Posted 27 декабря 2019, 15:53
Published 27 декабря 2019, 15:53
Modified 30 октября 2022, 19:50
Updated 30 октября 2022, 19:50
Начало декабря для жильцов домов в частном секторе Петрозаводска выдалось непростым. Предпраздничное настроение подпортили счета за мусор: квитанции пестрели суммами, рассчитанными едва ли не за минувшие полтора года. Жильцам предлагалось заплатить по несколько тысяч рублей, а в самих платежках почему-то указывалось неверное количество проживающих. Как и почему появились такие суммы? Откуда взялись жильцы-«призраки»? И что теперь делать «частникам»?
Своими силами
В редакцию «КарелИнформа» обратились жители Перевалки из так называемого «частного сектора», обеспокоенные полученными квитанциями за вывоз мусора. По их словам, в «квитках» красовались суммы в несколько тысяч рублей, причем погасить долги нужно было до конца года. Иначе – еще и пени.
Обескураживала не только сумма. Документы были обезличены, а количество жильцов дома (исходя из которого, к слову, и начисляется плата), оказалось другим. Пенсионеры недоумевали: откуда взялись начисления за минувшие полтора года? И платить люди не отказываются, хотя все это время и справлялись с мусором своими силами. Жильцы утверждают, что с помощью родственников отвозили пакеты к другим контейнерным площадкам.
При этом, заключать договоры на вывоз мусора жителям никто не предлагал, однако людей больше удивило другое. По их мнению, в расчеты попали несуществующие люди – едва ли не покойники.
«У меня в «мусорной» строчке откуда-то взялись два человека», - говорит одна из жительниц Перевалки. - «Могу только предположить, что второй – мой супруг. Но он скончался уже несколько лет назад. А живу я одна… И еще непонятно, почему со мной не связались и не настояли на заключении договора, если уж это так обязательно. Я, конечно, спрашивала обо всем в Едином расчетном центре на улице Дзержинского, но понятного ответа не получила. Только о большой сумме сказали, что она была посчитана «в среднем».
Публично и со статусом
Начнем с договоров, ведь потребители и исполнители коммунальной услуги (в нашем случае, вывоза ТКО), прежде всего, должны общаться в правовом поле. Как нам пояснили эксперты, региональный оператор по обращению с ТКО публично объявляет о заключении договоров на вывоз мусора с того момента, как получил соответствующий статус. Таков закон. Напомним, ООО «Автоспецтранс» по итогам открытого конкурса приобрело статус регоператора 19 февраля 2018 года.
«Далее собственник жилого дома имеет право подать региональному оператору (или агенту, которому это поручено) заявку в письменном виде»,- поясняет юрист Глеб СУРЖКО. - «Если он этого не делает, то считается, что заключен типовой, так называемый публичный, договор - с минимальным количеством условий. Но даже если собственник жилого дома не обратился с заявкой, региональный оператор должен выявлять таких потребителей и, соответственно, выставлять им счета».
Вероятно, можно добавить к сказанному еще один штрих. Экономическая и финансовая логика (здравый смысл?) говорят о том, что любой «сборщик» платежей должен быть кровно заинтересован в том, чтобы получать деньги. А, как известно, упрощенно собираемость платежей – это отношение объема начисленных к объему полученных денег. Отсюда – процент. Еще в апреле этого года регоператор заявлял о том, что Карелия оказались в лидерах по стране в части сбора платежей от физических и юридических лиц (78%). Возможно, весомый вклад обеспечили именно «юрики», но можно ли получить столь высокий процент при серьезных и затянувшихся сложностях в Петрозаводске, пусть и в его частном жилом фонде?
Реестр без реестра
Какую же работу проводил «Автоспецтранс» все это время? В первую очередь, регоператор напомнил нам о ранее действовавшей системе, согласно которой до января 1998 года любые сделки с недвижимостью регистрировали нотариусы и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Единого госреестра недвижимости (ЕГРН) в то время еще не было, поэтому вело учет и хранило информацию именно Бюро. Именно эти данные до сих пор полностью в ЕГРН не переданы. Поэтому выписку сведений о домах в частном секторе (чтобы обновить информацию о жильцах) получать нет смысла: ее просто может не быть.
Регоператор приводит простой пример. Допустим, владелец получил квартиру в подарок (купил, наследовал и т.д.) в прошлом, двадцатом веке. Он является полноправным собственником. Но информация об этой недвижимости попадет в новый реестр только тогда, когда человек совершит новую сделку и самостоятельно обратится за регистрацией прав.
«В индивидуальных жилых домах на Перевалке много жителей преклонного возраста», - добавляют в «Автоспецтрансе». - «И отсутствие данных в реестре не лишает прав на имущество, но приводит к тому, что в выписке информации о собственнике не будет. Поэтому частный сектор оказался в такой ситуации. И, в принципе, предоставить нам сведения – это обязанность собственника жилья...»
По словам заместителя директора компании и начальника отдела по работе с потребителями Анны МУЗАЛЕВОЙ, по закону физические и юридические лица должны заключить публичный договор на вывоз мусора с региональным оператором. «Публичность» подразумевает тот факт, что в письменной виде договор не обязателен.
«Тем не менее, мы должны иметь необходимую информацию - ФИО, адрес, количество зарегистрированных лиц или собственников, чтобы выставить квитанцию и, в том числе, обсудить вопрос по рассрочкам и неначислению пеней», - добавляет замдиректора. - «Мы всегда идем навстречу жильцам, но самое главное, чтобы граждане заявляли о себе: пришли в Единый расчетный центр на ул. Онежской флотилии, 26. Мы все-таки должны урегулировать этот вопрос, в том числе, по отсрочкам оплаты задолженности за весь период. Ведь заплатить за услугу, как того требует законодательство, неизбежно придется».
Недорогой перерасчет
Впрочем, «по-хорошему» проводить «мусорную» инвентаризацию частного сектора должны органы местного самоуправления, говорит Музалева. Только обращения регоператора власти игнорируют, поэтому компании «приходится самостоятельно выявлять граждан».
«После того как региональный оператор получает информацию по физическим лицам, которые не платят за услугу, то направляет им квитанцию и счета на оплату», - резюмирует замдиректора. - «У нас есть право выставлять такие документы за три года. Поэтому мы по мере выявления жильцов будем в любом случае направлять необходимые документы, чтобы граждане исполнили свою обязанность по оплате услуги».
Сегодня же счета за мусор исправно пока получают 30-40% всех собственников и зарегистрированных лиц в индивидуальных жилых домах Петрозаводска. И в «Автоспецтрансе» надеются, что ко второму кварталу 2020 года оператор охватит весь частный сектор карельской столицы.
Другое дело, что «молчуны», в принципе, о себе заявлять опять же не обязаны, о чем говорят эксперты. Однако при этом граждане должны понимать, что любая коммунальная услуга должна оплачиваться. А если поставить небольшой контейнер, то вывоз мусора у одного человека обойдется в 85 рублей в месяц.
Не стоит забывать и о перерасчете, который последует в том случае, если фактическое количество жильцов в доме уменьшится. С учетом того, что многие получили счета за «призраков», - перспектива более чем вероятная.
Суд или нет?
Все же законно ли выставлять квитанции «задним числом»? И много ли шансов у собственника доказать правоту (и, в том числе, аннулировать долг) в суде?
«Закон определяет: для собственников жилых домов региональный оператор обязан предоставлять услугу с момента приобретения ими права собственности на жилое помещение», - поясняет юрист Глеб СУРЖКО. - «В свою очередь, региональный оператор предоставляет услугу с момента присвоения ему соответствующего статуса и установления тарифа. Если он этого по каким-либо причинам своевременно не сделал, то право выставить счета у него сохраняется. И перспективы доказать, что это сделано необоснованно и неправомерно – нет. То же, на мой взгляд, касается и долга».
Более того, можно обойтись и без судебных разбирательств. Если счета пришли из-за неверного подсчета жильцов, то собственнику дома достаточно предъявить оператору необходимые документы.
«Ими могут быть свидетельство о праве собственности на дом, сведения о количестве проживающих и зарегистрированных лиц», - добавляет юрист. - «Поскольку это количество учитывается при применении норматива потребления коммунальной услуге (обращение с ТКО), то можно потребовать перерасчет».
Об участии в этом споре управляющих организаций говорить не приходится: в частных жилых домах их попросту нет, и собственники сами содержат имуществ. Поэтому они же и приобретают коммунальную услугу. Следовательно, договор должны заключать с региональным оператором.
«По моему мнению, следует подать заявку на заключение договора и указать количество проживающих», - уточняет юрист. - «Если общая сумма велика, то можно просить рассрочку на полгода. Насколько я понимаю, у регионального оператора, либо его агента, оснований для отказа не будет».
Кнут и пряник?
Впрочем, по-прежнему не совсем понятно, почему специалисты «Автоспецтранса» при сложностях с получением информации не вышли на место, чтобы, условно говоря, провести мини-перепись «частников».
«Есть различные доступные источники: можно сделать запрос в Росреестр, получить выписку», - рассуждает Глеб Суржко. - «Есть и паспортная служба. Конечно, подобные услуги платны, но можно обойтись минимальными затратами, ведь, например, многие ресурсоснабжающие организации в Карелии и Петрозаводске заключают договора о предоставлении данных, и эти данные, ко всему прочему, периодически обновляют».
На просторах Всемирной паутины мы также нашли упоминания о по-своему любопытной тактике, которую раньше в других регионах использовали некоторые коммунальщики, чтобы стимулировать жильцов платить за поставленные услуги. Жильцам выставляли квитанции с условными расчетами по объемам жилплощади или числу собственников (прописанных). А после этого ждали, пока потребитель придет ругаться и требовать перерасчета. В последнее время о такой практике слышно редко. Наверное, своя логика в таком поведении тоже есть: может, и «Автоспецтранс», сам того не ожидая, реализовал похожую схему?
***
Выводы по-своему противоречивы. С одной стороны, никто не запрещает жильцам через суд попробовать доказать, что за минувшие долгие месяцы мусор не вывозился. То есть, услуга вроде бы по факту не оказывалась. С другой стороны, доказать это будет крайне сложно. Во-первых, письменный договор не существовал в принципе (вспомним про «публичность» документа). Во-вторых, факты «невывоза» мусора вряд ли кто-нибудь фиксировал, как и не составлял соответствующие акты. Поэтому перспектива добиться перерасчета – туманна.
С другой стороны, жильцы не скрывают, что заметили исчезновение квитанций (пусть и долговременное). А от обязанности платить за вывоз мусора такое признание не освобождает. Суды в регионах уже принимали решения по другим услугам ЖКХ, из которых следовало, что, даже не имея квитанций, потребитель может самостоятельно провести расчеты и, соответственно, заплатить. Другими словами, дело даже не в пресловутых заявках на заключение договоров, а в праве, которое они могли реализовать.
И вместо послесловия. С 1 июля следующего года тариф на обращение с ТКО для жителей Петрозаводска в целом должен вырасти максимум на 3,8 процента. Об этом гласит декабрьский указ главы РК, утверждающий новые предельные индексы изменения платы за «коммуналку» в республике. Кроме того, еще осенью руководство «Автоспецтранса» заявляло о корректировке «мусорного» тарифа. Среди аргументов - «отсутствие в тарифе составляющей на приобретение контейнеров». Что дальше?