Posted 27 апреля 2018, 16:47
Published 27 апреля 2018, 16:47
Modified 30 октября 2022, 18:46
Updated 30 октября 2022, 18:46
«Мусорная» реформа в Карелии идет полным ходом: по требованиям федерального законодательства регион вкупе с другими субъектами РФ спешно меняет механизм обращения с коммунальными отходами. Время поджимает, ведь новая система в стране должна заработать с 1 января 2019 года, и поэтому год нынешний можно считать знаковым. В числе главных и уже исполненных Карелией обязательств – выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Им с февраля стало ООО «Автоспецтранс» из Петрозаводска, до недавних пор мало кому известная и небольшая компания с туманным прошлым. Не стоит путать эту фирму с одноименным МУПом, который уже долгие годы работает в карельской столице. Тем не менее, именно ООО в ближайшие 20 лет должно будет отвечать за все, что творится со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой мусора в республике. Откуда на рынке взялся новый игрок? Кто или что стоит за его появлением? Сможет ли компания справиться со столь внушительным объемом обязанностей? Об этом в нашем небольшом расследовании.
Из квартиры - в командиры
Обратимся к истории. Как гласит выписка из ЕГРЮЛ, ООО «Автоспецтранс», недавно выигравшее конкурс Минстроя РК, было создано в Петрозаводске в конце декабря 2014 года с уставным капиталом в 10 000 рублей. Адрес юрлица: квартира в одном из домов на Ключевой. По данным системы СПАРК, на тот момент 100% доли в компании имел некто Сергей Крыгин (ныне также совладелец ООО УО «Карельская лифтовая компания»), директором же значилась некая Елена Лазарева. Среди заявленных видов деятельности фирмы – торговля автотранспортом, рекламная деятельность, грузоперевозки, аренда машин, и, в том числе, удаление и переработка твердых бытовых отходов.
Необходимая «мусорная» специфика вроде бы усматривается. Если бы не одно «но»: фирма среди подрядчиков по каким-либо госконтрактам официально не «светилась» вплоть до 2018 года.
Переломным моментом в судьбе небольшой фирмы стал ноябрь 2016 года, когда 90% долей в уставном капитале получила… Корпорация развития Карелии. Тогда же руководителем фирмы был назначен Иван Новиков, на тот момент первый заместитель гендиректора Корпорации, а спустя еще полгода оставшиеся 10% долей Сергея Крыгина отошли ООО «Автоспецтранс».
Без рогов и копыт
В ведомстве Новикова характеризуют как «неплохого специалиста, который достаточно глубоко погружен в процесс». Но как в жизни «Автоспецтранса» появилась сама Корпорация? Деталями поделилась ее экс-руководитель Анна Позднякова.
- Реализация закона (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. – Прим. ред.) все время откладывалась,- поясняет Позднякова. - Насколько я помню, были обсуждения о конкурсе (по выбору регионального оператора. – Прим. ред.), на который может заявиться какая-нибудь непонятная контора а-ля «рога и копыта». И одним из вариантов должна быть компания с долей государства, что можно было сделать только через Корпорацию развития.
По ее словам, «Автоспецтранс» был «подстраховкой» на тот случай, если на будущий конкурс никто не заявится. А сорвать торги – значит, нарушить федеральные обязательства.
– Мы изучали рынок, посмотрели все компании, куда можно будет войти своим уставным капиталом, - добавила Позднякова. – В Петрозаводске таких было всего три: МУП «Автоспецтранс», ООО «Озон» и ООО «Автоспецтранс». Из всех трех последний был одним из самых простых вариантов.
По мнению бывшего директора, ни «Озон», ни МУП Корпорации бы «никто не продал». Кроме того, на тот момент в городе на слуху был скандал с возможным банкротством муниципального «Автоспецтранса», что не добавляло уверенности в кандидатах.
– На контракт могла выйти любая контора: и «однодневка», и мощная структура, которая могла бы диктовать в этой сфере свои правила, - заключает Позднякова. - В любом случае, было необходимо участвовать в этом процессе, и правительство выбирало один из таких вариантов.
«Тезка» МУПа получил нового собственника в лице Корпорации развития и, по заверениям Поздняковой, стал заниматься уборкой мусора по контрактам с госучреждениями. Как уточняет директор Иван Новиков, заказчиком тогда выступало КУ «Управтодор РК». Поверим на слово, хотя отметим, что, по данным СПАРК и официального портала госзакупок, среди контрагентов Управтодора или каких-то других компаний в 2016-2017 годах «Автоспецтранс» не значился.
Один в поле воин
В феврале 2018 года Минстрой Карелии провел конкурс по определению регионального оператора, на который была подана только одна заявка от ООО «Автоспецтранс». Оно и стало победителем, заключив соглашение на 20 лет.
Не исключено, что другие игроки отрасли могли проигнорировать конкурс из-за трудновыполнимых условий, однако глава регионального Минстроя такую возможность исключил. На недавней встрече с журналистами в правительстве РК чиновник подчеркнул, что выдвинутые условия были более чем лояльны.
С ним не согласен директор компании, которая до недавних пор обслуживала большую часть Лахденпохьи и Питкяранты, Константин Мартынов. Он рассказал нам, что по условиям участник должен был иметь действующий госконтракт сроком, как минимум, на 10 лет.
– Как можно говорить об этом, если лимит бюджетного финансирования установлен в один год? – недоумевает директор. - У нас в России из бюджетных предприятий никто не финансируется на 10-летний срок. Естественно, по этой причине я на конкурс не заявился.
