Posted 24 февраля 2020, 08:01
Published 24 февраля 2020, 08:01
Modified 30 октября 2022, 20:12
Updated 30 октября 2022, 20:12
ЧП с желтым снегом и мертвыми птицами в Сегежском районе Карелии приковало к региону внимание всей страны. Пока Красноярск живет в «режиме черного неба» из-за многомесячного смога над городом, в котором жители винят городские угольные ТЭЦ, Сегежа жалуется на коричневую воду, кашель и теперь уже черный снег. В аномалиях - если они таковыми, конечно, являются – сейчас разбираются специалисты. Мы же выясним, насколько опасными для здоровья жителей могут быть крупные промышленные производства в республике. Или не могут.
И, в первую очередь, поговорим о целлюлозно-бумажной промышленности. Во-первых, многие связывают скандальные катаклизмы в прогремевшей Сегеже с работой местного ЦБК. Во-вторых, «лесная» отрасль широко представлена и развита в нашем лесном крае. Чего можно ожидать в других районах?
Дайте воздуха
«Туман», который вызвал сильный кашель у жителей Сегежи, обоснованно встревожил многих. И определенные риски для здоровья тут действительно есть. Несмотря на то, что Роспотребнадзор не нашел превышения допустимых норм в городском воздухе, их так и хочется назвать «плавающими».
По данным Минприроды РК, еще в 2018 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников оказался на 9,8% выше уровня 2017 года. И на втором месте в «рейтинге» предприятий, которые ощутимее всего влияют на чистоту воздуха, оказались именно целлюлозо-бумажные предприятия (ЦБП) – 19,2% от объема валовых выбросов по республике. Это - ОАО «Кондопога», АО «Сегежский ЦБК» и ООО «РК-Гранд».
Больше всего выбросов приходилось на Костомукшский городской округ (61,1%), Сегежский (13%), Питкярантский (5,4%) и Кондопожский (4,1%) районы. Но динамика отрицательна: наибольшее снижение выбросов отмечалось, в том числе, в Сегежском (на 4,7%) и Питкярантском (6,3%) районах.
В Центре лабораторного анализа и технических измерений по РК, отобрав около десяти тысяч проб, в 2018 году констатировали: экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха в республике не зафиксировано. Впрочем, эксперты уточняют, что форс-мажорный «выхлоп» возможен в любом случае, хотя ощутимого влияния на здоровье населения он оказать не должен. В целом.
"Превышение ПДК (предельно-допустимой концентрации) могут ощутить те, кто имеет проблемы со здоровьем дыхательной системы, - уточняют эксперты. - Дискомфорт – да, угроза жизни – нет. Вспомните, как больные астмой реагируют на весеннюю пыльцу. В данной ситуации можно провести и такую аналогию. Но она, естественно, не касается тех, кто имеет тяжелые формы заболеваний".
Желтовато будет
«Цветной» снег тоже не вызывает серьезного беспокойства у специалистов, отмечающих, что в отобранных пробах не было и нет превышения объема веществ, которое может быть вредно для человека.
В администрации Сегежского района со ссылкой на экспертов-ветеринаров, которые проанализировали пробы из Сегежи (в том числе, снега и почвы), констатировали: излишка ПДК загрязняющих веществ не зафиксировано. То же – с токсичными элементами, нефтепродуктами и радионуклидами.
«Реальных угроз для жизнедеятельности населения города Сегежа не выявлено», - в конце прошлого года резюмировали специалисты. И добавляли, что желтоватая окраска снега связана с выбросом пароконденсата с высоким содержанием железа. А лабораторные исследования показали, что его концентрация (500-1250 мкг/л) безопасна для здоровья.
Вместе с тем, любая новая окраска снежного покрова может говорить о росте объемов промышленных выбросов, уточняют эксперты. Оказывается, выбросы совсем не обязательно «прилетают» от близлежащего предприятия. А источник может находиться и вовсе за пределами республики.
"Взвесь может преодолевать большие расстояния по воздуху, и тому способствуют различные атмосферные явления, например, циклоны, - говорит эксперт. - Соответственно, частицы оседают на земле, когда устанавливается безветрие. Конечно, в этом тоже мало полезного для здоровья, но и серьезной опасности тоже нет. Но отмечу: такой снег может повысить нагрузку на очистные сооружения, когда будет таять. И если они не в полной мере работоспособны, тогда загрязняющие вещества могут попасть в воду".
Вода и беда
Дела с водоснабжением и водоотведением в республике обстоят чуть запутаннее. И печальнее. Причина давно и хорошо известна: состояние многих очистных сооружений в районах по-прежнему оставляет желать лучшего. Проблема заключалась даже не в потенциальных источниках загрязнения (т.е. ЦБК), а в нагрузке, которую способны выдержать ВОС и КОС. Впрочем, предприятия тоже вносили свою лепту. В Госдокладе о состоянии окружающей среды в республике в 2018 году отмечалось:
"Загрязнение поверхностных водных объектов в республике, как и в предыдущие годы, происходит вследствие сброса неочищенных, либо недостаточно очищенных и обеззараженных сточных вод от коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброса ливневых, талых и дренажных вод".
