Лес, дороги, аэропорт: что Карелия рассказала и показала Дмитрию Медведеву

Лес, дороги, аэропорт: что Карелия рассказала и показала Дмитрию Медведеву
Аналитика

24 июля 2018, 16:11
Дмитрий Ананьин
Photo: Пресс-служба Правительства Карелии
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев
Глава региона Артур Парфенчиков поделился подробностями недавнего визита председателя правительства РФ

В минувшую пятницу Карелия встречала серьезных гостей: регион посетил Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Прибыл он вместе с профильными министрами и руководителями ведомств, главами регионов, банкирами и «промышленниками», дабы, в том числе, обсудить состояние и перспективы лесопромышленного комплекса страны.

Карелия, которой на днях еще предстоит принять Национальный лесной форум, как нельзя лучше подошла для столь масштабной встречи. При этом за рабочий день Дмитрий Медведев не только провел совещание в региональном правительстве, но успел побывать в аэропорту «Петрозаводск» и на деревообрабатывающем комбинате «Калевала». Разумеется, премьер провел рабочую встречу и с руководителем региона Артуром Парфенчиковым.

Федеральные и местные СМИ по возможности широко осветили приезд федеральных чиновников, но, видимо, за кадром осталось многое. Потому глава республики посчитал нужным в минувший понедельник подробнейшим образом рассказать журналистам об итогах общения с Москвой. О лесоустройстве в Карелии, новых федеральных дорогах, авиарейсах, пристальном внимании федерального центра к Карелии и многом другом – в нашем материале.

Берем пример с Запада

Центральным пунктом в программе стало расширенное совещание по вопросам охраны лесов и глубокой переработки древесины, прошедшее в местном правительстве. Как обычно бывает, журналисты смогли послушать только приветственное слово премьера, после чего двери зала заседаний были закрыты. Уже поэтому информация Артура Парфенчикова о встрече была более чем ценна.

Он напомнил, что «совещательная» инициатива от Карелии появилась еще в конце прошлого года, при этом регион имеет целый ряд вопросов и планов в развитии лесного хозяйства, над которыми работает вместе с федеральными министерствами и ведомствами. Эти вопросы республика и предложила рассмотреть на уровне премьер-министра. Как видим, глас региона был услышан.

– Самое серьезное для нас сегодня – изменение идеологии и структуры лесозаготовок, лесопользования, - рассказал журналистам Артур Парфенчиков. - Мы сегодня используем имеющуюся лесосеку не в полной мере и не столь интенсивно, как, например, наши западные соседи, скандинавские страны.

По его словам, кардинально нового подхода требует, в частности, технология рубок ухода за лесом, которая на сегодняшний день «практически не играет никакой экономической и экологической роли».

– Если сегодня мы осуществляем рубки ухода, исходя из определенных процентных ставок на территории, то нам бы хотелось использовать технологии, которые используют наши соседи в Скандинавии, - уточнил глава. - Это вопрос формирования экологически и экономически обусловленного остатка на каждой территории, он позволяет более качественно, интенсивно (и с точки зрения экологии тоже) обеспечивать рост наиболее ценных пород леса.

Регион работает в этом направлении, но для перехода на интенсивное лесопользование необходимо также полностью менять систему выращивания посадочного материала. Карелии без дополнительной финансовой помощи из Москвы с этим будет трудно.

– Здесь нам нужна федеральная поддержка, 300 миллионов рублей, чтобы полностью реконструировать свои мощности в этом направлении, - уточнил Артур Парфенчиков.

Лесная «революция»

Планы правительства вполне конкретны: республика намерена перейти на новую систему к концу 2019 года. Однако интенсивное лесопользование невозможно без качественного лесоустройства (т.е. учета лесных угодий), уверен руководитель региона. А Карелия, по его словам, этой проблемой в последние десятилетия «занималась очень неважно». В этом смысле республике должны помочь планы Москвы передать полномочия по контролю над лесоустройством на федеральный уровень.

– На совещании был очень серьезный и фундаментальный разговор, - поделился подробностями Парфенчиков. - Мы вместе с главой Федерального агентства лесного хозяйства (Иван Валентик также был на совещании. – Прим. ред.), с помощью Валентины Пивненко (депутат Госдумы РФ от Карелии. – Прим. ред.), которая достаточно давно занимается этой темой, а также губернаторами из других регионов смогли донести свою позицию до руководителя правительства <…> Передача лесоустройства полностью на федеральный уровень – это революция в проблеме. Создание единой системы федерального лесоустройства было бы правильным, в том числе, с учетом космических и иных современных технологий, которые сегодня могут применяться и обеспечивать большую эффективность этих процессов.

В итоге регионы получили от Медведева поручение вместе с федеральными коллегами профильный вопрос предметно проработать. Правда, той же Карелии, в случае, если полномочия останутся у республики, на систему лесоустройства потребуется 600 млн рублей.

Раз харвестер, два харвестер…

На фоне грядущих изменений логичным выглядит стремление республики говорить о возвращении статуса центра производства лесозаготовительной техники России. Тем более что сегодня Карелия «очень близко подошла» к появлению крупнейшего объекта – завода по строительству лесозаготовительной техники. Как журналистам напомнил глава Карелии, современное производство готова разместить группа компаний «Амкодор» (Белоруссия). Для этого уже заключено трехстороннее соглашение, и большую помощь оказывает глава Минпромторга Денис Мантуров. Активную позицию занимает и сам инвестор.

Тем не менее, Дмитрий Медведев, который является и председателем наблюдательного совета «Внешэкономбанка», может оказать серьезную дополнительную поддержку.

– Сейчас нам нужна очень быстрая и прозрачная, грамотная юридическая процедура, чтобы имущество как можно быстрее перешло в собственность нового инвестора, и он смог начать инвестиционную программу и программу строительства, - уточнил Парфенчиков. - Важно, чтобы площадка максимально быстро юридически предоставила такую возможность, чтобы мы к сентябрю-октябрю смогли решить поставленные задачи и начать строительство нового завода.

Первым делом - самолеты

Но не одним лесом жива Карелия. В плотный график премьер-министра также попало посещений аэропорта «Петрозаводск», на который сегодня возлагаются большие надежды. В условиях объективной задержки со строительством здания аэровокзала поддержка премьер-министра здесь необходима.

– Нам предстоит очень сложная задача, - сообщил глава республики. - В прошлом году мы были вынуждены изменить формат строительства аэропорта: у нас объективно не получилось финансирование строительства за счет частных инвестиций. Однако, учитывая важность этой проблемы, мы все-таки достаточно быстро переформатировали федеральную целевую программу развития Карелии до 2020 года и за счет средств бюджета решили возможность реализовать наш проект.

Напомним, деньги в рамках ФЦП развития Карелии были перераспределены: властям пришлось временно отказаться от строительства второй очереди Гоголевского путепровода в Петрозаводске. Впрочем, на новый путепровод власти найдут «отдельные» деньги, уточнил Парфенчиков. Зато строительство аэровокзала не было «заморожено». По словам главы, проект, сметная и рабочая документация будут готовы к ноябрю 2018 года, на эти средства из бюджета Карелии выделено 40 млн.рублей. Около 1 миллиарда рублей из федерального бюджета будут направлены на строительство объекта.

– Мы очень серьезно подошли к формату проектирования и постарались сформулировать те задачи, которые сделают аэропорт максимально современным, включая, например, те же телетрапы, - добавил Парфенчиков. - В предыдущем проекте частных инвестиций телетрапов не было. Эту инициативу Дмитрий Анатольевич поддержал.

Несмотря на то, что республика вложила много собственных денег на техническое перевооружение аэропорта, актуальными остаются вопросы федерального значения. К примеру, необходимо разобраться с совместной эксплуатацией аэропорта вместе с Минобороны.

– Здесь нужно было получить поддержку премьер-министра по нашим решениям - по реконструкции части взлетной полосы для приемки более крупных самолетов, для обеспечения технического обслуживания работ в рамках строительства совместного гражданского и военного пункта управления, - пояснил глава РК.

Так или иначе, к 2020 (максимум, 2021) году республика планирует добавить в актив новый аэровокзал. Для этого, вероятно, придется откорректировать сроки действия ФЦП, но премьер-министр соответствующие предложения также одобрил.

– Дмитрий Анатольевич полностью нас поддержал и высказал позицию, что Карелия сегодня серьезно недополучает и в контексте туристической инфраструктуры, инвестиционной привлекательности, удобства граждан с точки зрения отсутствия нормального аэровокзала, - сообщил Парфенчиков. – Премьер-министр поручил нам информировать его об этапах выполнения «дорожной карты». Для нас очень важно, что здесь появляется предметный и личный контроль за финансированием и строительством важного для республики объекта.

Что важно, при недостатке инфраструктуры авиаперевозчик не испытывает недостатка в клиентах. Глава Карелии подчеркнул, что пассажиропоток неуклонно растет, потому не исключено, что в регионе появятся новые «воздушные» маршруты.

Дорожная норма

Дорожная отрасль Карелии – еще одна ключевая тема диалога с федеральным центром. В первую очередь, региону необходимо передать максимальное количество региональных дорог в федеральное ведение, отметил глава республики. В частности, трасса «Кочкома-Костомукша-Госграница» может получить новый статус значительно раньше запланированного срока, в 2019 году: необходимые регистрационные документы уже ушли в Росавтодор.

Власти не забывают про другую крупную автомагистраль в Заонежье - к Оятевщине. Как напомнил Парфенчиков, Карелия пыталась решить вопросы финансирования в рамках федеральных госпрограмм, в том числе, по линии Минкультуры. Но сейчас рассматривается иной, «наиболее оптимальный вариант» - придание этой дороге федерального статуса.

– Здесь, на наш взгляд, очень важно проработать статус объектов ЮНЕСКО как особых объектов с точки зрения коммуникаций, - добавил он. – Мы с Минтрансом и Росавтодором надеемся, что в ближайшее время удастся решить этот вопрос. Дмитрий Анатольевич согласился, что это совсем по-другому обозначит привлекательность, доступность, экономику, отдачу одного из значимых туробъектов – комплекса на острове Кижи.

К слову, есть еще один претендент на федеральный статус – трасса «Петрозаводск-Ошта». По словам главы, существующий проект «решит ряд важных федеральных задач», поскольку должным образом распределит грузопотоки.

Премьер-министру также доложили о том, как видят развитие так называемого «соловецкого» туристического направления. Думается, что Медведев как сопредседатель попечительского совета развития Соловецкого монастыря этот вопрос без внимания не оставил.

– Для нас это целая тема развития нашего беломорского побережья, связанная с экономическими преференциями, - пояснил Парфенчиков. - Это и вопрос аэропорта в Кеми, реконструкция причальных сооружений, вопросы энергетики, гостиничных комплексов, и многое другое. Сейчас премьер-министр дал соответствующие поручения. Я надеюсь, что мы сможем юридически обозначить эти важные для республики вопросы в ближайшие месяц-два.

Но вернемся к карельским дорогам. Москва все их «под крыло» взять, конечно же, не сможет, поэтому Карелии нужно рассчитывать и на свои силы. Задача стоит амбициозная. К 2020 году в нормативное состояние собираются привести 50% региональных дорог, а к 2024 году - их основную часть.

– Какие-то вещи мы переформатируем кардинально, - поделился планами Парфенчиков. - Мы заинтересованы в новых технологиях дорожного строительства, поэтому наш руководитель «Карелавтодора» уже посетил ряд регионов, где реализуются новые пилотные дорожные проекты. Надеюсь, что с учетом поручений председателя правительства нам с Минтрансом и Росавтодора нам удастся серьезно поправить сетку региональных дорог на наиболее важных направлениях. Например, дорогу «Петрозаводск-Суоярви».

Отдать якорь!

Глава республики «тет-а-тет» проговорил с премьер-министром ряд других, не менее важных вопросов. Так, обсуждались перспективы развития литейного производства в Петрозаводске. Речь шла о создании Центра компетенции литья на базе местного предприятия. Под личным контролем Медведева также находится строительство «цифровой верфи» на базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода. По теме даны поручения, в ближайшее время в правительстве России пройдут профильные рабочие встречи.

– Как вы понимаете, «цифровая верфь» и завод лесозаготовительной техники… Если мы все это воплотим в реальность, это в перспективе станет одной из якорных отраслей, которое будет определять будущее республики, ее промышленного потенциала, ее налоговой базы и так далее, - смотрит в будущее с оптимизмом Парфенчиков.

Не забыли и про создание арктической зоны в Карелии. По информации главы РК, в целом председатель правительства поддержал идею региона рассматривать опорную зону с учетом ее «якорного проекта», важного для всей страны. Таким проектом, по мнению властей, должна стать реконструкция Беломорско-Балтийского канала.

Важное донесение

«Откровеный и профессиональный диалог»: так Парфенчиков охарактеризовал недавний визит в федеральных коллег в Карелию. При этом приезд не был сиюминутной прихотью, и лишний раз свидетельствует об очень серьезном внимании Москвы к республике. И связано оно не только с предстоящим празднованием ее 100-летнего юбилея.

– Мне представляется, что сегодня есть ряд вопросов, которые позволяют нам действительно формировать федеральный интерес с точки зрения проектов, который мы предлагаем на территории Карелии, - резюмировал Парфенчиков. - Арктическая зона, Беломорско-Балтийский канал, современнейший первый цифровой судостроительный завод, который кардинально увеличит производительность и количество судов для нашего речного транспорта, создание единого промышленного кластера для лесозаготовительной техники. Все это важно для всей России.

Глава республики убежден, что властям удалось донести до федерального центра важность приграничной Карелии, которая имеет множество других преимуществ, выгодных для всей страны. Например, местный щебень Парфенчиков назвал «лучшим», притом что он нужен не столько Карелии, сколько российским стройкам, которые планируются в ближайшие годы.

– В целом, если посмотреть повестку федерального центра, мы видим, что сегодня к регионам более пристальное внимание в рамках формирования новой бюджетной политики, - рассудил руководитель региона. - Наша задача: в рамках такого взаимодействия максимально использовать приоритеты Карелии.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter