Posted 24 мая 2018,, 13:28

Published 24 мая 2018,, 13:28

Modified 30 октября 2022,, 19:06

Updated 30 октября 2022,, 19:06

Ждет ли российские регионы усиление борьбы с коррупцией?

24 мая 2018, 13:28
После утверждения нового состава правительства РФ эксперты активно обсуждают, справится ли Кабмин с задачами развития страны, которые президент России обозначил на ближайшие шесть лет.

Задачи масштабные: стране предстоит совершить технологический рывок в самом широком понимании, модернизировать инфраструктуру и социальную сферу. Средства на эти цели предполагается выделить внушительные, около 10 триллионов рублей. И подавляющее большинство денег уйдет в регионы и муниципалитеты. Очевидно, что сразу встает вопрос о контроле над расходованием этих средств и предотвращением их разворовывания и разбазаривания. В связи с этим большинство экспертов сходятся в одном: антикоррупционная политика государства будет ужесточаться.

Собственно, эти прогнозы уже оправдываются. Еще в апреле Госдума приняла третьем окончательном чтении законопроект об усилении ответственности за мошенничества и взятки при заключении госконтрактов. Теперь за откаты при госзакупках грозит до 12 лет тюрьмы. Причем сурово наказывать будут не только чиновников, но и всех участников незаконных схем, в том числе представителей бизнеса за попытки подкупа. Нет сомнения, что вскоре последуют и другие антикоррупционные инициативы.

Конечно, можно предвидеть скептические высказывания: законы-то принимаются, да что толку. Но толк есть, и это тоже совершенно очевидно. Экс-министр экономического развития Улюкаев, бывший глава Сахалина Хорошавин, его экс-коллеги по губернаторскому корпусу из Коми и Кировской области. Гайзер и Белых, не говоря уже о более мелкой сошке – мэрах городов, их замов, местных некогда влиятельных олигархов… Список тех, кого от уголовной ответственности за совершенные преступления не спасают ни связи, ни должности, ни деньги, пополняется. Впрочем, чего далеко ходить, в Карелии примеров тоже немало.

Вообще, стоит напомнить, какой была ситуация еще несколько лет назад. В республике, начиная с 90-х годов, складывались местные финансово-экономические кланы, бесконечно делившие «поляну»: влияние, муниципальную собственность. Одни действовали все-таки осторожно, пусть и ходили по грани, но откровенно закон не преступали. Другие и вовсе потеряли берега, искренне считая себя хозяевами Петрозаводска и чуть ли не всего региона, неуязвимыми и неприкасаемыми.

И к чему это привело? С одной стороны, примерно с середины 2000-ных, когда страна немного оправилась от предыдущего разрушающего десятилетия, в регионы начали вкладывать федеральные средства – в рамках приоритетных нацпроектов, других госпрограмм. Благодаря им в Карелии появилось и оборудование в больницах, и современные сосудистые центры в Петрозаводске и нескольких районах, и крупные физкультурно-оздоровительные центры. Но все эти вложения, увы, не дали комплексного эффекта. Жителями республики они воспринимались, скорее, как точечные изменения, в то время как казна того же Петрозаводска нищала, муниципальная собственность сдавалась за копейки в аренду группе приближенных к власти предпринимателей, за копейки они же получали городские земли… В итоге у города не хватало средств уже на элементарное: поддержку городского транспорта, нормальное содержание дорог, текущие ремонты школ и детсадов, не говоря уже о каком-то развитии социальной сферы. Все, что оставалось, ждать с протянутой рукой очередных дотаций из Москвы.

Наконец-то федеральному центру это, похоже, надоело. Начался процесс раскупоривания законсервировавшихся в своих уютных нишах местных «элит». Начались уголовные дела по взяткам, по фактам мошенничества с муниципальным имуществом… Сопротивление этих самых «элит» было сильным и яростным. И его отголоски слышны в Карелии до сих пор.

Например, экс-депутат Заксобрания, некогда влиятельный олигарх Девлет Алиханов – он хоть и осужден на реальный срок за мошенничество и находится в местах не столь отдаленных, но, судя по всему, сохраняет и финансовые возможности, и влияние на подконтрольные СМИ. Сейчас все эти ресурсы он в очередной раз использовал, чтобы привлечь к себе внимание. В Сегежском городском суде рассматривалась жалоба Алиханова на выговор, вынесенный ему администрацией исправительного учреждения за несоблюдение установленных в колонии правил. Повод, на самом деле, мелкий, но использован он был в очередной раз для того, чтобы опять напомнить о решении Европейского суда по правам человека. Он, как уже сообщалось, счел, что в период предварительного следствия были нарушены права обвиняемого на разумный срок содержания под стражей.

Об этом решении и его интерпретации подконтрольными олигарху СМИ мы уже писали. Как и в целом о том, каким образом ЕСПЧ рассматривает подобные жалобы – по однотипным обращениям решения выносятся «пакетом», в нюансы особо не вникают. При этом, еще раз напомним, приговор Петрозаводского городского суда Алиханову, подтвержденный вышестоящей судебной инстанцией, Европейский суд, разумеется, не отменял и не оспаривал.

Тем не менее, защита Алиханова, конечно, сейчас заявляет, что будет добиваться в ЕСПЧ вообще полного снятия обвинений с олигарха и его оправдания. То есть поводу пошуметь в СМИ еще найдутся. Хотя практический результат не гарантирован. Буквально на днях эксперты Совета Европы сильно удивили: на конференции в Казани они заявили, что довольны тем, как Россия выполняет рекомендации по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

- Вообще-то борьба с коррупцией для совета Европы — это не вопрос только к России, это вопрос к всем 47 членам совета Европы. Большинство из них ратифицировало конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, в том числе и Российская Федерация. Россия получила достаточно высокую оценку за то, что большинство рекомендаций экспертов выполняется,приводят слова представителя европейского экспертного сообщества СМИ/

Впрочем, Бог с ним, с Советом Европы. Там, действительно, сегодня могут говорить одно, а завтра, исходя из «геополитических соображений», совсем противоположное. Нам надо наводить порядок в своей стране здесь и сейчас. И это пусть не сразу, постепенно, но делается. Если вспомнить только самые последние резонансные дела в Карелии: к восьми годам лишения свободы за взятку осужден бывший глава республики Андрей Нелидов. Не отвертелся от реального срока экс-глава контрольного комитета Виталий Галкин, получил 12 лет колонии строгого режима. Расследуется уголовное дело в отношении экс-председателя республиканского комитета госимущества Дениса Косарева и его подчиненных.

Наконец, правоохранители начали распутывать настоящий преступный клубок, связанный со злоупотреблениями в ходе недавнего контракта на содержание дорог в Карелии. Напомним, что, по версии следствия часть выделенных на это бюджетных денег осела в фирмах-прокладках. Сейчас по этому делу арестованы как бывшие карельские чиновники, так и крупный питерский бизнесмен.

Аналогичные процессы, разумеется, идут и в других субъектах Федерации. Все это недвусмысленный сигнал для региональных «элит» - тех, кто еще, возможно, не понял, что это не кампанейщина, а долгосрочная и четко осмысленная политика государства.

"