Posted 12 ноября 2014, 09:40
Published 12 ноября 2014, 09:40
Modified 12 ноября 2022, 08:50
Updated 12 ноября 2022, 08:50
Депутат Петросовета Валерий Матвеев, можно сказать, новичок городского парламентаризма, его лишь в сентябре этого года избрали депутатом. И потому первая же сессия повергла его в шок. За 40 минут депутаты сумели рассмотреть и принять решения по 23 вопросам, почти каждый из которых внутренне сложный, и немалая часть из которых касается бюджетных денег или городского имущества. Молниеносность рассмотрения вопросов и такое же мгновенное принятия их путём открытого голосования, по-настоящему обескуражили профессионального юриста В. Матвеева. Смутило его абсолютно всё, что касалось процедуры принятия решения.
Ставится вопрос на обсуждение. Редкий из них на сессионном заседании обсуждается. Хотя, понятно, до сессии депутаты работают в комиссиях, и каждый из них в меру личной заинтересованности изучает готовящиеся к сессии материалы. Однако это не исключает публичной дискуссии на самом заседании, полагает Валерий Матвеев. У него в первый раз наблюдавшего за «обсуждением», сложилось впечатление, на котором он, разумеется, не рискнёт настаивать, что не все депутаты в равной мере погрузились в содержание 23 вопросов внесённых в сессионную повестку. И потому тем более ему интересно было наблюдать за ходом голосования.
Зачитывался вопрос, депутаты счётной группы («счётчики») фиксировали поднятые руки, «бригадир» данные суммировал, оглашая итоги голосования. Ведущий сессии переходил к следующему вопросу и сессионный поток мчался дальше.
В самой процедуре принятия решений, к которой депутаты привыкли, В. Матвеев нашёл изъяны, решив предложить коллегам отредактировать статью устава и ряд пунктов регламента работы Петросовета. Пройдёмся пошагово за инициативами депутата Матвеева.
О голосовании. Сейчас «счётчики» ведут учёт поднятых рук: за – против – воздержался. На момент голосования всё ясно: кто как голосует. Но избиратели при всём желании не узнают, как депутат их избирательного округа голосовал. Потому как ведётся учёт поднятых рук, и после сессии известны лишь суммированные показатели голосования, личную ответственность конкретного депутата за результат его голосования не выяснить без его на то доброй воли. Валерий Матвеев предлагает прозрачный для контроля избирателей механизм волеизъявления. По рядам пускаются «листы голосования» и депутат вместо того, чтобы руку поднимать, просто расписывается в листе. Стоит его подпись, значит, он участвовал в принятии решения.
В. Матвеев предлагает оставить напротив каждой фамилии в листе голосования только две графы: «за» и «против», отказавшись от графы «воздержался». Если депутат готовился к сессии, то у него должна быть сформулирована позиция по каждому вопросу повестки заседания.
По окончании сессии работники аппарата Петросовета на основе листов голосования готовят информационные отчёты, публикуемые на сайте Петросовета. Для того чтобы избирателям проще было знакомиться с материалами, оформляются результаты голосования в табличной форме, в которой формулируется вопрос сессионной повести и указывается персональное голосование каждого депутата.
Избиратель при желании всегда сможет найти интересующую его информацию и посмотреть как депутат его округа голосовал по тому или иному вопросу. Будет наглядно представлен результат труда депутатского корпуса и каждого депутата в отдельности, и тогда уже никто не сможет остаться в роли анонима. За каждое принимаемое решение избиратели смогут спросить с депутата, обратившись к официальным данным голосования, размещаемым на сайте Петросовета. Персональная ответственность при подобной прозрачной и открытой процедуре голосования, убеждён Валерий Матвеев, вырастет многократно.
Письменные поправки в устав города и регламент работы Петросовета он уже оформил, передав их в аппарат Петросовета. На ближайшей сессии не удастся, говорит В. Матвеев, принять процедурные изменения. Поскольку дело касается редактирования уставной нормы, то та же процедура требует общественного обсуждения его предложения. Потому на ноябрьской сессии удастся лишь сформулировать тему общественных слушаний и дату их проведения. Но в принципе можно успеть в этом году отредактировать нормативные документы, чтобы в новом 2015 году сделать работу депутатского корпуса более открытой для избирателей. В идеале хорошо бы, конечно, перейти на современную электронную систему голосования, как в парламенте Карелии то происходит, но лишних денег в бюджете города нет, а потому Валерий Матвеев и не рискует пока заговаривать на эту тему. У горожан имеются более насущные проблемы, требующие денег.
Источник материала: «Политика Карелии»