есть, владеют различными медиа и следят за пульсом общественных настроений. Наш беглый обзор – не более чем версия событий, происходивших и происходящих в республике, а также робкая попытка осмыслить «новейшую историю» карельской политэкономики. Материалы подготовлены на основе открытых источников информации, публикаций СМИ и мнений экспертов в сфере политической жизни региона.

Кто есть кто
Made on
Tilda