Posted 28 апреля 2015, 13:25
Published 28 апреля 2015, 13:25
Modified 12 ноября 2022, 08:43
Updated 12 ноября 2022, 08:43
Если шумная толпа активно в броуновском движении передвигается по библиотечным залам, знайте: это верный признак наступления «Библионочи». На этих выходных в академическую тишину ворвался еще не дерзкий, но, как минимум, осмелевший дух акционизма, разговоров, споров… Короче говоря, «Библионочь» показала, как «книгохранилища», на которых уже многие поставили крест, могут возродиться в XXI веке.
В Петрозаводске основная программа «Библионочи-2015» развернулась в Национальной библиотеке. Пятничный вечер «Публичка» открыла музыкально-визуальным чтением дневников Чарльза Буковски, встречей с писательницей лауреатом Бунинской премии и победителем в читательском голосовании премии «Большая книга» Майей Кучерской, и чередой экскурсий в пределах и за пределами здания. Впереди всех еще ждал горячий спор о бесперспективной судьбе постмодерна и фильм «Отпуск в сентябре», снятый в конце 1970-х в депрессивных декорациях петрозаводской Ключевой. Однако «Библионочь» опускалась не только на главный в республике книжный храм. Вечерняя программа пришла и для тех, кто читает книги вопреки своим физическим возможностям.
«Библионочь» для незрячих
Программа «Библионочи» для слабовидящих состояла из выставки кукол, встречи с актерами и художниками театра кукол, конкурсов и викторин. Но в самом начале программы сотрудники библиотеки подарили своим читателям возможность в буквальном смысле прикоснуться к прекрасному. «Я “слышу” живопись» - знакомство слабовидящих и незрячих с картинами карельских художников с помощью тифлокомментирования. Но «Библионочь» не была бы особым событием, если бы она не показывала привычные вещи с новых сторон. Для того чтобы незрячие смогли «увидеть» полотно Лео Ланкинена «В ожидании парохода» как можно лучше, специалисты добавили к словесному описанию изображений тактильные ощущения.
Сотрудники библиотеки подготовили специальные рельефные пособия на вспенивающейся бумаге: изображение разделили на фон и передний план. Вместе с комментарием «экскурсоводов» слабовидящие и незрячие люди воспринимали картину руками. Для еще большего эффекта во время экскурсии в дело пошли настоящий вещевой мешок, удочка и букет ирисов.
- Мы всегда пытаемся дать потрогать еще и аналогичные реальные предметы. Единственное, нам не удалось найти желтые ирисы: объездили весь город – только фиолетовые продаются. Хочется, чтобы наши читатели сами смоделировали картину такой, какая она есть. Через дополнительные к описанию средства они смогут прочувствовать настроение, цвет, - рассказала учитель-дефектолог республиканской библиотеки для слепых Екатерина Добрынина.
Специалисты из Карелии уже давно применяли тифлокомментарий. Так, в прошлом году люди с проблемами зрения смогли посмотреть художественный фильм. На этот раз для них открыли мир живописи. Подобный экспериментальный метод используется в Петрозаводске впервые.
Автором идеи выставки для незрячих стала коллега Екатерины Добрыниной Ирина Щелупанова. Она разработала и воплотила в жизнь проект, который, скорее всего, получит продолжение в будущем. Читатели библиотеки не только делились своими ассоциациями и эмоциями от увиденного (а именно это слово использовали люди с нарушениями зрения во время «Библионочи»), но и предложили сделать тактильный художественный альбом с картинами карельских художников.
Незрячих и слабовидящих читателей библиотек принято называть людьми с ограниченными возможностями. Но с развитием технологий, методик обучения приходишь к выводу, что ограничения для человека с физическими особенностями ставит само общество и нежелание его создать условия для тех, кто в них нуждается. Проект «Я “слышу” живопись» - это шаг навстречу доступной среде для каждого в сфере культуры. В программе «Библиночи-2015» было еще одно событие, которое могло бы объединить людей, интересующихся музыкой и современными арт-проектами.
Книга Иоганна Себастьяна
В этом году «Библионочь» в Петрозаводске растянулась на два дня. В качестве ее финального аккорда в буквальном смысле прозвучала главная Книга христианства – Библия. В концертном зале консерватории впервые в Петрозаводске в течение 4,5 часов без перерыва играли 48 прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха из «Хорошо темперированного клавира». Думаю, что любой человек, кто потратил несколько лет на музыкальную школу, знает об этом знаменитом цикле, а первая до-мажорная прелюдия стала одним из хитов классической музыки.
Два тома «Хорошо темперированного клавира» были написаны в первой половине 18 века. Известный факт – Бах продолжительное время работал церковным органистом. Собственно прелюдии он должен был исполнять перед началом и во время церковной службы. Конечно, попавшие в цикл прелюдии и фуги не звучали в храмах, но их связь с христианской культурой сохранилась. В XX веке исследователи творчества немецкого композитора обнаружили соответствие между номерами из «Хорошо темперированного клавира» и евангельскими и ветхозаветными сюжетами. Таким образом, ХТК – это библейские эпизоды, звучащие в музыке.
Музыкальное воплощение истории грехопадения, рождества, крещения, воскресения можно было услышать в эту субботу. Комментарии на экране подсказывали аудитории, о чем именно играет музыкант. Non-stop акция собрала полный зал слушателей. По словам руководителя проекта Андрея Дикоева, на подготовку ушел год. Потребовалось более полусотни человек, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
- Ко мне пришел мой ученик с предложением сыграть что-нибудь к 330-летию со дня рождения Баха. Сначала была мысль взять цикл инвенций. Но подключать ради 15-секундной пьесы исполнителя бессмысленно, - рассказал о проекте его руководитель Андрей Дикоев. - Было желание просто сыграть марафон из произведений Баха. В конце концов, решили: почему мы не можем в консерватории собрать 48 музыкантов, каждый из которых выучил бы по одной прелюдии и фуге, при этом участие могут принять не только пианисты, но и баянисты, аккордеонисты, клавесинисты, органисты и даже духовики со струнниками.
Однако задача оказалась настолько трудной, что силами одних студентов осуществить ее не вышло: к арт-акции подключили педагогов и исполнителей со всего Петрозаводска. Музыканты, исполнявшие прелюдии и фуги, выходили друг за другом на сцену, не дожидаясь окончания последних аккордов предыдущей пьесы. За 4,5 часа не было проронено ни одного слова. Все естественным путем перетекало от звуков рояля к клавесину через струнный квартет, орган и духовые ансамбли. Такое разнообразие инструментов – еще одно необычное решение авторов проекта. Музыку, созданную для клавишных, исполняли скрипачи, виолончелисты, фаготисты и другие, а уже упомянутую до-мажорную прелюдию и фугу спел вокальный ансамбль.
- Хотелось придумать какой-то необычный ход с самой известной прелюдией. Сначала я думал, что ее должен исполнить ребенок, потому что никто так непосредственно не сможет сделать этого. Речь шла и о джазе, и об игре в четыре руки. Последней идеей и, как мне кажется, наиболее удачной стало воплощение классической немецкой традиции петь вместе с органом, - рассказал Андрей Дикоев.
О масштабах акции говорит и тот факт, что в Петрозаводске, не испытывающем дефицита в профессиональных музыкантах, не нашлись исполнители для всех 48 номеров «Хорошо темперированного клавира». Зал прослушал две прелюдии и фуги в записи. Нельзя сказать, чтобы такой «обман» публики, пришедшей на живую музыку, был некстати. Всё, что происходило в большом зале консерватории, полностью соответствовало атмосфере арт-акции. Скажем, некоторые концертные запреты – не ходить во время игры, ни за что и никогда не говорить во время музыки и пить кофе с пирожными только в строго определенное время – были сняты. В свою очередь, исполнители тоже устроили день непослушания. Формат проекта позволил расширить границы сцены и стать чуть ближе к слушателям.
- Случаются какие-то кармические вещи. Я не знаю, как это иначе объяснить, когда содержание складывается из случая. В проекте оказались четыре баяниста, хотя планировалось только три. Я подумал, почему бы первый из них не сыграл свою прелюдию и фугу на сцене, второй и третий – по краям зала, а последний, исполняющий, на мой взгляд, самый трагичный си-бемоль-минорный номер, - на самом верху? Так, под самый занавес образовался символический крест. Проект получился многослойным и полифоничным, - отметил автор non-stop акции Андрей Дикоев.
Четыре с половиной часа музыки – не самое легкое испытание, поэтому, конечно, до последних прелюдий и фуг досидела примерно одна треть слушателей. Но это не отменяет очевидного успеха проекта. Как минимум, 400 человек в эти выходные соприкоснулись с вечным Бахом. Кстати, популярные сайты по психологии говорят, что его музыка снижает уровень злобы и обид у людей. А в наше суетное время такой эффект дорогого стоит.
Ася Кошелева