Изношенная техника тоже нуждается в капремонте, причем «основным источником загрязняющих веществ является промышленность». И профильные коммунальные объекты зачастую находятся на балансе тех же ЦБК. Как бы то ни было, в Госдокладе говорилось и о росте удельного веса проб воды в водоемах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, которые не укладывались в нормы.
"В 2018 году увеличилось количество водопроводов, не соответствующих требованиям санитарных правил, до 71 (2017 год – 61), в том числе 38 водопроводов без необходимого комплекса очистных сооружений (2017 год – 30), без обеззараживающих установок (2017 год – 25)", - резюмировали специалисты.
Более того, «без необходимого комплекса очистных сооружений» водопроводы подавали влагу из поверхностных источников в 12 (!) районах республики - Беломорском, Медвежьегорском, Муезерском, Лахденпохском, Прионежском, Пудожском, Пряжинском, Кемском, Сегежском, Питкярантском, Сортавальском и Суоярвском.
Уже не до ржи
Что касается цветности, то, минимум, каждая вторая проба показывала превышение норм до 60-100 процентов (в том числе, по содержанию железа) в 9 районах республики - Лоухском, Пудожском, Суоярвском, Беломорском, Кемском, Лахденпохском, Муезерском, Питкярантском и Сегежском. В среднем по республике показатель оценивался в 31,4 процента. Также 9 районов, в том числе Питкярантский и Сегежский) не прошло проверку по «микробиологии».
"Данные лабораторных исследований свидетельствуют о необходимости введения процесса снижения цветности воды <…> и надлежащего обеззараживания на водопроводных очистных сооружениях, - резюмировалось в докладе. - Данные лабораторных исследований питьевой воды <…> указывают на возможность вторичного загрязнения <…> процент изношенности водопроводных труб во всех поселениях составляет более 70%, что, в свою очередь, значительно ухудшает качество воды, подаваемой населению с их использованием".
Что интересно, объемы сброса плохо очищенных сточных вод в Карелии за последние годы в целом падали. Например, судя по Госдокладу, в 2018 году - на 28,3 процента. Притом что более половины этого объема приходилось на предприятия ЦБП.
Летом 2019 года в карельском Управлении Роспотребндазора отмечали, что «повышенное содержание железа является природной особенностью водоемов» в республике. Между тем, цветная вода может и подкосить здоровье: лишняя «железистость» провоцирует заболевания желудочно-кишечного тракта. Пока не проведена должная очистка, жителям частично могут помочь разве что домашние фильтры.
***
Экологическая проблема обозначилась настолько остро, что в республике появился первый в истории Общественный экологический совет, куда также вошли и представители ЦБК. На первом заседании заместитель главного санитарного врача по РК в Сегежском районе Екатерина Горид сообщила, что в январских исследованиях превышений нормы ПДК не регистрировалось. Но поможет ли усиленный мониторинг снять напряженность?
Финансовые резервы у промышленных гигантов на экологию вроде бы есть. Тот же Сегежский ЦБК в 2017-2018 годах показал почти двукратный рост чистой прибыли. А ООО «РК-Гранд» в Питкяранте за тот же период увеличило этот показатель более чем вдвое. Кондопожский ЦБК громадные финансовые рывки пока не демонстрирует, но осенью прошлого года попал под крыло основного инвестора («Карелия Палп»), который выкупил 43,8% пакета правительственных акций. И на предприятии уже активно говорят об усилении «сырьевой безопасности».
Долгосрочный исторический анализ, проведенный учеными, свидетельствует: при общем росте физического объема промышленного производства в Карелии негативное влияние на окружающую среду сохраняется в допустимых рамках. Но не во всем.
Так, Госдоклад констатирует, что в 2018 году сбросы загрязненных сточных вод в целом сократились на 18,4%. Также на 1,2% увеличился объем сброса таких вод без очистки - на фоне существенного (почти на треть) сокращения сброса «недостаточно очищенных» вод. Еще одна деталь: на показатели серьезно повлияла работа остальных предприятий ЖКХ в районах. Но это отдельная тема для обсуждения.
Пока же основания для недовольства у жителей республики есть, поскольку, плутая в числовых дебрях, крайне сложно, а подчас и невозможно, оценить собственную безопасность. Желтый снег, коричневая вода и мертвые голуби: все это смахивает на будни того самого городка Silent Hill из всемирно известной серии компьютерных игр в жанре «survival horror» («ужас выживания»). Не хватает только пепла и мутантов…