Неповадно будет: Карелия начала борьбу со скручиванием одометров

Аналитика
Неповадно будет: Карелия начала борьбу со скручиванием одометров
Неповадно будет: Карелия начала борьбу со скручиванием одометров
30 июня, 17:31Фото: pixabay.com
Спикер Законодательного Собрания Карелии выступил с обращением к федеральным властям на тему запрета рекламы услуг по скрутке одометров автомобилей. Достанется за это как недобросовестным автовладельцам, так и фирмам, которые этим занимаются.

Назрело

Впервые инициатива от Карелии прозвучала ещё в 2018 году. Тогда спикер карельского парламента Элиссан Шандалович направил обращение к Министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву, в котором предложил на законодательном уровне ввести ответственность за корректировку в сторону уменьшения показаний одометра автомобиля при продаже автомобиля на вторичном рынке. Инициатива ещё в то время получила поддержку карельской ГИБДД. Вопрос продолжает обсуждаться в различных структурах.

«К нам поступали обращения от жителей Карелии. Более того, эта тема широко обсуждается, в том числе и в Интернет-пространстве. Вы знаете, какое серьезное внимание уделяется в нашей стране безопасности дорожного движения. Статистика по ДТП неутешительна. И тот факт, что продавец на вторичном рынке сознательно изменяет показания одометра, он таким образом не информирует покупателя о реальном состоянии автомобиля. Такой транспорт может представлять бОльшую опасность на дороге», — комментировал свою инициативу Шандалович.

Прогресс не стоит на месте. С появлением специальных электронных устройств «омолодить» автомобиль стало ещё проще и дешевле. Сейчас средняя стоимость такой услуги на рынке от 1000 рублей в зависимости от марки машины и объема работ. Налицо мухлеж, вот только ответственности за такие действия сейчас никакой. От этого страдают и покупатели подержанных автомобилей.

«Купил автомобиль Шевроле с рук в Петрозаводске. Пробег устроил — около 100 000 км. С учетом года — совсем неплохо. Вот только машина начала „сыпаться“ после покупки. Заказал справку о состоянии автомобиля на одном из сервисов. Пожалел, что не сделал этого ДО покупки. Оказалось, бывшие хозяева „скрутили“ больше 50 000 км. Теперь придется потратиться на капремонт двигателя, чувствую, что на подходе и коробка передач!» — жалуется один из жителей карельской столицы.

По словам главы РОАД, любители скручивать данные на одометрах ответственности практически не несут, продавая покупателям автомобиль по завышенной стоимости, опасный в использовании. Такие автомобили пытаются продать даже дилерам. Сегодня можно привлечь обманщика по административной статье, но нарушителей не штрафуют. По мнению Ассоциации Российских автомобильных дилеров, в КоАП нужна отдельная статья именно за скрутку автопробега. Штраф должен быть пропорционален нанесенному покупателю ущербу. Чем дороже продал — тем выше штраф. Такжен отмечено, что подобные действия подпадают и под уголовную статью «Мошенничество» УК РФ.

Между тем по статистике пробег корректируется у 70% автомобилей вторичного рынка: какие-то марки в большей мере страдают от этой «болезни», какие-то в меньшей. Видимо поэтому на рынке скрученный пробег - почти что норма. Не скрутил – обманул сам себя: все равно не поверят, что твой пробег честный.

Попадет всем

25 июня в Государственной Думе зарегистрирован законопроект спикера парламента Карелии Элиссана Шандаловича о внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О рекламе», устанавливающий запрет на рекламу услуг по корректировке данных одометров автомобилей. По мнению автора законопроекта, одометр автомобиля — это такой же прибор учёта, искажение данных которого приводит к намеренному введению в заблуждение покупателя и, как следствие, к возможным авариям. Законопроектом предлагается За его нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа: для граждан — от 2 до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей.

«Сегодня в интернете часто встречаются коммерческие предложения по „скрутке“ пробега автомобиля. Показания прибора намеренно занижаются, например, для более выгодной продажи автомобиля на вторичном рынке. В результате это не позволяет покупателю достоверно оценить техническое состояние приобретенного автомобиля. Считаю, что запрет на рекламу таких сомнительных услуг, прежде всего, будет способствовать снижению числа аварий из-за неисправностей транспортного средства, которые могут повлечь серьезную опасность для жизни человека», — пояснил Шандалович.

Ранее в декабре 2020 года федеральное законодательство запретило рекламу услуг по корректировке показаний приборов учета коммунальных услуг, так как это вводит в заблуждение поставщиков энергоресурсов и способствует безучётному использованию ресурса.

Инициативу Элиссана Шандаловича прокомментировал председатель Комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов: «Принимая во внимание высокую социальную значимость вопроса, полагаем, что внесение инициативы в Государственную Думу целесообразно для проведения всестороннего обсуждения предлагаемой меры и возможных способов ее реализации».

Примечательно, что запрет на скрутку пробега автомобиля уже действует в Европе и США, причем в Соединенных Штатах за это предусмотрена уголовная ответственность.

Другие предложения

Кроме Карелии с аналогичным предложением выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры». Там предлагают ещё более серьезное наказание — штраф до 1 млн рублей для юрлиц и 300 тыс. руб. для физлиц. Заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Александр Старовойтов и вовсе считает, что наказывать нужно еще жестче — уголовной ответственностью.

Вот только поймать за руку таких махинаторов крайне сложно. Ещё сложнее добиться той самой административной или уголовной ответственности. Юристы советуют через суд расторгать договоры купли-продажи и возвращать деньги. Но процесс будет долгим и сложным, доказать фальсификацию не всегда удается.

***

Какой бы ни была принятая мера, в борьбе за корректные данные выиграет покупатель подержанных автомобилей. В первую очередь именно он подвергается опасности, когда садиться за руль:

«Считаю, что запрет на рекламу корректировки одометров будет, прежде всего, способствовать снижению риска возникновения аварий из-за неисправностей автомобиля, которые могут повлечь серьёзную опасность для жизни человека»», — уверен спикер Заксобрания Карелии Элиссан Шандалович. Ведь жизнь — самое главное, что есть у каждого из нас.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter