Posted 31 июля 2021,, 18:55

Published 31 июля 2021,, 18:55

Modified 30 октября 2022,, 20:55

Updated 30 октября 2022,, 20:55

В Карелии предложили новый способ пополнения муниципальных дорожных фондов

В Карелии предложили новый способ пополнения муниципальных дорожных фондов

31 июля 2021, 18:55
Фото: Медиахолдинг 1MI
От объемов Дорожного фонда напрямую зависит объем ремонта дорог в Карелии. Сейчас регионы ограниченны в суммах, но парламентарии нашли способ изменить ситуацию. Подробности - в нашем материале.

Дорожное понятие

Понятие Дорожного фонда (ДФ) появилось в 2011 году. Он бывает федеральным, фондом субъекта федерации и муниципальным. Жители Карелии, проживающие в городах и селах, пользуются дорогами республиканского или муниципального значения, а значит, нас интересует муниципальный и республиканский ДФ.

Основными источниками формирования федерального Фонда в соответствии с Бюджетным кодексом РФ являются акцизы на автомобильный бензин, транспортный налог, штрафы, возмещение вреда, причиняемого дорогам большегрузами, а также субсидии.

Из этих средств осуществляется обслуживание автомобильных дорог общего пользования, их капитальный ремонт, а также ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов. Но регионы получают по 10% с транспортного налога и акцизов на бензин и моторное масло.

«Он (дорожный фонд - прим. ред.) напрямую зависит от количества дорог муниципалитетах. Не от численности населения, как другие налоги, а именно от количества дорог зарегистрированных муниципальным образованием. Мы до сих пор ставим на учёт неучтенные дороги, без хозяина. Есть такие в некоторых поселениях. Естественно сама протяженность дорог увеличивается», - поясняет Ирина Кузичева, зампредседателя комитета по госустройству и местному самоуправлению Заксобрания Карелии.

За прошлый год эта сумма составила 265,8 млн рублей. В пересчете на 3159 км автомобильных дорог местного значения получается, что на 1 км асфальта приходится по 84000 рублей.

Соответственно ни на какой ремонт этих денежных средств не хватит, только на их содержание. Что приводит к тому, что состояние дорожной сети не соответствует нормативным требованиям, необходимым для безопасности дорожного движения.

«Незначительный объем средств муниципальных дорожных фондов не позволяет органам местного самоуправления выполнять работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения с соблюдением межремонтных сроков, в результате транспортно-эксплуатационное состояние муниципальной дорожной сети не соответствует нормативным требованиям, необходимым, в том числе, и для обеспечения безопасности дорожного движения», - комментирует ситуация председатель парламентского Комитета по госустройству и моестному самоуправлению Заксобрания Анна Лопаткина.

Объемы финансирования

В целях выполнения работ по ремонту автомобильных дорог из Дорожного фонда Республики Карелия ежегодно выделяются средства субсидий на проектирование, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Так, в прошлом году транспортные артерии получили более 700 млн рублей. 400 млн от этой суммы были выделены в рамках празднования 100-летия образования Республики Карелия только на Петрозаводск. Эти средства помогли отремонтировать более 130 тыс. кв. м. асфальтового покрытия, 90 тыс. кв. м. пешеходных дорожек, а также установить остановочные комплексы, современные светофоры и дорожные знаки. Бюджетом республики на 2022 и плановый 2023 гг. из Дорожного фонда предусмотрено всего 357,9 млн рублей на выполнение ремонтных работ.

Однако ни о каком точном планировании речи идти не может, поскольку из ДФ каждый год приходит разный объем средств.

«Депутаты Законодательного собрания работают с органами местного самоуправления, отслеживают состояние объектов в муниципалитетах, информируют нас о том, что появляется такая-то проблема, что есть какие-то мосты, которые еще год-два постоянно, потом надо будет уже на них выделить финансирование. Мы уже у себя можем планировать», - рассказал Дмитрий Кондрашин, замглавы Минтранса Карелии.

Вот только муниципалитеты планировать ничего не могут, потому что поступления каждый год получаются разные. В целом объемы дорожных фондов не позволяют ремонтировать дороги местного значения с соблюдением сроков, планировать дорожную деятельность, заключать долгосрочные муниципальные контракты. А ведь у нас в республике 80% муниципальных дорог не соответствуют нормативам.

«Денег муниципалитетам катастрофически не хватает. Поэтому власти работают в тесном контакте с Правительством. Если, например, на мост какой-то готова смета, мы обращаемся с ходатайством, инициируем процедуру внесения изменений в бюджет именно для того, чтобы помочь этому населенному пункту восстановить мост», - объясняет процесс Ирина Кузичева.

При этом, если у поселения годовой бюджет 4 млн рублей, то им явно не потянуть ремонт того же моста за 34 млн рублей. Например, в Беломорском районе три огромных моста через реку Выг, по мнению Кузичевой, никогда муниципалитет сам не построит. Для этого необходимы средства Дорожного фонда или нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

Больше процентов

На заседании Парламентской Ассоциация Северо-Запада было поддержано обращение депутатов Заксобрания Карелии к Председателю Правительства России Михаилу Мишустину по вопросу необходимости внесения изменений в действующее законодательство в части увеличения финансирования муниципальных дорожных фондов.

Для улучшения состояния муниципальных дорог парламентарии, в частности, предложили в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установить целевые показатели для дорог общего пользования местного значения.

В обращении предложено рассмотреть возможность увеличения с 1 января 2022 года норматива отчислений от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ до 20 процентов. Также было предложено дополнять ДФ не только за счет норматива отчислений от акцизов на нефтепродукты, но и от транспортного налога с физических лиц.

«Все эти вопросы можно решить только в команде. Поэтому эта инициатива продвигается через Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада. Ведь везде проблемы одинаковые: у кого-то - чуть лучше, у кого-то - чуть хуже. Следующий шаг - единообразный подход по всем субъектам российской федерации по нормативам по отчислениям по транспортному налогу в муниципалитеты», - заявила Ирина Кузичева.

"