Как уже было отмечено, у «Автоспецтранса» такой контракт оказался, хотя не совсем понятно, как могла заниматься мусором фирма, у которой нет ни спецтехники, ни контейнеров. О последней детали на той же встрече с журналистами заявил сам Новиков, отметив, что у регионального оператора «в этом нет необходимости».
Он же добавил, что не стоит путать критерии оценки (а все заявки оцениваются по балльной системе) с критериями допуска к конкурсу, каковых было всего два: лицензия на вывоз мусора отдельных классов опасности и отсутствие задолженности.
Дешево, но дорого
20 апреля стали известны итоги торгов по выбору компаний, которые займутся вывозом ТКО в Петрозаводске и районах Карелии. Ими в большинстве своем стали перевозчики, которые работали на территории региона и ранее. И на этот раз не заявиться на конкурс они уже не могли: по мнению некоторых участников, в противном случае свою компанию пришлось бы закрывать.
При этом кое-кто считает условия договора, заключенного с региональным оператором, чуть ли не кабальными. Так, Константин Мартынов, чьей компании предстоит работать в Сортавальском районе, называет их «откровенным беззаконием».
– Например, нам предлагается оплата в течение 60 суток после истечения срока оказания услуг, - уточняет он. – Получается, май мы работаем бесплатно, июнь-июль тоже, и где-то в первых числах августа нам, возможно, будет оплата за май. А все это время мы должны платить налоги, заправлять технику, ремонтировать контейнеры, платить зарплату людям и т.д.
По словам Мартынова, предприятию придется брать кредиты, чтобы обеспечить нормальную деятельность, притом, что вопросы возникают уже к самой цене контракта с «Автоспецтрансом». Все цифры рассчитаны без учета НДС, а стоимость вывоза 1 кубометра отходов снижена почти в два раза.
– Сегодня нам предлагают 298,20 рублей за «куб», тогда как на сегодняшний день стоимость у нас установлена в 545,89 рублей, - приводит пример директор. – Причем нам этот тариф утверждали еще в 2012 году. А зарплаты не «дешевеют», топливо и техника дорожает. А с точки зрения регионального оператора все подешевело!
Мартынов добавляет, что уже направил жалобы в УФАС и Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить законность процедуры выбора регионального оператора в Карелии, однако ответов пока не получил.
Всем по серьгам
Власти о претензиях перевозчиков прекрасно знают и дают свои пояснения, из которых следует, что фирмы стали заложниками правила «золотой середины».
– Действительно, стоимость вырабатывалась не очень просто, но вместе с тем был применен единый механизм по оценке стоимости транспортировки-вывоза мусора для всех организаций, которые работают в этой сфере, - говорит глава Минстроя республики Олег Ермолаев.
По его словам, в расчеты закладывались вывоз отходов КАМАЗами, необходимые средства на зарплаты и «даже на замену шин», а также прочие накладные расходы. Опираясь на пояснения Ермолаева, смеем предположить, что погоду могла испортить логистика.
– Были сделаны подробные расчеты по транспортировке до ближайшего существующего легального полигона, - добавил на брифинге чиновник.
В Минстрое также обещают: если перевозчики «покажут», что мусора на вверенной территории больше, чем заплачено контрактных денег, то ведомство готово заключать с ними дополнительные соглашения с дополнительной оплатой.
Подрядчики в Карелии начнут работать по новым договорам уже с мая. Исключение – Костомукша, где по жалобе одной из местных фирм в УФАС процедура заключения контракта приостановлена. По объяснениям Минстроя, до конкретного решения мусор там будут вывозить по прежней схеме.
Почти тайна
Впереди у «Автоспецтранса» еще море другой работы. На очереди, например, заключение контрактов со всеми собственниками в регионе (!), ликвидация несанкционированных свалок и т.д. Хватит ли сил?
По словам Ивана Новикова, компания обеспечена достаточными оборотными средствами и в случае необходимости сможет приобрести нужное оборудование. Правда, общую сумму расходов, которая потребуется компании до конца года, власти раскрывают неохотно. На встрече с журналистами региональный оператор поначалу сослался на коммерческую тайну, но позже под общим натиском и с разрешения главы Минстроя цифру все-таки назвал: около 800 млн рублей.
В таком случае, откуда компания с уставным капиталом в 10 000 рублей и оборотными активами в 45 000 рублей за 2016 год (по информации СПАРК) возьмет деньги на покрытие собственных расходов (оплату подрядчикам, утилизацию отходов, собственное содержание и т.д.)? Как уточняет Новиков, на сегодняшний день «Автоспецтранс» привлек для начала работы заемные деньги. Остальное очевидно: средства заложены в едином тарифе на услуги «Автоспецтранса», который, к слову, на днях по решению Госкомцена РК был установлен для всех потребителей в республике.
– Мы тоже были обеспокоены вопросами состоятельности предприятия, но есть все необходимые подтверждения, что те суммы, которые понадобятся на ближайший финансовый год, у регоператора есть, - утверждает министр строительства Олег Ермолаев.
Большая «уборка»?
Такому оптимизму сложно не поверить, ведь платить «Автоспецтрансу» будут собственники-потребители, т.е. мы с вами. А компания будет аккумулировать все денежные потоки, для чего уже заключила агентский договор с Единым расчетным центром РК. Только вот каким образом регоператор (читай: карельское правительство в лице Корпорации развития) распорядится полученными средствами, простому смертному выяснить будет крайне сложно.
При всех противоречиях и умолчаниях остается скромно надеяться на светлое будущее. Если верить региональному проекту программы обращения с ТКО, лет через десять Карелия должна превратиться в «мусорную Мекку» с десятками мусоросортировочных комплексов, станций, новых официальных свалок-полигонов и прочих профильных объектов. Но об этом мы подробно расскажем в наших следующих публикациях.