Posted 26 августа 2021, 14:06

Published 26 августа 2021, 14:06

Modified 12 ноября 2022, 10:03

Updated 12 ноября 2022, 10:03

Балласт и баланс: кто способен вернуть чистую воду в жилые дома Карелии

Балласт и баланс: кто способен вернуть чистую воду в жилые дома Карелии

26 августа 2021, 14:06
Фото: 1mi .
В решении проблемы с водоснабжением и водоотведением в районах нашелся очевидный выход.

О том, что «водно-коммунальная» инфраструктура в жилых домах районов республики требует обновления, регулярно говорят и местные жители, и коммунальщики, и ученые. А в ежегодном докладе о состоянии окружающей среды в регионе в 2019 году состоянию водоснабжения посвящен целый раздел.

Уже на тот момент более 15 процентов источников централизованного водоснабжения не отвечали санитарным нормам, а число водопроводов без необходимого комплекса очистных сооружений за год выросло почти вдвое. И некачественную воду получали 12 районов республики: Беломорский, Медвежьегорский, Муезерский, Лахденпохский, Прионежский, Пудожский, Пряжинский, Кемский, Сегежский, Питкярантский, Сортавальский и Суоярвский.

Но эксперты добавляют: проблема усугубляется так называемым «вторичным загрязнением» - из-за плохого состояния водопроводов.

«Доля неудовлетворительных проб воды из разводящей сети по санитарно-химическим показателям выше, чем доля несоответствующих нормативам проб воды водопроводов, - уточняют ученые. - Изношенность водопроводных труб во всех поселениях составляет более 70%, что, в свою очередь, значительно ухудшает качество воды, подаваемой населению с их использованием».

На изношенность сетей влияет и суровый карельский климат. Многие прекрасно помнят январское ЧП в Питкяранте и Рабочеостровске, когда замерзли сотни метров водопровода. В Питкяранте, например, пришлось срочно класть новую трубу, пока приводили в норму замерзший участок.

Бюджет наготове

На плановые и «форс-мажорные» работы требуются большие деньги. И они у Карелии находятся. Парламент республики при необходимости вносит необходимые поправки в бюджет, продолжая говорить об обязательном обновлении сетей в районах. Иначе все средства попросту будут уходить на бесконечные ремонты, т.е. «в никуда».

Внимание парламентариев не ослабевает, к решению исторически сложившихся трудностей с инженерной инфраструктурой подключился и федеральный центр. Доказательство тому – недавний рабочий визит председателя Заксобрания РК Элиссана Шандаловича и депутата Госдумы РФ Валентины Пивненко в Кемский район.

Ненормативное состояние сетей частично затронуло и другую социально значимую сферу – расселение аварийного жилья. Так, на одной из площадок стройка встала из-за плохого качества воды: в итоге проект не смог пройти госэкспертизу. А это – невозможность старта работ и, соответственно, получения бюджетного финансирования.

В свою очередь, спикер парламента Элиссан Шандалович сообщил, парламент совместно с правительством ежегодно предусматривает деньги на создание инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.

Однако застарелую проблему оперативно решить невозможно, потому работу в этом направлении власти, разумеется, продолжат.

Шаг за шагом

Чтобы долгий путь не завел в тупик, регион должен, в первую очередь, четко разграничить полномочия по водоснабжению и водоотведению. А именно – передать их на уровень республики.

Этот вопрос уже в феврале текущего года стал предметом серьезных дискуссий в парламенте, с участием депутатов, региональных и муниципальных властей, а также местных коммунальщиков.

Последние усомнились в эффективности передачи полномочий, отметив, что ответственным сторонам необходимо прежде продумать систему управления государственным и муниципальным имуществом. А им в подавляющем большинстве случаев водопроводы в регионе и являются.

В свою очередь, министр строительства, ЖКХ и энергетики Виктор Россыпнов, говорил о том, что к решению проблемы нужно подходить точечно – исходя из ситуации в каждом отдельно взятом районе.

Логика в этом, разумеется, есть, но вышеприведенная статистика упряма. «Водопроводная помощь» уже полтора года назад нужна была двум третям муниципалитетов. Более того, передача полномочий – это первое и важнейшее, но, по сути, «рамочное» решение, по итогам которого возможны любые точечные доработки. Причем на местном, а не федеральном уровне.

Скорость реакции

Еще один аргумент – деньги. На масштабные работы у непростых местных бюджетов вряд ли найдутся нужные средства. А в случае с передачей полномочий на региональный уровень процедура только упростится.

«С одной стороны, власти на местах часто знают о своих проблемах лучше, чем те, кто работает на региональном уровне, - сообщили «КарелИнформу» в одной из муниципальных администраций Карелии. – С другой стороны, глава администрации всегда может оперативно донести свою точку зрения до куратора района, до депутата, который представляет район в Законодательном собрании. Если полномочия уйдут на уровень республики – все только ускорит взаимодействие, потому что время чаще всего тратится на различные межмуниципальные согласования».

Схожая точка зрения – у опытного специалиста крупной коммунальной компании в районе Карелии.

«Я периодически слышу доводы «против», связанные с якобы опасностью централизации водоснабжения и водоотведения, - поясняет он. – Но разве это централизация в чистом виде? Формально – да, полномочия уходят к региону. Фактически – никто не лишает муниципалитеты права голоса. Есть простая аналогия: фонд капремонта и управляющие компании с жителями. Механизм же работает, почему не сможет работать тут?»

На верном пути

Система работать сможет. Тем более если в регионе появится профильный единый Центр компетенций, о чем уже высказался председатель комитета по ЖКХ, агропромышленной политике и энергетике ЗС РК Леонид Лиминчук.

По его мнению, в решении проблемы важна последовательность, о которой сегодня говорят все участники процесса. Если оперативно создать единую систему невозможно по объективным причинам, то готовиться к изменениями необходимо уже сегодня.

Спикер парламента Элиссан Шандалович, в свою очередь, уверен, что регион находится на верном пути.

«Каждый год при планировании бюджета парламент и правительство нашей республики предусматривают средства на решение этих проблем, - говорит он. - Главой республики поставлена задача иметь подготовленные проекты на ремонт, модернизацию и новое строительство объектов водоснабжения и водоотведения по всей республике. И это очень верное решение! Оно поможет нам попасть в федеральные программы и реализовать их. Региону пока не под силу только за счет собственных средств решить эту проблему. Нам необходимо объединение усилий всех уровней власти. Похожая проблема ещё недавно стояла перед нами и по обеспечению теплоснабжения. Конечно, вопросы в этой сфере ещё остаются, но в целом их удалось решить».

***

Удачный пример передачи «коммунальных» полномочий в Карелии уже есть – в сфере теплоснабжения. Специалисты отмечают, что изменения сократили сроки реагирования на коммунальные ЧП и повысили качество услуг для населения. Теперь – очередь за водоснабжением и водоотведением.

«Законодательное Собрание вернется к вопросу исполнения данных полномочий, - добавляет председатель парламента Элиссан Шандалович. - Он актуален не только для Кемского, но и других районов Карелии. Безусловно, решение проблемы требует совместных усилий органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, объединения кадровых и финансовых ресурсов».

Подпишитесь