Суп из ГУП: в Карелию вернулись пригородные автобусы
Аналитика

Суп из ГУП: в Карелию вернулись пригородные автобусы

27 октября 2019, 11:35Дмитрий АнаньинPhoto: https://www.google.com/maps/Некоторые рейсы по-прежнему приходится ждать
Неделю назад мы подробно рассказывали о глобальных проблемах с автобусным пригородным сообщением в республике, из-за чего жители Карелии надолго остались без нормальной связи с окрестностями региона. Глава Минтранса РК подробно объяснил нам, с чем это связано, хотя некоторые вопросы так и остались без комментариев.

В свою очередь, нам предложили обратиться к исполнителю услуг - ГУП «Карелавтотранс-Сервис», - что и было сделано. Но перевозчик пока медлит с ответом, ссылаясь на занятость, поэтому мы продолжим разговор о жизни пригородных автобусов, основываясь на других официальных данных из открытых источников и некоторых (не менее официальных) заявлениях.

Совпадение или нет - но в преддверии нашего разговора с чиновниками «потеряшки» наконец-то были замечены на автовокзале Петрозаводска: машины вернулись на линии в разгар так называемого «летнего периода» в расписании этого года. Правда, наши читатели отмечают, что до некоторых населенных пунктов (например, Орзеги или Лучевого-2) по-прежнему добраться непросто. «Буксует» и Бесовецкое направление. Добавим: о том, что пока не все гладко, говорит сайт городского автовокзала: в обновленной таблице некоторые рейсы «временно не выполняются». С другой стороны, там же размещены договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика на 23 автобуса (ПАЗ, МАЗ и ЛиАЗ). Документы датированы сентябрем-октябрем и действуют до осени следующего года. Выходит, лед чуть тронулся?

Напомним, руководитель Минтранса РК Алексей КАЙДАЛОВ в беседе с нами говорил о восьми ПАЗах, которые уже пришли в республику и отдельно отмечал, что до декабря республика прирастет 33 машинами, которые распределят по маршрутам «по мере поступления». По мнению чиновников, сложности были вызваны, в том числе, «неэффективным менеджментом», финансовыми долгами ГУП, ценами на топливо и перевозчиками-нелегалами. Влияние двух последних факторов достойно отдельной публикации, хотя экономисты говорят, что инфляция и конкуренты вечны на любом рынке. Но что насчет плохого управления и долгов? И значит ли это, что проблема исчерпана?

Своих сил не хватает?

Нырнем в прошлое. В октябре 2015 года депутаты Заксобрания РК попросили главу республики Александра ХУДИЛАЙНЕНА с помощью уполномоченных контролеров проверить финансовую чистоту «Карелавтотранса» и «Карелавтотранс-Сервиса». Парламентариев смутило несколько фактов. Так, например, в марте 2015 года «Карелавтотранс-Сервис» провел закупочную процедуру на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на сумму около полумиллиона рублей. В том же году предприятие искало поставщика дизельного топлива на 7,5 млн рублей с апреля по сентябрь (цитируем, «когда автобусы ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис" не использовались»).

- Одним из победителей конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия на период с 1 мая 2015 года по 30 апреля 2020 года было ГУП РК «Карелавтотранс» <…> - говорится в обращении. - Однако с 1 августа 2015 года ГУП РК «Карелавтотранс» своими силами по данному лоту не выполнило ни одного рейса. Все рейсы выполняются субподрядными организациями <…> У депутатов <…> возникает вопрос: почему автобусы ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис", на которые потрачены десятки миллионов рублей <…> заявленные в конкурсе, не выходят на маршруты? Почему государственное предприятие, не осуществляющее самостоятельно ни одного маршрута по пассажирским перевозкам, закупает топливо на миллионы рублей?

С результатами той проверки нам ознакомиться не удалось, но они сегодня, пожалуй, не столь и важны. Любопытны другие события, которые последовали чуть позже. Спустя полгода пост «Карелавтотранса» покинула директор Эльвира КАШТАНОВА, которую сменил Олег ВОРОНИН, когда-то занимавшийся частными перевозками. Он чуть позже возглавил бывшее «Троллейбусное управление» Петрозаводска, откуда был уволен менее чем через полгода. Истинные причины такого калейдоскопа начальников, наверное, известны лишь им самим, но формально и публично чехарда объяснялась необходимостью спасти и сохранить оба ГУП.

Романсы с финансами

Как бы то ни было, финансовые кульбиты на предприятиях были. По крайней мере, об этом говорит бумажная отчетность предприятий. По данным открытых источников, «Карелавтотранс-Сервис» стремительно полетел в финансовую яму в 2015 году, когда 5-процентный прирост выручки предприятия вдруг сменился 40-процентным «минусом». В 2016 году падение продолжилось, чуть ускорив темп, а положительные показатели появились лишь в 2017-2018 годах. Зато динамика чистой прибыли предприятия с 2015 по 2018 годы похожа на «американские горки». Особенно любопытен 2017 год, когда был зафиксирован прирост… на 200 процентов. Причем за счет выручки. Возможно, тут как-то помогли и финансовые вливания «старшего брата» - Минтранса. Однако эксперты отмечают, что ситуацию обязательно следует рассматривать в комплексе. И при этом особо подчеркивают: менеджер доказывает свою эффективность умением жонглировать обстоятельствами.

