Posted 25 октября 2020, 08:56
Published 25 октября 2020, 08:56
Modified 30 октября 2022, 20:18
Updated 30 октября 2022, 20:18
За первые полгода-2020 инвестиции в Карелии выросли. Во всей России — упали (примерно на четыре процента), а в Карелии — выросли (больше чем на полтора процента). Об этом сообщалось еще в августе. Такие результаты трактовались в пользу инвестиционной привлекательности республики, которую не смог перечеркнуть даже коронавирус.
Однако если присмотреться к этим данным, которые легко можно найти на портале Карелиястата, выходит интересная картина. Действительно, в январе–июне инвесторы вложили более 18 миллиардов рублей. Причем государственных денег в этой внушительной сумме не так и много: всего 16,4 процента. Остальное — средства местных компаний. Правда, есть еще почти 24 процента привлеченных средств, из которых некая часть — бюджетные.
«Если рассматривать инвестиции по источникам финансирования, то они все-таки до сих пор в нашей республике осуществляются предприятиями и организациями преимущественно за счет собственных средств — их доля выше, чем в других регионах, и составляет более 60% (в 2019 году — 64,1%)», — отметила кандидат экономических наук, старший сотрудник института экономики КарНЦ РАН Людмила Розанова. Не мала и доля государственных вложений. Но есть и настораживающий момент.
«Банкам наш бизнес не очень интересен и их вложения слишком малы среди источников финансирования. Безусловно, это негативный фактор, когда финансовые институты не вносят адекватного вклада в развитие экономики при незначительном участии в финансировании инвестиционной деятельности», — заметила собеседница издания.
Не топ
Тем не менее, показатели кажутся прекрасными. Особенно на фоне соседей по округу, у которых инвестиции просели на 4,4 процента. Или — не такими уж хорошими? «В сравнении с другими регионами невероятными результатами (рост 1,6% на фоне всеобщего спада) инвестиционной деятельности наши показатели назвать пока нельзя, — предупреждает Розанова. — В рейтинге регионов ТОП-50 по объемам инвестиций среди субъектов СЗФО Вологодская область занимает 28 место, Мурманская — 33, Коми — 39. Республика Карелия в этом списке не представлена».
Больше всего инвестировали представители сельскохозяйственного сектора, медицины, производители бумаги и бумажных изделий и недродобытчики — «киты» карельской экономики.
«Да, в конце августа пресс-служба Минэкономразвития констатировала рост инвестиций за первое полугодие 2020 года. Объемы инвестиций в основной капитал составили 18,08 млрд рублей, определив в этой связи Карелию как регион с высокой инвестиционной привлекательностью. Разделяют ли такую позицию потенциальные инвесторы, трудно сказать», — полагает представитель института экономики.
По словам экономиста, главное для инвесторов — это возможность получить прибыль от вложенного. Соответственно, выбирают по большей части привлекательные отрасли. В Карелии это добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, энергетика, операции с недвижимостью и транспортировка. В последние годы к ним добавились рыбоводство и сельское хозяйство.
Спрос уже не тот
Об инвестициях не мало говорят и представители власти. Хотя, конечно, не так много, как о коронавирусе. И поддержке предпринимателей. Действительно, остаться на плаву для многих — сейчас важнее, чем вложиться в развитие. Поддержка предпринимателям была оказана. Другой вопрос, что воспользоваться ею смогли не все. К тому же бизнесмены сетовали, что рука помощи тянулась к ним неторопливо. Однако — все же тянулась.
«Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ ежемесячно, с начала пандемии, проводится опрос предпринимателей «Оценка состояния бизнеса и эффективности мер государственной поддержки». Предприниматели Карелии принимают участие в федеральном опросе. По результатам федерального опроса конца сентября видно, что доля предпринимателей, негативно оценивающих положение своей компании выросла на 8% и составила 80% респондентов, — рассказала бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнетова, к которой с начала года местные предприниматели обратились за помощью более 600 раз. — Половина участников опроса отметили снижение финансовых показателей предприятий. При этом главной трудностью (67% ответов) участники исследования назвали факт того, что спрос так и не восстановился по сравнению с «допандемийным периодом».
Если говорить о демографии организаций за последние месяцы в Карелии, то можно увидеть, что в марте этого года было ликвидировано больше четырех сотен организаций, а зарегистрировано только 71. В июле соотношение было похожим: 122 к 61. В августе было «похоронено» 88 (при «рождении» 61). Далее ситуация несколько выровнялась, однако число ликвидируемых организаций все равно не опускается ниже, чем до 51. Не беремся утверждать, что все эти ликвидации относятся исключительно к бизнес-сфере. Однако немалый процент тех, кто мог бы развиваться и вкладываться, среди них несомненно есть.
Праздник в ТОСЭРах
Всем понятно, что без инвестиций развития экономики не будет. Согласно проекту бюджета региона на следующий год, одним из приоритетов станет поддержка инвестиционной деятельности, сообщает Минфин Карелии. Особо выделяют ТОСЭРы. Их в Карелии больше, чем в других регионах страны: В Надвоицах, Костомукше и Кондопоге.
ТОСЭРы демонстрируют парадокс: резидентов становится все больше. Так, в Костомукше их уже шестеро, рассказала инвестиционный уполномоченный города Зоя Бубнова. Причем пятеро уже работают. «НС Инжиниринг», например, уже выполнили свои планы — они занимаются сборкой спецтранспорта. Есть две компании, которые зарегистрировались в качестве резидентов летом этого года, — рассказала уполномоченный. — Это все местные, костомукшские компании. Наверное, дело в том, что у нас активность предпринимателей традиционно велика. Есть и интересанты на будущее».
Наталья Баринова, уполномоченный по Кондопожскому району, также отметила интерес потенциальных инвесторов к территории опережающего развития. Из пяти резидентов (четыре из них получили статус в этом году) приступил к работе только один — остальные либо возводят необходимые помещения, либо планируют это делать. На вопрос о том, почему же именно сейчас, когда речь идет о выживании, а не о развитии, желающие пополнить до этого не самые плотные ряды резидентов активизировались, был дан интересный ответ: «Финансовое благополучие многих предпринимателей несколько пошатнулось. Начали считать деньги и искать выгоды. А статус резидента в ТОСЭР дает эти выгоды».
Остается порадоваться, что глобальный экономический кризис и коронавирусные ограничения принесли хоть какую-то пользу Карелии. Но можно предположить, что после того, как ситуация выправится, не все будет так радужно?
Тем более, что в числе резидентов в той же Кондопоге, к примеру, такие мастодонты экономики, как «Группа Баренц» и «Рыботорговая сеть», для которых заводы по переработке рыбы в ТОСЭР — далеко не главные активы — не то, на что делается основная ставка.
Что касается многострадального ТОСЭР в Надвоицах, его все еще пытаются гальванизировать: там готовятся запустить высокотехнологичное предприятие — центр по хранению и обработке информации мощностью 64,5 мегаватт. Компания «КЮ Дата центр» привлекла в проект более полумиллиарда рублей инвестиций. Однако о прочих, более давних, резидентах ТОСЭР ничего не слышно. «Спецкрой», например, по данным СПАРК, показал «чистой прибыли» за прошлый год -22 тысячи рублей. Кроме того, в отношение резидента есть несколько арбитражных дел по поводу неисполнения договоров. Чистая прибыль другого резидента, ООО «Надвоицкий карборундовый завод» составила -376 тысяч рублей.
«Как говорят, если с территории уходят инвестиции, люди начинают „голосовать ногами“. Пространственные диспропорции обусловливают многие негативные тенденции. Поэтому создание ТОСЭРов как раз и есть один из механизмов привлечения инвесторов. Будет ли этот инструмент катализатором инвестиционной активности, зависит от многих факторов», — отметила Людмила Розанова. Одних льгот не хватит, чтобы привлечь инвестора. Ему нужно хорошее расположение, чтобы рядом были транспортные пути, ему нужен спрос на продукцию. «Инвестиционную активность можно стимулировать и в дальнейшем придать импульс развитию предпринимательства только при определенных благоприятных условиях», - обратила внимание специалист.
Есть и еще один объект — технопарк «Южная промзона» под Петрозаводском. О нем пока мало что известно — за исключением того, что первые четыре резидента уже найдены. В технопарк вложено более полумиллиарда рублей из фондов нацпроекта «МСП».
Напомним, резиденты ТОСЭР занимаются бизнесом не на общих основаниях со всеми остальными. Они не платят налоги на землю и имущество, а ставка налога на прибыль снижена для них до пяти процентов. Это важно, поскольку именно налог на прибыль организаций в республике — один из важнейших в наполнении бюджета.
Потенциал низкий, риск — высокий
Крупными инвесторами в республике остаются крупные предприятия. И вкладываются они в основной капитал (это тот самый капитал, который и дал рост инвестиций, озвученный в начале текста). Инвестиции в основной капитал — это траты на модернизацию и реконструкцию в пределах республики (речь идет, если говорить о самом понятии, еще и о расширении производства). Таким инвестором является, например, Сегежский ЦБК, который вкладывается в обновление оборудования (в частности, того, что очищает воздух). Или «Петрозаводскмаш», который вкладывает почти миллиард — и тоже в обновление оборудования. То есть, это не те инвестиции, которые должны серьезно расширить производство. Скорее — это необходимые для поддержания жизни вложения.
Экономический потенциал Карелии принято называть большим. Но — не раскрытым. Таковым он остается на протяжении долгих лет. И эксперты полагают, что такому положению дел сейчас есть еще одно объяснение (кроме тех, что приводятся обычно). У нас — полная беда с трудовыми ресурсами. При том, что безработица растет, и на одну вакансию приходится больше трех безработных. А дефицит кадров — важнейший пункт в оценке инвестиционного климата.
«В рейтинге инвестиционного климата 2019, составленном РАЭКС Аналитикой, Карелия входит в группу регионов с незначительным потенциалом и высоким риском — предпоследняя ступень. Относительно высокие позиции у нас только по природному (26 место) и туристическому (21 место) потенциалам. В середине по инфраструктурному (41 место). Благодаря наличию университета и научного центра, а также нескольких инновационных предприятий мы занимаем 50-е место в инновационном потенциале, — подчеркивает экономист. — По трудовому, потребительскому, производственному и финансовому потенциалу мы занимаем соответственно 73 (из 85 субъектов), 67, 62 и 70 место. Такая вот экспертная оценка наших инвестиционных позиций. Если принять во внимание реализованные в нашей республике еще при плановой экономике крупные инвестиционные проекты, то они были связаны с привлечением трудовых ресурсов со всего Советского Союза».
Отток населения из Карелии неудержим. Окраины отмирают, стремясь переместиться в столицу республики. А самые перспективные и молодые кадры спешат уехать из Карелии в Петербург, Москву, соседствующую Финляндию. И здесь — очередной парадокс, который отметила представитель науки: для того, чтобы удержать «рабочие руки» и «светлые головы» в регионе, нужны инвестиции, которые поднимут уровень жизни. А чтобы привлечь инвесторов, нужны те самые руки и головы.
И — диалог. Бизнеса и власти. «Именно та территория Российской Федерации, которая сегодня выстраивает эффективный диалог с бизнесом, завтра станет инвестиционно привлекательной. Эффективный диалог с бизнесом- это не заигрывание и не разговор для галки. Эффективный диалог с бизнесом подразумевает получение информации о проблематике, анализ и совместная выработка удобных и выгодных условий для бизнеса», — подчеркнула бизнес-омбудсмен Карелии. Развивающийся бизнес подведет крепкую базу под приход серьезных инвесторов. Тех, которые готовы заниматься не только модернизацией того, что уже есть, но и создавать нечто новое. И тогда, возможно, потенциал Карелии вырастет и раскроется.