Posted 24 июля 2022,, 13:41

Published 24 июля 2022,, 13:41

Modified 30 октября 2022,, 21:40

Updated 30 октября 2022,, 21:40

Большие амбиции: изменят ли что-то новые стандарты образования в Карелии

Большие амбиции: изменят ли что-то новые стандарты образования в Карелии

24 июля 2022, 13:41
Фото: 1MI
Новый ФГОС начнет действовать уже с 1 сентября. Что он меняет в жизни школьников и действительно ли можно реализовать новые стандарты? Разбираемся с учителями, родителями и министерством образования республики.

«Уважаемые родители. Ваши дети идут в пятый класс. Учиться будем по новым ФГОСам. Как? Пока сами не знаем. Учебников для этого стандарта еще нет. Но мы как-нибудь подстроимся. Часть тем будет из учебников шестого класса. Давайте вместе наберемся терпения», - именно так обратилась к родителям будущих пятиклассников на родительском собрании в начале лета завуч одной из петрозаводских школ. Школа – самая рядовая, не хуже и не лучше других.

Многие родители насторожились. Представитель школы вскользь упомянула о том, что во главе угла теперь конкретные навыки, а еще в плане – два новых предмета: функциональная и финансовая грамотность.

В других школах, как выяснилось, родители в принципе не знают ни о каких новшествах. ФГОС меняется регулярно – вечны только тетради в косую линеечку. А между тем, многим родителям наравне с педагогами стоило бы проштудировать новый федеральный стандарт образования. Тем более, что он есть в открытом доступе. И родителей касается напрямую. В документе – масса интересных нюансов.

Учиться меньше, учиться проще?

Например, количество учебных часов сокращено. Теперь максимум за пять лет – 5549 часов. По старому стандарту было чуть больше шести тысяч часов. Минимальная нагрузка тоже изменилась: вместо 5267 часов теперь хватит и 5058.

Алгебру и геометрию дополнил предмет «Вероятность и статистика». Чтобы изучать второй иностранный, мало теперь решения школы. Нужно волеизъявление родителей. Решат родители, скажем, что их детям в нынешних условиях французский или финский ни к чему, напишут заявление – и предмет дирекция школы из сетки расписания должна будет убрать.

Вообще работе с родителями и индивидуальностью каждого школьника новый стандарт уделяет самое пристальное внимание.

«В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации», - говорится в нем в частности.

Кроме того, помимо индивидуальных учебных планов для каждого учащегося, предполагается, что школа будет оказывать «содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в семье» и даже учитывать «социальные потребности семей обучающихся».

Третий урок физкультуры станет опциональным. Даже если школа решит его сохранить, то старшеклассники, которые занимаются спортом вне школы, смогут не посещать его.

Основной посыл нового стандарта – упор на применение знаний и конкретных умений.

И, конечно, наученные горьким опытом последних лет, составители стандарта уделили большое внимание новым технологиям, компьютерам, онлайн-пособиям. Учителя, кстати, должны будут не только научиться использовать все это и интегрировать в уроки, но и регулярно проходить повышение квалификации с помощью все тех же технологий.

Новый ФГОС внедряют для пятиклашек и первоклассников. Но и старшеклассников ждут изменения в обучении. Большой акцент сделан на вопросах воспитательных: подростков будут воспитывать по восьми направлениям: эстетически, физически, патриотически, не забудут ни экологическое, ни трудовое воспитание, ни духовность. И даже ценностями научного познания облагородят. И это – только в школе!

Также ФГОС делает упор на усиление патриотизма, «ценностное отношение» к символам государственности. Еще одно новшество – список книг для изучения. Толстому и Достоевскому составят компанию Селлинджер и Бредбери. ФГОСы для старших классов изменятся не в наступающем учебном году.

Очень интересно, но ничего не понятно

У родителей, с которыми пообщалась редакция, вопросов к новым образовательным стандартам немало. Например, как дети будут получать занятия по функциональной и финансовой грамотности? Учитывая, что количество часов нагрузки должно сократиться, маловероятно появление нового предмета в сетке?

Что делать школам в глубинке с новомодными веяниями? Не везде есть устойчивый интернет, не все учителя умеют искать в сети и использовать всевозможные онлайн-активности.

А кто вообще будет проверять, как этот стандарт реализуется? Точно ли учитель хорошо понял «уникальную личность и индивидуальные возможности каждого обучающегося»? Или так и ведет уроки по конспектам 10-летнй давности и ущемляет интересы учащегося фразой про «дневник на стол»?

По идее, для того, чтобы действительно уделить большое внимание личности ребенка, даже одного, надо либо с ним долго жить, либо иметь хорошую базу знаний и практических навыков в области не только педагогики, но и психологии возрастов. Как же одному учителю умудриться раскрыть потенциал всей параллели? Особенно, если в педагогику привел не потрясающий педагогический дар.

И, конечно, немаловажен вопрос с учебниками. Напомним, новый стандарт приняли, а учебников к нему – еще не разработали. К тому же в начале мая, как многие знают, на складе «Просвещения» в Москве случился большой пожар, доказавший, что рукописи, может, и не горят, а вот печатные книги – очень даже.

Со всеми этими вопросами мы обратились в Минобразования региона.

Там сообщили, что хоть учебников новых под новые стандарты и нет, вполне подойдут старые. «В настоящее время происходит доработка содержания действующих и подготовка новых учебников. Кроме того, разрабатываются методические рекомендации по каждому учебному предмету в части использования учебников, входящих в действующий федеральный перечень учебников, в условиях реализации обновленных ФГОС. Методические рекомендации призваны объяснить учителю, как использовать существующие в настоящее время учебники. До начала учебного года данные рекомендации будут направлены во все образовательные организации».

Странно, конечно, что чиновники от образования никуда не спешат. В начале учебного года у учителей, которым предстоит иметь дело с пятиклассниками, найдется очень много дел.

Учителя, заверили в министерстве, научатся работать с новыми стандартами:«В течение двух лет все учителя Республики Карелия должны пройти соответствующее повышение квалификации для того, чтобы приступить к работе по обновленным стандартам».

Правда, каким образом и кто будет выставлять оценки самим учителям, не ясно. В министерстве рассказали, что учителей будут аттестовывать. Но вот будут ли проверять - соблюдают ли педагоги все требуемые правила, уделяют ли внимание, например, личному развитию учеников, работают ли с семьей – об этом в министерстве не рассказали.

Зато чиновники дали очень важный совет – с прицелом на будущее. И касается он электронного портфолио, которое должно быть заведено для каждого школяра. Напомним, ценность таких онлайн-папок не только в возможности порадовать маму и папу, но и в преимуществах при поступлении в ВУЗ или СУЗ. Чем больше в портфолио достижений, тем лучше.

Строго говоря, такие портфолио и так есть у карельских школьников в их электронных дневниках. Однако зачастую в этих разделах совершенно пусто. «За наполняемостью портфолио следит классный руководитель, при этом отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается, - сообщили в Минобразования республики. - Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории и могут отражаться в характеристике».

Звучит все это довольно оптимистично. Но в кабинетах министерства сидят одни специалисты, а работать напрямую с живыми детьми и новыми стандартами предстоит совсем другим.

«Школы старые, и учителя – тоже»

Несколько карельских учителей на условиях анонимности пообщались с нами о ФГОС-2022. Среди наших экспертов – работающий молодой педагог-предметник в районной школе и преподаватель русского языка и литературы с 30-летним стажем из Петрозаводска.

«В самой рабочей программе ничего нового не увидела, что предсказуемо. Пишут о преемственности программ, это важно, но и раньше обсуждалось. Курс на практические навыки учеников, связь учебных предметов между собой и с реальной жизнью, это, конечно, великолепно, - прокомментировала эксперт. - Но в помощь учителю, с моей точки зрения, нужны учебники с соответствующими заданиями, чтобы эту связь с жизнью осуществлять».

«Единство воспитания и обучения- это просто отлично. Но всё вышеперечисленное опять ложится на плечи учителя, что тоже предсказуемо», - поделилась педагог.

«А нам еще толком ничего не объяснили. Приходят какие-то рекомендации, но они административные, - поделился другой учитель. – Методические рекомендации мало приспособлены к жизни. Они, в основном не содержат ничего нового. Все то, что уже было, но умными современными словами. Кроме того, школы у нас – старые. Они не соответствуют этим прекрасным стандартам. Учителя – тоже старые. Курсы повышения квалификации – это фикция. Как учили, так и будут учить. Ну, возможно, подстроятся под новые учебники. Но результат будет тот же».

Часть учителей и родителей полагает, что «новые» ФГОСы потребовались российскому образованию не ради модернизации. С уходом от «Болонской системы» российские ВУЗы вышли к совершенно новому уровню свободы. Как связано школьное образование и поступление в университет или колледж объяснять не требуется.

«Вполне можно предположить, что пункт про упор на практическое применение полученных навыков и знаний связан с нехваткой рабочих рук, - осторожно предположил еще один эксперт. Как и снижение общей нагрузки. Похоже, от прежней системы образования, дававшей максимум представлений о мире, максимум знаний и максимум возможностей, мы уходим безвозвратно. Куда мы идем – не видно».

Многие родители, которых завуч обычной петрозаводской школы в начале лета просила набраться терпения, уверены: новый стандарт, обновление системы, технологии будущего и внимание к личности ребенка – это прекрасно. Но останется все это, пожалуй, на бумаге. Потому что все новации – временны. Вечны в школах только тетради в косую линеечку.

"