Posted 24 апреля 2020,, 14:25

Published 24 апреля 2020,, 14:25

Modified 30 октября 2022,, 20:42

Updated 30 октября 2022,, 20:42

«На выживание»: как пандемия усложнила жизнь матерей-одиночек и семей в Карелии

24 апреля 2020, 14:25
Коронавирусная инфекция ударила не только по здоровью людей и экономике мира в целом, но и по некоторым семьям с детьми и матерям-одиночкам. Бывавшие ранее в статусе «малообеспеченные» теперь остаются на грани выживания – без работы и с надеждой на помощь. Узнаем, как ситуация складывается в Карелии.

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения привели к тому, что многие уязвимые социальные группы остались один на один со своими трудностями. В России одной из таких групп традиционно являются матери-одиночки: женщин, воспитывающих детей самостоятельно и зачастую без какой-либо финансовой или психологической поддержки, насчитывается около пяти миллионов. Долги по алиментам превышают 150 миллиардов рублей, на их долю приходится более половины всех кредитных займов.

«Как мне дальше жить?»

В Карелии такая проблема, конечно, тоже существует. Под давлением ситуации матери-одиночки кричат о своих проблемах в соцсетях. В частности, комментарии с историями об усложнившейся из-за Covid-19 жизни появляются под постами главы Карелии Артура Парфенчикова на его страницах в соцсетях.

«Никто не подумал о людях, которые воспитывают детей в одиночку и не работают. Или работают не официально, или получают копейки, лишились работы сейчас. Им на что сходить в магазин, на что им закупаться продуктами? А лекарствами?», - высказалась одна из жительниц Карелии Наталья.

Большинство мам-одиночек в Сети жалуются, что в связи с закрытием многих предприятий и введенным режимом самоизоляции они лишились заработка. Ситуация нередко усугубляется тем, что у граждан нет собственного жилья, квартиру приходится снимать. Более того, у некоторых не один ребенок, а два или больше. Значит, и кормить нужно больше человек.

«Я мать-одиночка, приехавшая с Украины и получившая гражданство в Петрозаводске. Мать у меня инвалид детства. Я подрабатывала не официально, так как на целый день оставить ребёнка с мамой не могу по состоянию её здоровья. Жильё снимаем, пенсию так и не оформили - невропатолог уже как месяц не может написать заключения на МСК. В итоге осталась без подработки. За жильё платить нужно, ребёнка кормить и маме лекарства покупать надо. Вопрос: как выжить?», - рассказала петрозаводчанка Дарья.

«Я мать одиночка, работала сама на себя - парикмахером, мы сейчас закрыты. Детские я не получаю. Как мне дальше жить? Это был мой единственный доход», - задалась вопросом другая жительница Карелии Наталья.

«А детям что сказать? Извини, но месяц ты не ешь? Я мать одиночка, с двухлетним ребёнком на руках и в съёмной квартире. И никто не знает почему, да и плевать всем! А вот когда нас на улицу выкинут, потому что нечем платить, куда мы пойдем?», - высказалась еще одна жительница Карелии Галина.

Многие другие жители Карелии соглашаются с мнением о том, что ситуация для матерей одиночек складывается тяжелая: работодатели не выплачивают за «сидение дома», «платежи душат», ребенка нужно кормить и одевать, а пособий на жизнь не хватает.

Рост домашнего насилия?

Как рассказала директор благотворительного фонда «Мама-Дом» Людмила Драгунова, из-за пандемии количество нуждающихся в помощи жительниц Карелии с детьми, действительно, выросло. У фонда работает приют для женщин с маленькими детьми, которым больше некуда пойти. Сейчас в нем уже проживают восемь постоялиц – есть беременная девушки, мамы с детьми и новорожденными. И большинство из них пришли сюда с начала пандемии Covid-19.

«Пришли новенькие, вернулись старенькие, которые ранее ушли, наладив собственную жизнь. Однако пандемия вывела на то, что зарабатывать они сейчас не могут. Вот они и попросились обратно… Всем места не хватает, но у нас проходит ремонт в четырех комнатах. После его окончания добавится еще несколько мест. Приют нужно расширять и для этого мы обратились в петрозаводскую администрацию с просьбой передать помещения фонду. В мэрии нам не отказывали, но пока вопрос решается», - рассказала Людмила Драгунова.

Сейчас еще четыре женщины с детьми ждут, когда появится место в приюте. Фонд поддерживает с ними связь – жительницы Карелии получают необходимую помощь (часто продуктовую). Они живут в съемных квартирах, «Мама-Дом» обговаривает с хозяевами жилых помещений возможные варианты – их просят подождать и войти в положение.

По словам директора благотворительного фонда, с началом пандемии и самоизоляции увеличились случаи домашнего насилия. И это подтверждают обращения в приют жительниц Карелии, которые бегут от своих мужчин. Женщины приходят в фонд с синяками и не скрывают то, что их избивали. В таких случаях привлекают и полицию.

Сейчас основная помощь фонда, по словам Людмилы Драгуновой, направлена на то, чтобы «выжить». Поэтому организация сейчас остро нуждается в продуктах для подопечных – запасы на складе потихоньку заканчиваются. Более того, с начала пандемии уменьшилось и количество благотворителей.

«Так как снизилось количество благотворителей, естественно, упали сборы. Большие суммы нам никогда не отправляли, были взносы в пределах 10 тысяч, но сейчас и это закончилось. В настоящее время обычно отправляют по 100-200 или 500-1000 рублей. Но мы не отчаиваемся и работаем», - добавила директор фонда «Мама-Дом».

Нуждаемости больше

Как сообщил уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев, в проблемных ситуациях сейчас оказались не только матери-одиночки. Под ударом могут быть и обычные семьи с детьми, малоимущие или многодетные семьи. Особенно в тех случаях, когда родители лишились возможности заработка из-за закрытия предприятий.

«Я надеюсь, что руководители предприятий и организаций сумеют найти возможность поддержать своих работников. В первую очередь тех, кто имеет детей, чтобы не ухудшить качество их жизни, - высказался детский омбудсмен. - Я думаю, что сейчас в любом случае федеральными властями будут рассматриваться различные меры поддержки для всех уязвимых категорий. При этом важны и суммы таких выплат, потому что людям далеко не всегда хватает тех денег, которые они получают. Также считаю нужным пересматривать подходы к таким мерам поддержки – а именно к определению нуждаемости в помощи».

По словам Геннадия Сараева, обращений от матерей-одиночек и других семей с детьми к нему поступало много и до пандемии коронавируса. Однако в связи с Covid-19 участились просьбы о помощи именно в связи с нуждаемостью – в основном в продуктах или получении мер соцподдержки, справок для назначения выплат. Также немало семей обращаются к уполномоченному по поводу отсутствия компьютеров или других гаджетов для организации дистанционного обучения детей.

«Часто школы не понимают, что не во всех семьях есть компьютеры, ноутбуки или планшеты, у некоторых даже смартфона нет. Детям даже не посмотреть задания. В таких случаях мы помогаем вместе с нашими партнерами», - поделился омбудсмен.

Партнеры – различные общественные организации и волонтеры. Они совместно с уполномоченным помогают и нуждающимся семьям и матерям-одиночкам продуктами и средствами гигиены.

Как добавил детский омбудсмен, в связи со сложной ситуации из-за пандемии сложилась серьезная потребность в психологической поддержке семей.

«Им нужно оказание помощи в кризисной ситуации, даже в случае утраты. Пандемия серьезна, поэтому лицам из уязвимых категорий требуется отдельное сопровождение. Нужны специалисты, которые бы помогли снизить тревожность населения и предотвратить риски психологических расстройств», - высказался Геннадий Сараев.

«Вместе мы сможем многое»

Другой карельский благотворительный фонд «Материнское сердце» помогает детям-сиротам, но также оказывает поддержку и малообеспеченным семьям и матерям-одиночкам. До пандемии коронавируса в организацию поступило 170 обращения с просьбой о помощи. Сейчас эти семьи и остались на сопровождении фонда. Из них – семьи, которые находятся в трудной жизненной ситуации и которым всегда нужна помощь. Сейчас проблемы стали шире.

Таким нуждающимся семьям, в том числе матерям-одиночкам, фонд в партнерстве с другими организациями помогает продуктами и средствами гигиены, памперсами и другим необходимым.

«Сегодня сложная ситуация сложилась в многодетных семьях, а прежде всего в семьях с приемными детьми. Пособия очень маленькие. Ни МРОТ, ни продукты питания, которые даются на одного ребенка, не соответствуют тем нормам, которые должны быть. И сейчас это наиболее ощутимо. У нас много приемных семей, которым нужна помощь. Мы стараемся обеспечивать их витаминами для детей и взрослых, медикаментами и другим», - рассказала директор «Материнского сердца» Галина Власова.

По ее словам, в период пандемии тяжело и главам семей, лишившимся работы. Как считает директор фонда, мужчинам нелегко быть безработными и не иметь возможность накормить семью – это сложно на эмоциональном уровне.

По словам Галины Власовой, несмотря на ситуацию с коронавирусной инфекцией, люди не стали меньше помогать фонду. «Материнское сердце» также сотрудничает с другими организациями и в помощи они обычно не отказывают.

«Иначе как бы фонд жил? Только вместе мы можем решить проблемы, которые сейчас появляются. Девиз нашего фонда соответствует сегодняшней обстановке: «Вместе мы сможем многое», - заключила директор фонда.

"