Posted 3 февраля 2015, 15:51

Published 3 февраля 2015, 15:51

Modified 12 ноября 2022, 08:47

Updated 12 ноября 2022, 08:47

Кто Вы, мистер Фокин?

3 февраля 2015, 15:51
Кто Вы, мистер Фокин?

Главная новость последних дней, которая широко обсуждается в Республике Карелия, которая была освещена в федеральных прессе и телевидении — это задержание 29 января 2015 года спикера Петрозаводского городского округа Олега Фокина и его арест и заключение под стражу до 28 марта 2015 года согласно решения суда.

Согласно официальному комментарию Следственного комитета Республики Карелия Олегу Фокину грозит до десяти лет тюрьмы и крупный штраф. Именно такое наказание предусматривает часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса (мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана и злоупотребления доверием, совершённое группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере).

И тут же мгновенно в оппозиционной прессе, владельцами которых являются олигархи Алиханов и Попов, развернулась широкомасштабная информационная кампания, переходящая в настоящую истерию, смысл которой заключается в следующем:

– дело якобы имеет политический окрас,

– республиканские власти, используя правоохранительные органы, хотят убрать с политической арены честного человека, который стоит (по мнению его покровителей) на страже закона и отстаивает принципы справедливости,

– что якобы его задержание связано с тем, что он — Олег Фокин в своей деятельности всегда встаёт на сторону оппозиционного мэра, и так далее.

Можно бесконечно перечислять весь информационный «бред», который пытаются данные олигархи (а ведь они просто защищают свои личные позиции, отстаивая личный интерес по влиянию на городские процессы) внедрить в умы и головы населения, что якобы Олег Фокин — политическая жертва.

Тем не менее, большинство комментариев жителей республики к публикациям в республиканской прессе на данную тему сводятся к такой мысли: «вор должен сидеть в тюрьме», — что человек, наделённый определёнными властными полномочиями, совершивший противоправное нарушение, порицаем.

И самое главное — если в ходе расследования уголовного дела, а также если судом будет доказана его вина согласно ч.4 ст.159 УК РФ, то тогда можно будет говорить, что Олег Фокин совершил преступление против государства. Пока приговор не вынесен, мы не будем уподобляться алихановско-поповским СМИ, утверждающим виновность разных персон, включая губернатора, хотя судом это не установлено.

По уголовному делу проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование уголовного дела продолжается, будем надеяться, что в ходе его будет дана правовая оценка деяниям многих людей, а общество вправе будет дать нравственную оценку их действиям и поступкам.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В РОССИИ

Наиболее распространёнными в современной преступности являются преступления про­тив собственности. Большое разнообразие преступлений против собственности вызывает пристальное внимание. Общественная опасность хищений чужого имущества определяется тем, что в своей массе они вносят дезорганизацию в экономическую жизнь страны, создают возможности для паразитического обогащения одних за счёт других.

Одним из распространённых преступлений против собственности является мошенничест­во. Мошенничество проникло в различные сферы деятельности человека при этом способы мошенничества разнообразны и направлены на извлечение неконтролируемых доходов, не­законное завладение чужим имуществом.

Мошенничество в истории любого общества при господствующей концепции управления является неотъемлемым спутником торговых отношений, рынка, поэтому в России его наиболее широкое распространение связано с периодом развития активных экономических и торговых связей, укреплением внутренних и международных рынков. Соответственно и появление мошенничества как деяния, направленного на обман первоначально в сфере торговли, было явлением, сопровождавшим развитие торговых отношений в России.

В XI—XVI веках основным правовым документом, регулирующим имущественные отношения, являлась Русская Правда. Наряду с преступлениями против личности в ней упоминались имущественные преступления: разбой, кража («татьба»), самовольное пользование чужим имуществом и т.д. Однако ни понятия обмана, ни связанного с ним понятия мошенничества Русская Правда не содержит. Кроме того, и «Псковская Судная грамота» не говорит о мошенничестве.

Первое упоминание о мошенничестве в законодательстве относится к 1550 году. Именно в этом году Судебник Ивана Грозного впервые в ст. 58 упомянул о понятии мошенничества, способом совершения которого и поныне остается обман:

А мошеннику та ж казнь, что и тятю. А кто на обманщике взыщет и доведут на него, ино у ищеи иск пропал. А обманщика, как его ни приведут, ино его бити кнутьем.

Понятия «обманщик» и «мошенник» употреблялись в Судебнике Ивана Грозного как равнозначные. Предусматривались и другие преступления, совершаемые с помощью обмана, не относящиеся к мошенничеству, например торговый обман — в отношении количества и качества проданных товаров, обман в тождестве и качестве проданной вещи.

Указания на то, что мошенничество возможно и без татьбы, в законодательстве впервые появились в Указе 1573 года (дополнение к судебнику 1550 года). К таким деяниям закон относил, например, подкуп для дачи ложных показаний.