Судя по отчетности, 2015-й год можно считать чуть ли не апофеозом в сложных взаимоотношенях ГУП и чиновников. Показательный пример – весеннее обращение ряда карельских перевозчиков и общественников в карельское УФАС. Как следует из решения антимонопольного органа, заявители пожаловалась на то, что региональный Госкомитет по транспорту передал полномочия по заключению договоров на выполнение пригородных и межмуниципальных перевозок ГУП РК «Карелавтотранс».

По мнению заявителей, в апреле 2015 года ведомство обновило внутренний приказ, и по новой версии документа Госкомитет получил право заключать договора с тем или иным перевозчиком без проведения торгов – «с целью бесперебойного обеспечения населения пассажирскими перевозками автомобильным транспортом», Частники недоумевали: неужели комитет имеет право работать без конкурса? Ведь в таком случае можно говорить о возможном ограничении конкуренции, поскольку государство получает возможность участвовать в торгах «на общих основаниях и при равных возможностях»? Тогда антимонопольщики возбудили дело по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции» и заключили, что он все-таки соблюден не был.

- Нарушение выразилось в издании Госкомитетом приказа <…> которым установлена возможность (право) Госкомитета заключить без проведения конкурса договор на осуществление пассажирских перевозок с ГУП РК «Карелавтотранс» <…> и приказа <…> предписывающего заключить без проведения конкурса договор на осуществление пассажирских перевозок с ГУП РК «Карелавтотранс» до проведения конкурса, - говорится в документе. - Следствием издания данных приказов явилось заключение Госкомитетом РК по транспорту с ГУП РК «Карелавтотранс» договора на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения <…> без проведения торгов.

Руководитель конкурентного ведомства Артур ПРЯХИН отмечал, что «Карелавтотранс» «необоснованно получил возможность осуществлять и организовывать все республиканские автобусные межмуниципальные и междугородные пассажирские перевозки без проведения конкурсных процедур».

- Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке пассажирских перевозок, были поставлены в неравные условия при получении доступа на товарный рынок, - цитировала слова руководителя пресс-служба ведомства.

Впрочем, предписание «виновникам» контролеры не выдали, поскольку апрельский договор перестал действовать. Да и частные перевозчиков в той истории назвать белыми и пушистыми сложно. Не исключено, что комитет с «дочкой» всего лишь пытались спасти автобусные перевозки от дефолта. В свою очередь, предприниматели, как вспоминают некоторые свидетели прошедших событий, тоже пытались диктовать свои условия.

Голова – не болит?

В том же 2015 году руководитель ГУП «Карелавтотранс» Эльвира КАШТАНОВА, беседуя с журналистами, сетовала: частники (легальные или нет) в любой ситуации умудряются «снимать «сливки». Притом, что, по ее словам, сколько-нибудь серьезных вложений бизнес не требует.

- Психология частника проста: прибыльно – буду возить, - рассуждала директор. - Неприбыльно – брошу, и голова не болит. Мы так не можем. И часто вынуждены «подбирать» брошенные частниками нерентабельные маршруты <…> Все началось с 2005 года, когда по закону все перевозки стали распределяться в результате конкурсов. Вводя эту систему, государство заботилось о создании условий для добросовестной конкуренции на этом рынке <…> Но с тех самых пор любой предприниматель, купивший пару стареньких микроавтобусов, стал «перевозчиком» и имел право наравне со всеми подать заявку на конкурсы <…> при этом мелкий перевозчик с двумя-тремя автобусами <…> не имеет никакой инфраструктуры, не несет никаких лишних затрат, не ведет даже полноценной бухгалтерии и платит минимальный налог.

Что же делать, если проблема уходит корнями в далекое прошлое и возникла, судя по словам управленцев, по воле законодателей? Каштанова предлагала власти изучить опыт других регионов, а также «жестко контролировать и регламентировать сферу автомобильных пассажирских перевозок». Спустя пять лет экс-директору в чем-то вторят федеральные чиновники.

- Минтрансу России осуществить контроль за целевым и эффективным использованием указанных в пункте 1 настоящего распоряжения бюджетных ассигнований с представлением доклада до 1 февраля 2020 года, - говорится в распоряжении Правительства РФ от 2 августа 2019 года, по которому Карелия получила федеральную субсидию на покупку 17 автобусов.

***

Может, в пригородных несчастьях, в самом деле, виноваты плохие карельские дороги? Может, автобусы действительно ломаются раньше времени из-за колдобин? Тогда остается уповать на то, что спустя «энное» количество лет ситуация исправится. Тем более что в ближайшие шесть лет Карелия получит на дорожный ремонт громадные федеральные деньги.

Как в начале октября на заседании комиссии Заксобрания РК отмечал руководитель управления автодорог республики Виктор РОССЫПНОВ, Карелия перевыполнила плановый показатель по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В свою очередь, руководство регионального Минтранса заверяло, что все работы по нацпроекту ведутся в намеченные сроки.

Так, за 13 с лишним миллиардов рублей власти собираются привести в порядок 1165 километров дорог. А к 2024 году показатель региональных трасс, которые соответствуют нормативным требованиям, должен вырасти с 32% до 48%. Многое, конечно, зависит и от работы муниципалитетов - тем более, если мы говорим о пригородных перевозках. Но разве кто-то или что-то мешает уполномоченным органам еще разок проследить, чтобы бюджетные рубли были потрачены эффективно и по назначению?

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter