Posted 5 февраля 2015,, 18:37

Published 5 февраля 2015,, 18:37

Modified 12 ноября 2022,, 08:47

Updated 12 ноября 2022,, 08:47

Место встречи изменить нельзя. Карельская версия

5 февраля 2015, 18:37
Место встречи изменить нельзя. Карельская версия
Сюжет
Статьи

Об аресте олигарха и не только

Итак, петрозаводский олигарх Девлетхан Алиханов арестован на два месяца в рамках расследования уголовного дела о крупном мошенничестве. История, которая привела бизнесмена за решетку, касается хитроумной операции. В результате нее Алиханов, как сообщают СМИ, стал фактическим владельцем более десятка объектов муниципальной недвижимости. Причем проданы они были по цене, гораздо ниже рыночной. А потом из городского бюджета удалось вытянуть еще и многомиллионные арендные платежи. По крайней мере, так считает следствие.

Когда Алиханова спустя пару часов после задержания привели в суд для решения вопроса об аресте, олигарх держался, мягко скажем, вызывающе. Пока все ждали в зале заседаний судью, махал рукой телекамерам и просил передать приветы руководителю УФСБ и главе республики. Эта выглядело по меньшей мере странно. Почему-то все происходящее вызвало в памяти эпизод из известного фильма «Место встречи изменить нельзя» — тот, где команда Глеба Жеглова задерживает бандитскую банду. И один из этих насмерть перепуганных, как сейчас принято говорить, фигурантов отчаянно на показ затягивает блатную песню: «На черной скамье, на скамье подсудимых»…. Так уж получилось, что, благодаря этой бессмертной киноленте, подобная бравада ассоциируется именно с мелкими уголовными элементами. От бизнесмена и депутата Заксобрания ничего подобного вроде бы не ожидали.

Скандал с рукоприкладством

Хотя… То, что Алиханов может быть крайне несдержанным, знали многие. В свое время СМИ писали о скандале, когда олигарх ударил одного из карельских журналистов. Конфликт произошел давно, более десяти лет назад. Тогда Петрозаводск потрясла серия жестоких «разборок» в местном криминальном мире. Вначале был убит лидер крупной «карловской» группировки, а вскоре жертвой киллеров стал другой криминальный авторитет Ткаченко. Он был застрелен из автомата, когда ехал в своем «Мерседесе». И среди множества разных версий одна из газет высказала предположение, что в ликвидации Ткаченко мог быть заинтересован Алиханов. Бизнесмен вызвал редактора газеты Александра Тихого на разговор в директорский кабинет в универмаге «Карелия-Маркет». И распалился так, что дошел до рукоприкладства. Тихий в свою очередь сразу же созвал пресс-конференцию и рассказал о шокирующем случае.

Скандал закручивался, набирал публичную силу… А потом сошел на нет: по неизвестной причине журналист свои предположения опроверг и даже принес олигарху извинения. О том, что стояло за этими опровержениями в действительности, сегодня остается только гадать. Как и о том, почему публикация вызвала у Алиханова такой нервный срыв, и почему олигарх не стал, к примеру, защищать свою честь и достоинство в суде. Процесс был бы, конечно, громкий… И какие детали могли бы выплыть на всеобщее обозрение – кто знает?

Как бы то ни было, потом долгие годы СМИ опасались делать намеки и строить гипотезы о возможных связях олигарха с криминалитетом. Хотя о другом писали много — в частности, политико-экономической группе Алиханова, посредством которой он, поговаривали, фактически управлял городом и муниципальным имуществом. Несколько лет назад этой темой вплотную заинтересовалась и Генпрокуратура. В результате масштабной проверки вскрылись как минимум несколько эпизодов.

«Выявлены факты хищения бюджетных средств, злоупотребления полномочиями работниками администрации Петрозаводского городского округа в интересах ряда должностных лиц органов государственной власти Республики Карелия, (в т.ч. в интересах первого заместителя председателя Законодательного Собрания Республики Карелия Алиханова Д.М. и подконтрольных ему лиц), органов местного самоуправления города, неправомерного отчуждения муниципального имущества в их пользу, использования коррупционных схем при организации и проведении муниципальных торгов», — говорилось тогда в сообщении ведомства.

«Дело о сберкассах»

Один из этих эпизодов как раз и лег в основу расследуемого ныне уголовного дела. Да, следствию потребовалось немало времени, чтобы собрать доказательную базу. При расследовании таких преступлений это всегда трудно. Вроде бы, с одной стороны, «все знают», как долгие годы Петрозаводск разоряли сдачей и скупкой городского имущества за копейки.

В кулуарах прямо назывались фамилии – например, того же бывшего вице-мэра Евгения Журавлева. Именно его мать приобрела на аукционе полтора десятка помещений, которые находились в аренде у банка и потому были выставлены на торги по явно заниженной цене. А деньгами будущей владелице обширной недвижимости помог, как утверждает сейчас следствие, Алиханов, перечислив на ее счет 29 миллионов рублей.

Потом новые собственники инициировали переоценку зданий, и чудесным образом выяснилось, что их стоимость в 15 раз выше. Оценивала объекты, кстати, некая фирма из Ярославля. Напомним, недавно в СМИ прошла информация, что именно «ярославские друзья» купили в конце прошлого года фирму «Торговый дом «Карелия-Маркет».