Затем, наказание за обман предусматривалось в Судебнике царя Федора Иоанновича, принятом в 1589 году Однако понятия как вида преступления не давалось, поскольку в тех социально-экономических условиях мошенничество не сформировалось в самостоятельное и опасное деяние.

Впервые законодательное определение мошенничества было сформулировано в Указе Екатерины II от 3 апреля 1781 года «О суде и наказаниях за воровство разных родов и о заведении рабочих домов во всех губерниях». В пункте 5 данного Указа говорится, что

воровство-мошенничество есть, буде кто на торгу или в ином многолюдстве у кого из кармана что вынет, или обманом, или вымыслом, или внезапно у кого что отнимет, или унесёт, или от платья полу отрежет, или позумент спорет, или шапку сорвёт, или купя не платя денег, скроется, или обманом, или вымыслом продаст, или отдаст поддельное за настоящее, или весом обвесит, или мерою обмерит, или что подобное обманом или вымыслом себе присвоит ему не принадлежащее, без воли, без согласия того, чьё оно.

Таким образом, понятию «воровство» было дано новое значение и определение его видов: воровство-кража, воровство-мошенничество, воровство-грабёж.

Устав Благочиния 1782 года предусматривал такие виды имущественных обманов, как обман в торговле, контрабанда, банкротство.

В 1846 году вступило в силу «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», действовавший с изменениями вплоть до социалистической революции 1917 года Уложение придало мошенничеству более строгую юридическую конструкцию:

Воровством-мошенничеством признается всякое посредством какого-либо обмана учиненное похищение чужих вещей, денег или иного движимого имущества.

22 марта 1903 года Николаем I было утверждено Уголовное уложение, разработанное правительственной комиссией, которое так и не стало действующим уголовным законом России.

Согласно ст. 591 главы 33 «О мошенничестве» к мошенничеству относились:

– похищение посредством обмана чужого движимого имущества с целью присвоения;

– похищение движимого имущества с целью присвоения «посредством обмера, обвеса или иного обмана в количестве или качестве предметов при купле-продаже или иной возмездной сделке»,

– побуждение «посредством обмана с целью доставить себе или другому имущественную выгоду,

– к уступке права по имуществу или к вступлению в иную невыгодную сделку по имуществу».

Все виды мошенничества совпадали с видами воровства. Статьи 592—598 предусматривали ответственность за специальные виды мошенничества (обман в запрещённых сделках и обман лицом, ложно выдавшим себя за служащего или за лицо, исполняющее поручение служащего, страховой обман, ложное объявление аварии капитаном торгового судна), ст.ст.577—578 — за злоупотребление доверием.

Следует отметить, что наказание за мошенничество было достаточно суровым (каторжные работы, ссылка в Сибирь, лишение всех «особенных, лично и по стоянию присвоенных прав»). Данное обстоятельство было связано с тем, что мошенничество посягало на незыблемость частной собственности господствующего класса. Советский ученый-криминолог С.С. Остроумов справедливо отметил, что в царской России было гораздо проще оправдать человека за убийство, чем за преступление против собственности.

В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс РСФСР. В ст.187 указанного нормативного акта определялось:

Мошенничество, т.е. получение с корыстной целью имущества или права на имущество посредством злоупотребления доверием или обмана.

В специальном примечании к статье разъяснялось, что под обманом следует понимать как сообщение ложных сведений, так и заведомое сокрытие обстоятельств, о которых необходимо было сообщить тем или иным лицам (утаивание правды). В Уголовном кодексе предусматривалась ответственность за мошенничество, посягающее как на государственную, общественную, так и на личную собственность граждан.

Следующим очень важным этапом в развитии уголовно-правового понятия мошенничества явилось принятие Уголовного кодекса РСФСР 1960 года. Данный Уголовный кодекс даёт нам два понятия мошенничества: мошенничество, как преступление против «социалистической» собственности и мошенничество, как преступление против личной собственности граждан.

24 мая 1996 года Государственной Думой РФ был принят новый Уголовный кодекс, вступивший в действие 1 января 1997 года и действующий по настоящее время.

Раздел VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики» открывает глава № 21 «Преступления против собственности», в которой предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество (ст.159). При этом было изменено определение понятия этого преступления, особенно подчеркнуто, что мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Как видно, в новом уголовном законе различаются две разновидности (формы) мошенничества, которые имеют различную правовую характеристику: хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием и приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Современное мошенничество в России приобретает все новые формы, а предметом мошеннических посягательств становится всё, что только может позволить себе человеческое воображение. Столь же разнообразны и способы обмана и злоупотребления доверием.

Субъектами мошеннических действий сегодня являются хорошо и блестяще образованные люди, нередко облаченные к тому же определенными должностями и властью. Изменение социального положения субъекта мошенничества связано с тем, что сегодня мошенничества совершаются куда с большим размахом, чем это было, например, в прошлом веке.

