Posted 26 мая 2021,, 07:18

Published 26 мая 2021,, 07:18

Modified 30 октября 2022,, 20:56

Updated 30 октября 2022,, 20:56

В Карелии может закрыться одно из старейших горнодобывающих предприятий

26 мая 2021, 07:18
Сотрудников на одном из трех работающих карьеров в Питкяранте заставили подписать документ, существенно ухудшающий условия труда, из-за чего уже уволилось около ста человек.

Согласно новому трудовому соглашению, инициированному собственниками предприятия, каждый работник, вне зависимости от занимаемой должности и объема работ, будет получать минимальную заработную плату. В Карелии, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, на руки каждый получает 18 тысяч 500 рублей.

Замкнутый круг

Проблемы Питкяранты похожи на проблемы других депрессивных российских городов. В посёлке с населением около 10 тысяч человек, молодёжь разъезжается в большие города в поисках лучшей жизни, старики умирают, мужское население пьёт. В Пикяранте три работающих карьера и один целлюлозный комбинат, которые дают основную работу жителям городка.

Недавно на одном из карьеров закончилась руда и сюда приезжал сам глава региона Артур Парфенчиков, чтобы разобраться как сохранить рабочие места.

Но на бывшем ООО «Карьероуправление «Мосавтодор», которое сейчас принадлежит ООО «Центурион», всё гораздо хуже. С 2010 года предприятие каждый год выдавало по миллиону тонн щебня разной фракции, отгружая до двух тысяч вагонов в месяц.

Порода расходилась по всему Северо-Западу, но львиную дою съедал Питер. После 2014 года с момента введение санкций, роста валюты и спада в строительной отрасли, предприятие стало терять обороты и в конце концов собственники его обанкротили, отправив на улицу почти 250 сотрудников.

Надежда умирает последней

В 2019 году на торгах было выкуплено аффилированными финансовыми структурами нынешних собственников. Сумма сделки составила примерно 170 миллионов рублей, что являлось лишь малой частью реальной стоимости предприятия.

Поначалу новые владельцы взялись за дело довольно резво – набрали сотрудников, запустили производство. Способствовало этой быстроте то, комбинат, не работающий три года, оставался под охраной, оборудование было спасено от расхитителей, а часть бывших сотрудников осталась в отрасли работая вахтовым способом на других ГОК-ах Карелии.

С марта по ноябрь месяц производство потихоньку началось восстанавливаться, но потом стали всплывать проблемы, о которых новое руководство комбината видимо не догадывалось. Оборудование стало выходить из строя, так как требовало запчастей и ГСМ, рабочим требовалась спецодежда, государству нужно было платить налоги и аренду за земли. Вся концепция бизнеса «копай и продавай» была уже не так очевидна, а вкладывать в ГОК серьёзные деньги изначально видимо не планировалось.

«Нам нечем кормить детей»

Предприятие опять начало работать в убыток. С января 2021 года режим экономии сконцентрировался в основном на рабочих, и люди начали с карьера уходить. И вот в конце месяца сотрудников вынудили заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам, на основании которых с 01 февраля 2021 года всем работникам был установлен заработной платы на уровне минимального размера оплаты труда. Это существенно меньше предусмотренного заработка в первоначальном договоре, что является серьёзным нарушением статьи 74 ТК РФ.

Кроме того, при каких-либо изменениях работодатель может в одностороннем порядке переписать условия договора, при этом уведомив работников за два месяца. Но на предприятие такая процедура была не соблюдена. Подписывать документ приходилось под угрозой увольнения.

Дальше больше. Люди начали в массовом порядке увольняться. За два месяца ушла треть предприятия – 70 человек, добыча упала до ста вагонов щебня в месяц, начали беспокоить контрагенты, которым не платились деньги по договорам подряда.

Как сказал на камеру один из рабочих: «Ситуация достигла точки кипения – нам нечем кормить детей!»

Итальянская забастовка

По словам юрисконсульта ГОК-а Ивана Полещука, никому не нравится такая ситуация, когда работодатель приходит и говорит: «Так, всё. С завтрашнего дня ты будешь получать не как мы договорились с тобой, когда ты устраивался на работу, а будешь получать МРОТ».

В новых распоряжениях речь идёт о том, что вне зависимости от квалификации и отработанных часов, каждый сотрудник предприятия получает восемнадцать с половиной тысяч рублей. Как оказалось, ещё и с ежемесячной задержкой.

В конце марта, не получив зарплату, рабочие устроили «итальянскую забастовку». И, наконец, в мае месяце сотрудники предприятия обратились с коллективным заявлением в прокуратуру, следственный комитет и трудовую инспекцию.

Пока забастовка «итальянская», но рабочие настроены решительно. В сезон, когда уже все предприятия, работающие по вахтовому методу, набрали работников, найти работу будет крайне непросто. А в семьях есть дети, нужно платить кредиты, обслуживать автомобиль, строить планы на будущее.

Лето в Карелии – это пора заработков, а не вынужденного безделья, поэтому работники карьера, в отстаивании своих прав, намерены дойти вплоть до президента РФ.

Не социально-ответственный бизнес

По всей вероятности, дело вновь идёт к закрытию предприятия, а значит оставшиеся сотрудники окажутся на улице. К сожалению, в Карелии не осталось ни одного государственного добывающего комбината. Государственные монополии этот вид бизнеса пока не интересует, крупные инвесторы вкладываются в криптовалюты и дутые стартапы, у администрации региона не хватает рук спасать рабочие места в карьерах.

Михаил Зотов – один из собственников предприятия, уже фигурировал в СМИ, в связи с возбуждением против него уголовного дела по части 2 статьи 165 УК РФ «Причинение особо крупного имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

В ноябре прошлого года сообщалось, что бизнесмен может быть связан с поставками нерудной продукции по заниженной цене. Это около 150 тысяч тонн продукции, которую перепродали организациям, имевшим прямые соглашения с пострадавшей компанией по рыночной цене. Следствие утверждает, что эти действия нанесли имущественный ущерб – более 10 миллионов рублей.

В социальных сетях появилась информация, что предприниматель может быть причастен к деятельности фирм-однодневок с оборотом около 1,2 миллиарда рублей. Компании реализовывали щебень и песок строительным организациям. Проблемы карьера в Питкяранте начались, как мы помним, именно тогда.

Что дальше?

Горе-предприниматели, наигравшись в дальновидных бизнесменов, разъедутся по заграницам отдыхать от «праведных» трудов, а жители Питкяранты как встарь потуже затянут пояса. Никто не даст гарантии, что через год-другой не закроются остальные карьеры, и горожане не окажутся у разбитого корыта.

Десять тысяч жителей не смогут работать ни в местной администрации, ни продавать друг другу товары с Озона или Алиэкспресс. Останется лишь рыбалка, охота, грибы, ягоды и другой подножный корм. Глядишь, через сто лет люди начнут одеваться в звериные шкуры и вновь добывать огонь во время грозы, в вы говорите цифровизация…

Но есть и хороший вариант, с государственным подходом – изымать у нерадивых собственников природные богатства будь то земля, недра или предприятия и отдавать их заинтересованным хозяевам.

В стране есть бизнесмены, которые понимают, что даже в эпоху цифровизации человек — это не цифровой код, а вполне себе живое существо. Что бизнес — это не искусство выжимать соки из людей и техники, а социальная ответственность перед человеком и государством. Что производить воздух бесконечно нельзя, и что придёт время, когда надо будет расплачиваться за упущенные возможности в промышленном производстве и добыче. Пришло время думать о будущем.

"