Возвращаясь же к предыдущему эпизоду с приватизацией, отметим, что по информации правоохранительных органов, после переоценки Алиханов попробовал продать все помещения оптом все тому же банку – уже за 100 миллионов рублей, при том что у города они были куплены за 33,6 миллионов. Навар получился бы, надо полагать, впечатляющим, но сорвалось: банк приобретать объекты отказался. Но главное, что потерявший на этой сделке миллионы рублей городской бюджет пострадал дважды. Удалось добиться, чтобы через суд из казны формальному собственнику помещений были выплачены почти 27 миллионов рублей арендных платежей – начиная с даты, когда объекты муниципальной собственности перешли в частные руки.

«Бомонд» в суде

Повторимся – история про «сберкассы» не была тайной, о ней говорили, ее обсуждали. Но на основании слухов уголовное дело не возбудишь. Так что правоохранителям пришлось, надо полагать, попотеть, разматывая этот клубок семейно-деловых связей, спрутом опутавших город. Так же, как ранее пришлось разбираться с другой уголовной историей – деле о Неглинской набережной. Это дело, напомним, уже в суде. А его фигуранты – все тот же Евгений Журавлев, Григорий Копнин (родственник Алиханова) - в минувшие дни перемещались от одного зала заседаний к другому, проявляя живейший интерес к судьбе задержанных товарищей, спикера Петросовета Олега Фокина и Алиханова.

На заседание, где выбиралась мера пресечения для Алиханова, пришел и его давний деловой партнер Василий Попов. Благо, идти было недалеко. Из соседнего зала, где рассматривалось еще одного громкое уголовное дело в отношении заммэра Петрозаводска Евгении Сухоруковой, входящей в «команду Попова».

«Да тут настоящий «бомонд», — иронизировали в беседах друг с другом журналисты.

Действительно, место встречи изменить нельзя. Ну а если серьезно… На наш взгляд, сегодня небезынтересно вспомнить детали из биографий ключевых фигур этого «бомонда». О штрихах к портрету «неприкасаемого Фокина» СМИ уже недавно писали. У его партнера и патрона Алиханова жизненный путь, конечно, еще более богатый. Если о нем рассказывать подробно, хватит как минимум на несколько публикаций. Остановимся на некоторых деталях.

Выросший в дагестанском ауле Усур, Алиханов после окончания московского кооперативного института в 1982 году попал по распределению в Карелию. По специальности молодой человек был «организатором торговли промышленными товарами». Торговлей он и стал заниматься – сначала в системе потребкооперации. Спустя пять лет учредил кооператив «Урожай» и сколотил первый капитал на торговле овощами. По крайней мере, так гласят официальные источники.

Владелец заводов, газет, пароходов

Затем наступили лихие 90-е, как сейчас принято говорить, которые открыли широкие возможности перед будущими олигархами. В Петрозаводске тогда было что делить – гораздо больше, чем сейчас. Одним из таких лакомых кусков пирога был судостроительный завод «Авангард». Как и многие другие оборонные предприятия, он оказался в тупике: госзаказ год от года снижался, продукция завода в новой России оказалась не нужна. Но можно ли было спасти «Авангард»? Наверняка да. Провести модернизацию, переориентировать на выпуск иных видов продукции. Да, сегодня много говорится о том, что благодаря конверсии страна в свое время потеряла значительную часть своего военно-промышленного потенциала. Но этот процесс все-таки позволил сохранить производство, рабочие места – в тех случаях, когда у приватизаторов было желание именно сохранить, а не разрушить и распродать.

С «Авангардом», как известно, вышло по-иному. У него тоже появились новые собственники. В конце 90-х фамилия одного из них, ранее никому особо не известного овощного кооператора Алиханова попала в СМИ. Писали, что едва ли не единственным объектом, который интересовал его на заводе, была котельная. Продажа тепла для отопления микрорайона Ключевая оказалась доходным бизнесом.

Алиханов, как сообщалось, закупал мазут для котельной у аффилированного поставщика. Причем по ценам существенно выше рыночных. А городской бюджет в итоге был вынужден платить за тепло втридорога. Сообщалось и о том, что все это происходило с ведома тогдашнего мэра Петрозаводска Андрея Демина (напомним, он пришел в кресло градоначальника при активной поддержке Попова и бесславно завершил свою карьеру, получив условный срок по громкому уголовному «делу о «мерседесах»).

В итоге такого руководства «эффективных менеджеров» производство полностью деградировало. Завод принялись распродавать и растаскивать. Сырье, комплектующие, любое ликвидное имущество — все это разошлось, неизвестно куда, деньги были выведены…

В конце концов Алиханов, насколько известно, продал свои акции «Авангарда»… Надо отметить, что правоохранительные органы тогда, в далеком 2002 году, пытались привлечь к ответственности тех, кто разорил завод. В квартире Алиханова, как сообщалось, даже прошел обыск. Забавно, но уже тогда определенными СМИ была опробована «безотказная» схема защиты – мол, это все «политический заказ», который якобы инспирировал тогдашний глава Карелии Сергей Катанандов.

Да, бывший кооператор Алиханов к тому моменту действительно уже подался в политику и делал на этом поприще первые шаги. В качестве стартовой площадки экс-член КПСС выбрал для себя партию ЛДПР. И тогда же, в 2002, стал депутатом Заксобрания Карелии.

Продолжение следует…

Статья сайта rk.karelia.ru, автор – Серафима Язова

"