Чтобы изменить сложившуюся криминологическую ситуацию, необходимо начать борьбу с коррупцией и прежде всего в собственных рядах, добиваясь кардинального изменения психологического и нравственного климата как в стране, так и в каждом регионе. А Республике Карелии в данном направлении надо выходить из затяжного, запущенного состояния, принять все необходимые меры направленные на нравственное оздоровление общества.

ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА МОШЕННИЧЕСТВА

Мошенничество определяется в законе как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Предметом мошенничества, помимо имущества, является так же право на чужое имущество как юридическая категория, что является важнейшим отличительным признаком от смежных составов преступлений.

Субъективными признаками для большинства преступлений выступают цель (нажива) и мотив (корысть). Обязательные признаки субъективной стороны хищения — корыстный мотив и корыстная цель. Сущность корыстного мотива при хищении состоит в побуждениях паразитического характера, в стремлении удовлетворить свои материальные потребности за чужой счёт противоправными способами, путём завладения имуществом, на которое у виновного нет никаких прав.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановлением от 27 декабря 2007 года № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоению и растрате» дал чёткие разъяснения судам в части правоприменительной практики по данному виду преступлений.

СТАТИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ЗА 2013 ГОД (ПО ДАННЫМ МВД РФ)

По данным МВД РФ, по итогам 2013 года в России было выявлено 141,2 тыс. преступлений экономической направленности, что на 18,4% меньше, чем в позапрошлом году. Таким образом, статистика МВД продолжает фиксировать устойчивое снижение экономической преступности. Стоит отметить, что преступность в целом в 2013 году снизилась только на 4,2%. Таким образом, удельный вес экономических преступлений в общем объёме зафиксированных правонарушений также уменьшился — с 7,5% в 2012-м до 6,4% в 2013 году. Лучше общего тренда выглядели фальшивомонетничество (сокращение на 30,4%) и нарушение авторских и смежных прав (–27,8%). Напротив, по сравнению с позапрошлым годом значительно увеличилось число преступлений, связанных с изготовлением и оборотом немаркированной продукции (почти в 1,5 раза) и незаконным оборотом драгоценных металлов и камней (рост на 14,1%). На 1% выросло число выявленных случаев незаконного предпринимательства. Материальный ущерб от преступлений экономической направленности (по оконченным уголовным делам) составил 229,86 млрд руб.

Диаграмма 1. Динамика экономической преступности в 2007-2013 годах (тыс.)

В 2013 году наиболее распространенным видом экономических правонарушений, опередив мошенничества, стали преступления коррупционной направленности (41,5 тыс. случаев). Их доля в общей структуре экономической преступности достигла 29,4%. Мошенничества, на которые приходится 24,6% выявленных экономических преступлений, или 34,7 тыс. случаев, оказались на втором месте. Стоит отметить, что в 2013-м было зафиксировано значительно меньше случаев мошенничества, чем в 2012-м, однако такое снижение, вероятно, обусловлено не столько динамикой преступности, сколько изменениями методики учета — с 2013 года в данном разделе учитываются только 2-4 части статьи 159 статьи УК РФ. На третьем месте — фальшивомонетничество (16,8 тыс. или 11,9%).

Диаграмма 2. Структура экономической преступности в 2014 году

Что касается экономической преступности по сферам деятельности, то наиболее распространенными остаются преступления, связанные с финансово-кредитной системой (27,9% от общего числа преступлений). На втором месте правонарушения, связанные с потребительским рынком (16,9%), на третьем — с недвижимостью (6,2%). Реже всего в минувшем году правоохранительные органы фиксировали преступления в сфере внешнеэкономической деятельности — всего 0,9%. Однако именно преступления в сфере ВЭД чаще всего — в 72,6% случаев — совершались в крупном размере или влекли значительный ущерб.

Диаграмма 3. Экономические преступления по сферам деятельности

Статистика тяжких и особо тяжких экономических преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере

Доля тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном, особо крупном размере или повлекших значительный ущерб, в 2013 году увеличилась, хоть и незначительно. Таким образом, продолжился тренд предыдущих лет, иллюстрирующий, что снижение количества преступлений не означает уменьшения их размаха.

Диаграмма 4. Динамика тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном размере

По данным за 2013 год, в крупном или особо крупном размере совершались все преступления, связанные с изготовлением и оборотом немаркированной продукции, а также все нарушения при банкротствах (неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство). Близкий к стопроцентному результат показали также нарушение авторских и смежных прав (99,4%) и незаконное предпринимательство (99,5%). Скорее всего, это связано с тем, что менее серьёзные случаи нарушения авторских прав и незаконной предпринимательской деятельности подпадают под действие административного, а не уголовного законодательства. Зато в течение 2013 года не было выявлено ни одного крупного коммерческого подкупа. Также практически не было зафиксировано крупных случаев изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (для краткости в данном материале данные преступления обобщены под термином «фальшивомонетничество») — всего 0,2%.

Диаграмма 5. Доля преступлений, совершенных в крупном, особо крупном размере или повлекших значительный ущерб

Подпишитесь