У руля: как Карелия работает с компенсациями и льготами для пенсионеров-северян

Аналитика
У руля: как Карелия работает с компенсациями и льготами для пенсионеров-северян
26 марта , 18:52Фото: https://pixabay.com
Парламент республики ведет активный диалог с федеральным центром и принимает законопроекты, призванные улучшить условия жизни жителей Крайнего Севера, получивших право на заслуженный отдых.

Планомерный результат

«Я почти всю жизнь провела в Беломорском районе, отработала в поселке несколько десятков лет, не так давно вышла на пенсию и теперь могу спокойно отдохнуть, — пишет в редакцию „КарелИнформа“ местная жительница, из скромности попросившая не указывать имя и фамилию. — Быт у нас суров, морозы-ветра, дни короткие. Не мне вам рассказывать. Со стажем и надбавками сегодня все ладно: с подругами-друзьями не раз уже вспоминали, как по телевизору показывали какие-то московские споры о том, чтобы у нас, северян, что-нибудь да отнять. Плохо помню, вроде о стаже речь шла. Но ничего — Госдума все отбила. Теперь же вот слышала, что местные депутаты обсуждают компенсацию проезда старикам до санатория, если у него своя машина есть. Или это какая-то льгота? Рассказали бы подробнее старикам, Интернет есть, прочитаем».

Автомобиль - уже не роскошь.
Фото:pxhere.com

Подобные письма приходят в редакцию «КарелИнформа» регулярно: жители обращают внимание на то, что на то, что в северных краях наличие собственного автомобиля давно стало насущной необходимостю — из-за больших расстояний, малой плотности населения и, соответственно, сложностей с транспортным обеспечением.

Как в начале марта 2021 года на заседании по комитету по здравоохранению и социальной политике ЗС РК отмечал один из авторов обращения, зампредседателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Вадим Андронов, пенсионеры, которые путешествуют на своей машине, не должны чувствовать себя обделенными.

«Пенсионеры, которые проработали и проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для оздоровления, для поддержания здоровья нуждаются в отдыхе в районах с более благоприятным климатом, — добавил депутат. — С таким обращением в Законодательное собрание уже выступало год назад, и из ответа следует, что пенсионеру нужно пользоваться общественным транспортом, чтобы он не очень уставал в дороге. Мы понимаем, что железнодорожный транспорт и авиасообщение доступны далеко не для всех районов Севера, в частности, Карелии. И, конечно, путешествовать с багажом на автобусе до поезда, на поезде до самолета, на самолете куда-то и обратно — это не самый легкий путь».

В пользу инициативы говорит и развитие дорожной сети в стране, поэтому не поддерживать тех, кто к выходу на пенсию смог заработать на личный автотранспорт, — неправильно.

В 2019 году аналогичное обращение уже было направлено в федеральные органы власти, но положительного ответа не поступило. Однако парламентарии продолжают настаивать на получении для пенсионеров компенсации.

«По просьбе жителей Карелии хотим добиться для пенсионеров новой льготы — компенсации проезда к месту отдыха на личном автомобиле. Многие считают, что это удобней и даже дешевле, чем на поезде или самолете. Поэтому мы подготовили еще одно обращение в

Председатель ЗС РК Элиссан Шандалович.
Фото:Пресс-служба ЗС РК

федеральный центр. Если нашу инициативу поддержат, то такой льготой смогут воспользоваться не только жители нашей республики, но и других северных регионов», — говорит Председатель карельского парламента Элиссан Шандалович.

Другой немаловажный факт: сегодня Пенсионный фонд уже выплачивает такие компенсации, пусть и через суд. Не самое ли время исправить «недоразумение»?

Интерес есть

Заместитель председателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Вадим Андронов.
Фото:Пресс-служба ЗС РК

В Пенсионном фонде, тем временем, подтверждают актуальность инициативы. В пресс-службе карельского ОПФР уточнили, что статистикой о количестве пенсионеров в Карелии, имеющих личные авто не располагают. Но это и не столь важно: во время «горячих линий» такие вопросы поступают регулярно. Та же динамика наблюдается по обращениям в социальных сетях.

«Действительно, в ОПФР по РК часто поступают обращения, связанные именно с проездом на личном автотранспорте, — отмечают в пресс-службе. — И пожилые граждане всегда очень сильно расстраиваются, когда узнают, что пока такой компенсации нет. Многие, например, хотят доехать до Санкт-Петербурга или отправить с семьей на юг — тоже на своем транспорте. Уточним: мы говорим не о письменных обращениях, а о вопросах, которые поступают на „прямую линию“ и через социальные сети. Такая мера поддержки, в самом деле, востребована, и вопросы по этому поводу всегда есть».

Вместе с центром

Автомобиль для пенсионеров сегодня - выгодная альтернатива общественному транспорту.
Фото:1Mi

Между тем, инициатива Законодательного собрания «идет в ногу» с решениями Госдумы РФ: в декабре 2020 года депутаты в третьем чтении приняли закон, который закрепляет право пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно даже в случае поездки за границу. Ранее такая возможность была только в случае путешествия в пределах нашей страны. Теперь на компенсацию, которая по-прежнему будет предоставляться один раз в два года, смогут рассчитывать и те, кто решил отдохнуть за пределами РФ. Только следует помнить о том, что закон говорит о возмещении стоимости проезда по территории страны.

Как отмечали инициаторы, проект федерального закона появился «с целью обеспечения равных возможностей для реализации прав пенсионеров».

Так или иначе, профильный комитет Заксобрания Карелии единогласно поддержал инициативу группы депутатов, обращение утвердил и парламент. Депутаты полагают, что теперь пожелания пенсионеров-северян будут услышаны.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter