Posted 24 декабря 2019, 07:58

Published 24 декабря 2019, 07:58

Modified 30 октября 2022, 19:48

Updated 30 октября 2022, 19:48

Новое или аварийное: какое жилье дают переселенцам в Карелии

24 декабря 2019, 07:58
Как жители и строители относятся к «нулевым» квартирам

План 2019 года по расселению аварийного жилья в Карелии перевыполнен. В Минстрое республики в ноябре уточняли, что текущие показатели программы переселения граждан из аварийного жилфонда на 2019-2025 годы вышли в плюс на 63%. К декабрю показатель вырос до 78 процентных пункта, о чем недавно сообщил полпред президента в СЗФО Александр Гуцан, приехавший в регион на заседание Госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия Карелии.

Впрочем, сегодня региону требуются десятки миллиардов рублей на дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года, в которых живут более 30 тысяч человек. Поэтому федеральный центр, понимая грандиозность задачи, уже выделил республике около полумиллиарда рублей финансовой помощи на реализацию этапа программы 2020-2021 годов.

Как сегодня работает этот пункт нацпроекта в регионе? Что сделано и предстоит сделать? Как живется переселенцам, недавно поменявшим крышу над головой? И как жильцы с застройщиками находят общий язык?

Миллиарды и тысячи

Сначала – чуть цифровой точности, чтобы оценить масштабы. Напомним, к началу текущей осени республика подошла с 1700 аварийными домами, которые признали таковыми с января 2017 года. Как уточняли в Минстрое РК, до конца года местные власти должны были признать отжившими свой срок еще тысячу домов, которые ранее не попали в очередной этап программы. Отмечалось, что при отсутствии дополнительного финансирования до 2025 года в республике расселят чуть более 600 домов, а те, кто не попал в действующую программу, получат новый дом к 2026 году, т.е. к третьей волне расселения.

При этом власти добавляли: количество домов, признанных аварийными с января 2017 года, продолжает расти. Однако поставленные показатели в 2019 году были достигнуты. Многие муниципалитеты выкупили квартиры на вторичном рынке (общей площадью более 3,5 тысяч квадратных метров) - в Беломорском, Кемском, Пряжинском, Лахденпохском районах и Петрозаводске. Кроме того, в Олонецком районе и Кондопоге прошли необходимые аукционы и уже были выбраны застройщики, которые приступили к проектированию.

К тому моменту Карелия уже получила 740 млн рублей помощи из федерального бюджета, а к 2025 году республике были готовы выделить более 7 млрд рублей на расселение 160 тысяч «квадратов» жилья, чтобы переселить более 9000 человек. Как подсчитали в Фонде содействия реформированию ЖКХ, в новом жилье нуждались около 30 тысяч человек.

Одобрено и заплачено

В конце ноября Минстрой обновил информацию по первому этапу программы: местные власти в соответствии с целевыми показателями 2019 года приобрели более 6000 квадратных метров жилья, из которых около 5000 «ушли» по договорам соцнайма и мены. Это позволило помочь 260 жителям «аварийки».

Уточнялось: текущий год примечателен тем, что люди расселяются во «вторичку», тогда как строительство домов начнется в 2020 году – в Олонце, Кондопоге, Кеми и Петрозаводске. Всего же под первый этап попадали 14 районов республики – в том числе, Кемский, Беломорский, Лахденпохский, Олонецкий, Кондопожский и Пряжинский. Тогда же в Минстрое добавили, что в Фонд отправилась заявка на финансирование второго этапа программы 2020-2021 годов - на 480 с лишним миллионов рублей.

В ноябре же департамент внешних коммуникаций Фонда добавлял, что Карелия софинансирует этап на 4,87 миллиона рублей. Таким образом, новое жилье смогут получить 681 человек из 264 аварийных жилых помещений общей площадью в 11 с лишним тысяч «квадратов».

