Posted 30 марта 2018,, 17:00

Published 30 марта 2018,, 17:00

Modified 30 октября 2022,, 18:31

Updated 30 октября 2022,, 18:31

«Гора Паасо»: Сунский бор продолжение?

30 марта 2018, 17:00
Гора Паасо может стать вторым Сунским бором в Карелии. Живописное место в Сортавальском районе решили сделать современным туристическим объектом, но краеведы с этим не согласны и готовы повторить опыт сопротивления «сунских партизан».

Выгодный туризм

В Карелии развивается туризм. Всё больше мест с девственной природой становятся доступными для отдыхающих. Манит путешественников из других городов и красота республики: прозрачные озёра и реки, густые леса и то, что Карелию можно посетить в любой сезон - это выгодно для инвесторов, которые вкладываются в развитие туризма.

Осенью 2017 года Глава Карелии Артур Парфенчиков посетил гору Паасонвуори в Сортавальском районе. Там в XII - XVII веках располагалось городище древнего племени корела. Здесь не раз находили такие артефакты древнекарельской культуры как украшения, предметы утвари и вооружения. А само название «Спасова гора» пошло от Спасской церкви, которая находилась у кладбища в XVII веке.

После посещения горы Артур Парфенчиков написал на своей странице в социальной сети, что принял участие в научном семинаре, посвящённом обсуждению архитектурного оформления музейно-экспозиционного комплекса горы Паасо.

- Уверен, в результате реализации проекта должен появиться не только туристский, но и просветительский объект, открывающий посетителям историю формирования народа корелы, его связям с Новгородской Республикой, совместной обороне северных рубежей древнерусского государства, историю северо-западной границы Руси, России от 10 до 20 веков. Постараемся с помощью учёных восстановить быт, условия жителей Карелии 10-14 вв.

Пару месяцев спустя в феврале 2018 года на сайте Министерства культуры РК появилось сообщение о том, что объявлен открытый конкурс по созданию объекта туристского показа с обустройством горы Паасо. Победителю предоставляется приоритетное право на реализацию своего проекта.

Мы решили обратиться в министерство культуры Карелии, чтобы узнать, как давно заинтересовались туризмом на гору Паасо. Там нам пояснили, что, так как туризм в республике развивается наиболее динамично по сравнению с другими отраслями экономики, подобные объекты всегда находятся в поле зрения.

- Однако, на туристском рынке, несмотря на его устойчивый рост, ощущается голод на инвестиционные ресурсы, дополнительные средства размещения, новые доминанты туристской аттракции. Решение о проведении открытого конкурса обусловлено поступлением в течение последнего года в адрес Министерства инициатив по развитию территории объекта. Заявки принимались от физических и юридических лиц, желающих выступить инициатором создания объекта. Победитель определен по результатам отбора поступивших заявок конкурсной комиссией, - рассказали нам в Минкульте.

В конкурсе приняли участие четыре кандидата: КРОО возрождения культурных традиций «Арт-Карелия», Алексей Шелестенко, Наталия Богаткина и Константин Шилов. Последний предприниматель ещё в октябре обращался к Главе Карелии со своим инвестиционным проектом горы, из-за чего Парфенчиков и предложил организовать конкурс проектов, однако уже во время конкурса Константин Шилов решил отказаться от участия. Через две недели стало известно, что победил проект предпринимательницы из Москвы Наталии Богаткиной.

Виталий Рыстов, краевед, издатель альманаха «Сердоболь», присутствовавший на подведении итогов конкурса, возмутился его результатами и «странными» условиями. Он считает, что всё было решено заранее.

- Решение о резком увеличении тур-потоков и о допуске к объекту коммерческой структуры было принято без предварительного изучения и обсуждения с людьми, которые живут в Сортавальском районе. К тому же нас насторожили необычайно сжатые сроки «конкурса». Само подведение итогов выглядело жалко – собравшимся 10 членам комиссии положили на стол две толстые папки с проектами, на изучение которых по-хорошему требовался бы целый день. Самих соискателей не было и, на возникшие было к авторам проектов вопросы, ответить было некому.

Подтвердил слова Виталия Рыстова один из проигравших конкурсантов - Виталий Талыпин, представлявший проект от «Арт-Карелии»:

- Конкурс был достаточно уникальный и нам был интересен сам опыт участия в нём. Мы, как некоммерческая организация, понимали, что если бы такой некоммерческий объект, как гора Паасо, развивала бы некоммерческая организация, то это было бы более прозрачно с точки зрения инвестиций.

От начала до конца не совсем были понятны правила конкурса. Один из участников - Константин Шилов - вышел из конкурсного проекта на второй встрече. И честно говоря, мы тоже хотели выйти, чтобы не создавать помех. Единственное, что за рамками конкурса я предложил всем вместе реализовывать проект, потому что концепции у нас были похожие, но мою идею отвергли, так как конкурс тогда бы не состоялся.

Конкурс был еще странный и потому, что на самой горе Паасо строить ничего нельзя. Конкурсанты, не могли ничего другого и предложить, кроме как деревянные настилы на пешеходных тропах. За горой Паасо, на территории поселка Лахденкюлля «Арт-Карелия» предложила обустроить парковку и инфраструктуру, необходимую для обслуживания гостей и посетителей. Там же, на территории Лахденкюлля, мог быть размещен и гостевой комплекс. У подножия горы мы предложили сделать только историческую реконструкцию древнекарельского поселения. Метод исторической реконструкции, как один из видов экспериментальной археологии, в последнее время очень популярен на подобных объектах во всем мире. Поскольку конкурс объявлялся на создание туристического объекта, то и предложения по размещению объектов туристической инфраструктуры недалеко от самой горы Паасо мы посчитали необходимым. Если бы конкурс был бы по теме «Сохранения горы Паасо, как памятника археологии», то и предложений по развитию туристической инфраструктуры в проекте бы не было.

Саму гору мы предлагали оставить свободной для посещения. Но при этом обустройство пешеходных троп должно обеспечить сохранность, как памятника археологии, так и природного комплекса. Основное отличие нашего проекта – мы не считали необходимым выводить участок горы Паасо из лесного фонда. Статус лесного участка позволяет лучше сохранить природный комплекс.

На голосование нас не приглашали. О результатах голосования мы узнали из СМИ. Насколько я слышал от участников голосования, им дали ознакомиться с проектом буквально на месте и достаточно быстро. Предполагаем, что невозможно за столь короткий срок прочитать, вникнуть, найти различия. Я надеюсь, что победили достойные.

Краевед Виталий Рыстов недоволен новым внешним обликом горы. Он считает, что гора Паасо - археологический памятник, которые следует рассматривать как заповедное место, а не в роли объекта массового туризма.

- Я против передачи памятника археологии в частные руки. Я за то, чтобы на ней работали с туристами исключительно сотрудники Регионального музея Северного Приладожья. За то, чтобы не возводить у подножья горы никаких сооружений. Народу не нужен человейник у подножья горы - с ресторанами, ларьками, часовней и т.п. «благами» цивилизации. Это нужно бизнес-структурам, они навязывают. Я за то, чтобы оставить ландшафт первозданным, и не портить его никакими признаками цивилизации. В заповедном месте достаточно информационного щита со схемой объекта и информацией, как заказать экскурсию, указателей маршрута, обустройства тропы и музейной реплики на вершине горы.

Из девяти членов Совета по культуре Сортавальского района, в котором Виталий Рыстов состоит, семь человек поддержали возмущения краеведа. Виталий решил обратиться в прокуратуру РК для проверки законности конкурса.

На чьей стороне музей Северного Приладожья?

Заместитель директора музея Северного Приладожья по научной работе Игорь Борисов высказывался по поводу благоустройства Паасо ещё до проведения конкурса – на семинаре в ноябре 2017 года, который организовала Наталия Богаткина. Её главной идеей на тот момент было построить на вершине горы крепость, которая завлекала бы туристов. Музей раскритиковал этот проект, аргументируя тем, что любое вмешательство уничтожит памятник археологии – городище Паасо. По словам замдиректора реконструировать можно то, что есть – остатки оборонительного каменно-земляного вала, фрагменты ворот, по возможности восстановить какой-то дом, где жили корелы.

Как оказалось, с победительницей конкурса Натальей Богаткиной музей сотрудничает ещё с лета 2017 года, он давал ей советы по развитию проекта. Другие два конкурсных проекта, с которыми ознакомился Игорь Борисов, показались ему непродуманными – там не рассказывали о реконструкции самого городища Паасо.

- Я вижу, что группа, которая работает по этому проекту грамотная, адекватно относится к замечаниям. Не так как на Рускеальских водопадах, где поставили идолов у водопадов и закрыли весь обзор на водопады. Наше мнение – их проект достойный, он даёт возможность нашему музею тоже работать, потому что наш музей Северного Приладожья 25 лет проводит экскурсии на гору Паасо. Сами мы не смогли бы потянуть эту гору, мы не смогли бы её благоустроить, нам не дают такие деньги на развитие. А вот совместно с коммерческой структурой, которая выиграла этот конкурс, мы могли бы реализовать наши планы, могли бы стать консультантами в области развития туризма на этой горе, подготовили бы хорошие экскурсии и экскурсоводов, - говорит Игорь Борисов.

По словам Игоря Борисова, позиция Виталия Рыстова неправильная, так как «он многих вещей не понимает». Если не будет проведена музеефикация Паасо, то она уйдёт с молотка другому предпринимателю и на неё вообще никто не попадёт, считает замдиректора.

- Эта территория уже дана в аренду под вырубку леса. Уже вырубают леса, я видел эти делянка, они находятся рядом с горой, это безобразие. Кроме того, недавно я узнал, что под горой идёт строительство пристани для кораблей, моторных лодок, на которых будут привозить туристов. Никого отношения к этому проекту эта пристань не имеет, она уже построена. Кто её разрешил строить - неизвестно. И насколько я знаю, всё это подножие горы Паасо уже отдано под строительство не только одноэтажных зданий, но и многоэтажных зданий. Вокруг этой горы идёт возня. Раздача земель началась ещё до Парфенчикова. Земли раздали под создание каких-то туристических баз вокруг горы.

Какой станет гора Паасо?

Так как на сайте Минкульта информацию о проекте победителя мы не нашли, мы решили обратиться к победительнице проекта Наталии Богаткиной, чтобы узнать, что же всё-таки будет представлять собой проект.

Наталия подтвердила, что первые шаги по реализации создания объекта туристического показа на горе Паасо начались ещё в 2017 году, хотя идея возникала у неё давно.

- В настоящий момент гора есть, а использования нет. Имеется указатель – «Городище Паасо», и туристы, проходя по указателю, находят там только место для пикников и замечательный вид, а потом пишут, что никакого городища нет, там просто красивый пейзаж. В то время как мы имеем дело с уникальным памятником археологии и природы с нераскрытым потенциалом показа.

Как выяснилось, несмотря на то, что Наталия родом из Москвы, 10 лет назад она приехала в Карелию, влюбилась в неё и решила, что это самое подходящее место, где она хочет встретить старость. С мая по октябрь Наталия проживает в посёлке Рауталахти, где находится гостевой комплекс «Времена года», совладельцем которого она является.

- Новость об обустройстве горы вызвала резонанс: «Приехали какие-то люди из Москвы», «Не отдадим гору Паасо москвичам». И стало понятно, что, к сожалению, люди информацией не владеют и не знают, что планируется сделать. Нам бы не хотелось участвовать в противоборстве. Хочется приобщить как можно больше людей к замечательной атмосфере горы Паасонвуори и её окрестностей, а также рассказать им о малоизвестных страницах истории их страны.

Опыт работы с подобными памятниками у Наталии уже был. Много лет назад она вместе с некоммерческой общественной организацией «Товарищество северного мореходства» восстанавливали на Соловках амбар для гребных судов, построенного в 1841 году. В нём был создан Соловецкий морской музей, повествующий о духовном и хозяйственном освоении поморами морских просторов и прибрежной территории Русского Севера. По мнению комиссии ЮНЕСКО, инспектировавшей Соловки как объект всемирного культурного наследия, именно Морской музей можно считать эталоном вовлечения исторических объектов в современный туристический оборот.

У команды Наталии есть опыт работы по восстановлению памятников и в Карелии. На горе близ посёлка Рауталахти вокруг храма Сергия и Германа Валаамских были возведены три часовни – копии утраченных часовен Русского Севера.

- Опираясь на этот опыт и в результате совместной работы со специалистами краеведами, историками, археологами и возникла концепция проекта вовлечения горы Паасо и ее историко-археологического наследия в культурный и туристический оборот. Концепция предполагает минимальное вмешательство в природную среду самого памятника, формирование безопасной инфраструктуры доступа на гору, ландшафтный театр с вершины горы, археологическую реконструкцию фрагментов городища, содержательные экспозиции у подножия, главной из которых должна стать история формирования западной границы России от Балтики до Арктики на основе анализа текстов договоров, начиная с Ореховецкого мира 1323 года и заканчивая Парижской мирной конференцией 1947 года.

Весь проект Наталия продумывала вместе с партнёром Дмитрием Лебедевым, с которым она сотрудничает уже 20 лет и имела опыт реализации проектов с объектами культурного наследия. Предварительно по оценкам победительницы на благоустройство горы уйдёт 50 миллионов рублей самостоятельного финансирования. Эскизы, которые надо было показывать конкурсной комиссии, нам Наталия пока не готова предоставить, по её словам, их ещё надо дорабатывать. Поэтому остаётся довольствоваться устным описанием.

- Мы планируем создать экскурсионные маршруты — это, прежде всего, ландшафтный театр Паасонвуори, его неповторимые природные и историко-культурные ландшафты карельской земли, открывающиеся с оборудованных смотровых площадок горы Паасо.

Краеведческая экспозиция по истории местности районе горы Паасо, археологическим находкам, каменоломням и природным объектам. Историческая экспозиция иллюстрирующая динамику русско-шведских (финских) отношений, а также выставочные площади для сменных ежегодных художественных выставок. В память о возможном происхождении названия горы Паасо и вероятного нахождения у ее подножия православной церкви, предполагается установка небольшой Спасской часовни. И, конечно, инфраструктурный блок, располагающийся вне границ памятника и включающий в себя стоянку, информационный центр, кафе, туалеты.

По словам Наталии, они планируют приступить к началу работ уже в этом году, однако перед этим необходимо получить разрешительную документацию, согласования и пройти экспертизы, ведь речь идёт о памятнике. Первые работы будут технические, куда привлекут археологов. По расчёту Наталии работы по проекту будет полностью реализованы к 2021году.

- В результате Карелия получит еще одно замечательное место притяжения человеческого интереса, внимания и эмоций для широкого круга наших соотечественников, интересующихся своей историей и природой.

Народ не дремлет

Пока же Наталия Богаткина и её команда ждёт разрешительную документацию, краевед Виталий Рыстов ждёт ответа от прокуратуры и изучает опыт сопротивления сунских партизанов.

Как нам сообщили в Минкультуры Карелии, прежде чем проект будет реализован, он будет вынесен на обсуждение общественности в Сортавальском районе.

"