Posted 24 марта 2022, 14:26
Published 24 марта 2022, 14:26
Modified 30 октября 2022, 21:29
Updated 30 октября 2022, 21:29
Сегодняшние санкции вынуждают власти и бизнес срочно искать решения, которые позволили бы сохранить экономику региона в целости и сохранности. И, в первую очередь, меры могут сказаться на работе крупных компаний, имеющих долю иностранного участия. Впрочем, таких в республике немного.
«В республике - 86 системообразующих организаций: три предприятия входят в федеральный перечень и пять предприятий входят в структуру организаций в других регионах, - рассказал «КарелИнформу» замминистра экономического развития РК Виктор Свирский. – Мы понимаем, что есть и предприятия с иностранным участием, из них порядка 30 – это «крепкие» экспортеры, - например, Костомукшский ГОК, «РК-Гранд», Сегежский и Кондопожский ЦБК. И многие занимались не только экспортом, они также зависят от импортных поставок комплектующих, поэтому в той или иной степени почувствовали на себе эти изменения».
В регионе сегодня есть факты отказа контрагентов от договорных обязательств, могут и возникнуть проблемы с логистикой.
«Логистические цепочки разорваны, российские грузы не принимаются на перегрузку в аэропортах, а из дружественных стран установлен запрет импорта в Россию, - уточнил замминистра. - Поэтому сегодня работают так называемые «длинные цепочки».
Восток – дело толстое
Первые «последствия» уже есть: бизнес в регионе моментально переориентировался на восток.
«Предприятия стали товар направлять по восточным направлениям, в тот же Китай, - добавил замминистра. – Кроме того, сегодня действует полная поддержка федерального центра, созданы соответствующие штабы. Если та или иная компания, например, нуждается в определенном количестве контейнерных поездов, то это согласовывается максимально оперативно. То есть, мы видим и понимаем всю цепочку».
Сегодня же фактически ни одно из промышленных предприятий в регионе не остановило работу.
«Может, где-то местами снизили объемы производства, или переориентировались под другой вид продукции, который более востребован на другом рынке, - добавляет Виктор Свирский. - Но они все работают. Мы, например, знаем про финскую компанию Stora Enso, которая официально сообщила о том, что приостановила лесозаготовку, но в целом работать с лесом продолжает. То есть, те компании, которые официально объявили о приостановке деятельности, поняли, что в одночасье этого не сделать. Поэтому они продолжают работу».
То же касается компании «Карлис-Вяртсиля», имеющей финских учредителей, которое сегодня продолжает работу. Да и «камень», по мнению замминистра, сегодня также находится «в хорошем положении».
«С одной стороны, на российский рынок теперь не везется дешевый и некачественный камень, мы более устойчиво там находимся», - говорит руководитель.
Сложности могут возникнуть с импортным оборудованием и его частями, но помочь опять же может «восточное направление».
«Я буквально на днях проводил переговоры: бизнес говорит, что желает открыть производство для локализации оборудования на территории региона, понимая, что везти невыгодно, - вспоминает Виктор Свирский. - Мы по этим технологиям сделаем все здесь, а оборудование привезем с Китая».
Дадим своим
Сегодня в Карелии (впрочем, как и по всей стране) идет переориентация потоков, в регионе также создан центр импортозамещения. Регион ищет и возможности для более тесного межрегионального сотрудничества.
С акцентом на межрегиональные связи во многом согласен Николай Колесников, заместитель директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН и кандидат экономических наук.
«Все будет зависеть от того, насколько успешно удастся взаимодействовать с другими регионами по поводу сбыта нашей продукции», - говорит эксперт.
Но есть деталь: большие изменения могут ждать местный рынок труда.
«Особенность Карелии в том, что она в большей степени экспортоориентирована, чем другие субъекты, - делится мнением эксперт. - Самая очевидная отрасль для экспорта – лесопромышленный комплекс. Мы теряем крупный рынок сбыта и лишаемся внешнего спроса. А внешний спрос на лес очень сложно заменить таким же объемом спроса в России. Скорее всего, спрос на лесную продукцию в Карелии упадет. Те мощности и те люди, которые работают в отрасли, почувствуют снижение продаж своей продукции и, соответственно, доходов. Это приведет к некоторой структурной настройке экономики, она будет необходима. И в некоторых экспортоориентированных отраслях высвободятся рабочие руки и мощности».
Взятый курс на импортозамещение сегодня очевиден, но самостоятельно Карелия возникшие проблемы не решит.
Впрочем, в других отраслях в Карелии (например, в строительстве) сегодня существует дефицит кадров, поэтому без работы вряд сотрудники ли останутся. Если их смогут «перепрофилировать».
«Сразу работников направить в другую отрасль не получится, их нужно будет переучивать, - говорит Николай Колесников. – Здесь должны подключаться региональные и федеральные власти».
Подозрительное молчание
Что интересно, крупные промпредприятия в республике от оперативных комментариев сегодня воздерживаются. А каких-либо официальных и оперативных пояснений по поводу происходящего «КарелИнформу» ни одна пресс-служба предоставить не смогла.
Поэтому пока картину дополняют лишь официальные сообщения местных властей. Так, на заводе «Амкдор-Онего» в Петрозаводске, по его словам, только наращивают объемы производства. А на фоне санкций завод готов и помогать другим с гарантийным обслуживанием техники, в том числе, импортной.
На внутренние поставки «перепрофилируется» и литейный завод литейный завод «Петрозаводскмаш-Трансмашхолдинг», который прогнозирует рост числа заказов на внутреннем, российском рынке.
«В настоящее время определен перечень потребностей предприятий Республики Карелия в ключевых импортных товарах, - обобщают в Минэке. - Перечень направлен в Минпромторг России. Коллеги из соседних регионов выразили заинтересованность в закупке продукции карельских производителей, способной заместить товары, импортируемые из-за рубежа. Карельские компании переориентируют свою экспортную деятельность на рынки стан Азии, договорённости о поставках рядом предприятий уже достигнуты».
***
Заметим: «курс на Восток» для Карелии - далеко не нов. Экономические старожилы помнят времена губернатора Александра Худилайнена почти десятилетней давности, с частыми визитами китайских делегаций и инвесторов. Тогда говорилось о совместной работе с теми же лесом и щебнем. Правда, в сколько-нибудь ощутимые результаты сотрудничества те намерения не превратились. Вероятно, сейчас – то самое время.