Заодно приводились впечатляющие итоговые цифры. Оказывается, за 10 лет реализации программы Карелия получила на программу переселения 4,94 миллиарда рублей. Регион же софинансировал программу на 1,15 миллиардов. Итог – крышу над головой поменяли 9 440 человек из 3 887 аварийных квартир.

Но вернемся в настоящее. В начале декабря стало известно, что госкорпорация одобрила очередную заявку от Карелии, по которой регион получит первые деньги на переселение 681 жителя из 264 аварийных жилых помещений. Был обнародован и список районов-«счастливчиков», попавших во второй этап программы (Беломорский, Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский районы, а также Петрозаводск – всего 15 муниципальных образований).

Ветер или пустота?

Без шероховатостей при таком размахе не обойтись по умолчанию. Вероятно, поэтому в региональных СМИ периодически мелькают сообщения о непростом быте переселенцев. Чаще других почему-то упоминается Заозерье, куда мы и отправились, чтобы с помощью строителей и жильцов оценить состояние новых домов, которые возводила компания «Стройтрест №6».

Екатерина Эйновна получила ключи от новой квартиры в доме №6 в марте этого года, а въехала – в конце апреля. Встречает нас настороженно, но в квартиру после недолгих уговоров пускает. Внутри тепло, почти жарко, и тихо.

«Когда въехали, то недоделок, конечно, было много, - вспоминает женщина. - К моему приезду квартиру приводили в порядок дети. Тут у нас все на электричестве, и многое зависит от конвекторов, батарей. Как включишь – то тепло. Электроэнергию отключают редко, об этом предупреждают».

У соседней новостройки для переселенцев ловим девушку Екатерину, которая с детьми живет с конца лета. Эмоций у новоселов много.

«Вот квартира, она подо мной – стоит пустая, там никто не живет, - девушка показывает на окна первого этажа. - Она была вся полностью в плесени, потому что отопление не паровое, а на обогревателях. Вот и представьте: какой у меня ледяной пол, если внизу никто не живет. Нам дали ключи в мае прошлого года, и мы совсем переехали в августе. При этом, у нас поставлены обогреватели, которые сжигают кислород и не греют. Еще стоят микропроветривания, оттуда дует, поэтому пришлось как-то все заделать. Стены «потеют», и по подоконникам течет вода. И у соседей микропроветривания бестолковые - закрыты полностью».

По словам Екатерины, квартира встретила новоселов и другими недочетами, которые, впрочем, устраняли строители. Но не управляющая компания. Как бы то ни было, девушка полагает, что во многом сложности связаны со сроками стройки.

«Они должны были сдать дома не в мае прошлого года, а концу лета следующего года, поэтому все стояло не отапливаемое, а когда приехала, трубы и ванна были лопнувшие, все переделывали, - говорит Екатерина, заодно снова вспоминая про пустующее рядом жилье. - Многие получили квартиры, но не едут, кто-то продает. Видимо, есть, где жить…».

Навстречу и бесплатно

Между тем, строители жильцов наедине с соседями-«призраками» не оставляют и подчеркивают, что все гарантийные обязательства выполняются, а недостатки устраняются. Разумеется, никаких денег за это с людей не берут.

«Конечно, мы идем навстречу и все недостатки устраняем за свой счет, - говорят представители компании «Стройтрес №6». - Например, регулярно проверяем межпанельные швы, при необходимости меняем мастику, закладываем дополнительный утеплитель. Холод мог проникать внутрь, из-за чего образовывался мостик холода - и конденсат на обоях».

По словам строителей, случаи обращения жильцов единичны. Специалисты осматривают помещения и по мере надобности приводят детали в порядок. Не обходится и без спорных моментов: например, чьей-то монтажной пены в приточной вентиляции.

