Posted 29 мая 2018,, 13:37

Published 29 мая 2018,, 13:37

Modified 30 октября 2022,, 19:10

Updated 30 октября 2022,, 19:10

Сохранимся в облаках

29 мая 2018, 13:37
Госструктуры и бизнес в Карелии оценили плюсы «облачных» технологий

Росгвардия, МФЦ, аэропорт «Петрозаводск», Рослесинфорг, АО «Кондопога»… Это далеко не полный список участников бизнес-завтрака, посвященного развитию «облачных» технологий в Карелии. На минувшей неделе Карельский филиал ПАО «Ростелеком» рассказал госструктурам и представителям бизнеса региона о возможностях и преимуществах Национальной облачной платформы (НОП) – уникального сервиса, не имеющего аналогов в России.

Полет фантазии

Во всем мире «облака» (технология, при которой необходимость в собственном компьютерном «железе» на рабочих местах сводится к минимуму, поскольку вы используете виртуальный сервер провайдера), уже стали привычным явлением.

Клиент вместе с виртуальным центром обработки данных получает в аренду целую компьютерную инфраструктуру, которой может дистанционно пользоваться по своему усмотрению. Наиболее простым примером можно считать создание виртуального офиса (или сети офисов) любых масштабов для обработки, хранения и защиты информации.

– Есть множество целей для использования «облака», - рассказывает руководитель «облачных» проектов Северо-Западного макрорегионального филиала ПАО «Ростелеком» Дмитрий Максака. – Можно использовать ЦОД для резервного хранения данных, оставляя на своем сервере основные, либо наоборот. Часто клиенты переносят на виртуальный ЦОД базы «1С», что очень успешно работает. Популярен перенос в «облако» офисной инфраструктуры.

Также на «облака» часто переезжают веб-сайты и приложения, когда возможностей обычного хостинга недостаточно. В России эта модель работы с данными развивается бешеными темпами и пользуется все большей популярностью. Благодаря «Ростелекому» «облака» добрались и до Карелии.

Вслед за страной

По словам Дмитрия Максака, сегодня на Национальной облачной платформе работает всем известный Портал Госуслуг РФ, в мощнейших центрах обработки данных (ЦОД) развернуты системы «электронного правительства», ГИБДД, ЕГЭ и пр.

– По сравнению с предыдущим годом, у нас введено в эксплуатацию порядка 4000 серверных стоек на территории РФ, из них около 2000 в Москве, - уточняет Дмитрий Максак. - На текущий момент мы предлагаем в коммерческую аренду мощности на территории 4 ЦОД – два в Москве, и по одному в Новосибириске и Сочи.

В планах «Ростелекома» на 2018 год – строительство с участием «Росэнергоатома» нового дата-центра в Тверской области на 8000 стоек. В мощнейший ЦОД после завершения работ «переедет» «электронное правительство».

Масштабы сотрудничества впечатляют. В Карелии же «облачная история» еще только начинается. С «Ростелекомом», например, уже активно сотрудничает Многофункциональный центр. Судя по количеству участников бизнес-завтрака, количество пользователей скоро ощутимо вырастет. И тому есть ряд серьезных причин.

Враг не пройдет

Для госструктур особо актуальными сегодня становятся вопросы оптимизации и экономии расходов. В этом смысле «облачные технологии» незаменимы. Во-первых, потребитель получает полноценный ЦОД, а им можно назвать далеко не любой офисный сервер, который зачастую пылится где-нибудь в углу. Дата-центр – специально оборудованное помещение – обслуживает целый штат специалистов «Ростелекома», поэтому работоспособность системы вас заботить не будет. Соответственно, потребность в собственных «айтишниках» может свестись к минимуму.

Во-вторых, компания, работая с «облаком», существенно сокращает расходы на лицензионное программное обеспечение. «Ростелеком» оперативно модернизирует «железо» и ПО, а обновления для тех же операционных систем входят в пакет услуг.

– Сервисы «Ростелекома» позволяют вам всегда пользоваться актуальными и современными программными средствами, не тратясь на покупки лицензии, - рассказывает и.о. директора по работе с корпоративными и государственными клиентами Карельского филиала ПАО «Ростелеком» Елена Попова. - Они, как правило, действуют год-два, и вы вынуждены периодически покупать новые. Здесь об этом заботимся мы, вы платите только за сервис.

В-третьих, пользователю обеспечена всесторонняя, в том числе, «физическая» защита информации, что для госструктур является отдельным приоритетом в работе.

– У нас выполнен полный комплекс мер по обеспечению безопасности, - подчеркивает Максак. - Важно отметить, что те мощности, которые мы сдаем в коммерческую аренду, по факту находятся в тех же залах, где расположены Госуслуги и развернуты наши ключевые корпоративные системы. Даже своим сотрудником в залы пройти достаточно трудно. Все наши системы построены на сертифицированных решениях и продуктах и обеспечивают все необходимые государственные требования по информационной безопасности.

Лишнего не спросят

К преимуществам «облачных» технологий можно отнести и развернутую систему управления резервными копиям данных по заданному расписанию и с помощью круглосуточной службы техподдержки по отдельно выделенной телефонной линии. А следить за виртуальной структурой помогут оповещения по СМС и электронной почте.

Немаловажный плюс – ежесуточная тарификация. Клиент волен поменять конфигурацию своих ресурсов в любое время, и платить он будет только за те мощности и возможности, которыми пользуется. Сделать это можно всего за пару кликов в личном кабинете.

– Виртуальные ресурсы находятся в постоянной работе, - уточняет Максак. - Дополнительные мощности можно выделить в течение 10-15 минут, и по факту за полчаса вы можете развернуть уже готовые системы. По сравнению с собственными временными затратами здесь - почти мгновенные сроки.

Бесплатно протестировать виртуальный ЦОД «Ростелекома» можно в течение 7 суток, но в компании отмечают, что готовы обсуждать и иные сроки, поскольку прекрасно понимают, что недели для того, чтобы «обкатать систему», может оказаться мало.

Есть и другие, более специфические, детали, которые свидетельствуют о безусловной выгоде использования ЦОД, - геобалансировка траффика, поддержка виртуальных частных сетей, защита от DDos-атак и пр. Такие тонкости вряд ли будут понятны неспециалистам, поэтому перейдем к вопросам, коих у участников бизнес-завтрака возникло множество. Остановимся на тех, что имеют отношение к «облачному» формату.

Индивидуальный подход

В числе первых и ожидаемых – стоимость аренды виртуального ЦОДа. Конкретные суммы назвать сложно уже потому, что они всецело зависят от желаемой конфигурации виртуальной машины и потребностей заказчика. Потенциальный клиент всегда может воспользоваться онлайн-калькулятором на официальном сайте «Ростелекома», но все детали, разумеется, подскажут и менеджеры компании. Разработчики подчеркивают: все расчеты производятся индивидуально с «возможностью обсуждения стоимостных параметров».

– Часто бывает, что наши клиенты создают виртуальный сервер, устанавливая чересчур высокие параметры конфигурации, - отмечает Елена Попова. - У нас есть специалисты технической поддержки, которые помогут вам создать виртуальную машину по потребности.

При этом все цифры крайне относительны. Собственные расходы на информационную безопасность, зарплаты и т.д. могут оказаться существенно больше. Как отмечает специалист по информационной безопасности БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» Григорий Чайка, многое зависит и от режима работы предприятия.

Договор дороже денег

Стоит ли клиенту волноваться за сохранность данных в «облаке»? Насколько надежно оборудование? Это опять-таки забота «Ростелекома». По словам специалистов компании, уровень отказоустойчивости систем составляет 99,99999 (…) процентов. Кроме того, в договорах прописаны соответствующие гарантии. Не будем забывать и про широкие возможности резервного копирования и хранения данных в виртуальном ЦОДе. Например, заказчик может запросто полностью клонировать свой виртуальный компьютер и держать копию либо в «облаке», либо на своем «железе».

– С учетом потенциального сокращения IT-специалистов при использовании «облака» надежность хранения данных повышается, хотя ее в целом трудно оценить, - рассуждает Григорий Чайка. – При этом, если не ошибаюсь, «облака» появились достаточно давно, за рубежом. Теперь же технология добралась и до нас. Радует, что такую услугу предлагает «Ростелеком».

По мнению Чайки, новый подход очень разумен, потому как сейчас громадная часть работы аэропорта лежит на плечах местной инфраструктуры.

«Хороший продукт»

Для некоторых гостей, особенно из госструктур, более актуальными стали вопросы субординации. Отдел Росгвардии по Карелии, например, уже готов взять «облака» на вооружение, мешает лишь недостаток самостоятельности.

– Мы, как специалисты, понимаем, что ваши предложения – это инновационно и то, что нужно именно сейчас, - делится мнением и.о. замначальника ФГКУ ОВО ВНГ России по РК Владимир Лисицын. – С 2018 года у нас есть распоряжение, согласно которому «Ростелеком» для Росгвардии объявлен единым поставщиком, и в этом плане нам стало работать проще. Но список услуг, который мы получаем, надо бы расширить. Вы предлагаете хороший продукт, мы хотим его получить.

Выход в ситуации прост: стороны планируют договориться на федеральном уровне. По словам Дмитрия Максака, с точки зрения закона нет никаких препятствий для того, чтобы перенести данные в «облако». Оно находится на территории РФ и соответствует всем требованиям информационной безопасности.

– В Карелии есть опыт внедрения виртуального ЦОД, и мы наращиваем клиентскую базу, - отмечает Елена Попова. - Мы также видим, что клиенты наращивают мощности своих виртуальных систем, что говорит о росте востребованности услуги.

Последнее слово – за руководством компаний. И вряд ли среди них найдутся те, кто не заинтересован в разумной экономии сил, времени и средств.

"