«Смотрите: вентиляция изнутри запенена: а если у человека нос зажать, то чем он будет дышать? - объясняют строители. - Наверное, люди привыкли к тому, что раньше в деревянных домах можно было заделать все, и дом «дышал» сам. Здесь же конструкция другая. Это панельный дом с электрическим отоплением, принудительной вытяжкой и регулируемой (естественной) вентиляцией. Ее всегда можно отрегулировать – повернуть специальный клапан. И если соблюдать правила эксплуатации, то те же окна «плакать» не будут».

Доходило до жалоб в Москву, хотя замечаний при приемке квартиры не было. Тем не менее, строители отработали претензию за пару дней. Причина нашлась быстро: холодный воздух попадал внутрь через упомянутые межпанельные швы, из-за чего внутри квартиры образовывалась точка конденсата.

При этом, подрядчики добавляют: в целом по инженерной инфраструктуре в домах вопросов не возникает. С ее добротностью согласны и жильцы, по чьим словам услуги оказываются бесперебойно. А если исключения и случаются, то о них заранее предупреждают.

Своих не бросаем

Почему же именно дома на Заречной, построенные по типовому (!) проекту, чуть не превратились в символ? Ведь и жильцы, и строители смогли вспомнить лишь единичные нарекания у соседей-переселенцев как в Петрозаводске, так и в районах. Да и то – вопросы возникали по поводу внутренней отделки, а недостатки по гарантии устранялись быстро.

«С того момента, как дом введен в эксплуатацию, и до заезда жильцов проходит достаточно много времени, - поясняют строители. - Например, на Заречной многие не заселены до сих пор, хотя дом сдан в 2017 году».

Жильцы домов отсутствие соседей подтверждают. И добавляют, что в случае чего не могут достучаться до тех, кто за происходящим должен следить. Кстати, кто? На этот вопрос единого ответа у жителей нет. Кто-то упоминает прокуратуру, кто-то - строителей, кто-то - управляющую компанию. Как тогда действовать?

Процедура выглядит следующим образом. По заявлениям жильцов на место должна выехать специальная комиссия из местной администрации. Правда, на то, чтобы выяснить, кто является заказчиком и приемщиком работ, может потребоваться время, поэтому продуктивнее обращаться не в поселковую, а районную администрацию - как к заказчику работ. Дальше – дело техники. Администрация связывается с подрядчиком и принимает решение о комиссионном выезде на место.

Возьмем Заозерье. Строители утверждают, что квартиры сдавались и принимались в отличном техническом состоянии. Дома проверялись Минстроем, технадзором, чиновниками и, наконец, самими жителями. Спустя определенное время дом частично заселился, и люди обратили внимание на отдельные недостатки. Как нам пояснили эксперты, жильцам следует отправить заявления в мэрию (а по закону на обязательный (!) ответ дается максимум месяц). Но на всякий случай эти же заявления лучше продублировать в адрес строителей, обслуживающей дом организации и надзорных органов.

Наши собеседники уверяют: жильцов никто не бросает. Работы ведутся, тот же подрядчик не отказывается от необходимости выполнить гарантийные обязательства. Не молчит и администрация, инициируя выездные проверки. Может, просто осталось чуть отладить механизм, чтобы «стены плача» ушли в прошлое?

В то же время

На этой неделе Госдума РФ в третьем чтении приняла новый закон о расселении аварийного жилья. Теперь Фонд содействия реформированию ЖКХ наделен дополнительными функциями – по выдаче льготной ипотеки, созданию маневренного жилфонда и предоставлению дополнительных соцвыплат.

Фонд сможет помочь региону, если территорию, на которой находилось аварийное жилье, отдадут под социальные, коммунальные объекты, спортплощадки и пешеходные зоны. Кроме того, органы местного самоуправления не смогут признать жилье непригодным для проживания и подлежащим сносу, если оно находится в федеральной и региональной собственности.

Также власти региона получают право давать квартиры жильцам аварийного фонда, если на момент решения об аварийности у них нет в собственности (или по соцнайму) другого пригодного жилья. Наконец, по новому закону жильцы смогут рассчитывать на временное жилье из маневренного фонда на срок до 2 лет.

Подпишитесь