Posted 23 декабря 2021,, 11:18

Published 23 декабря 2021,, 11:18

Modified 30 октября 2022,, 21:30

Updated 30 октября 2022,, 21:30

Куда уходит медик: школьная медицина Карелии нуждается в скорой помощи

23 декабря 2021, 11:18
Сложная эпидобстановка в Карелии вызывает множество вопросов у родителей: как обеспечивается безопасность здоровья учеников в школах. Кто следит за соблюдением санитарных норм в пандемию, каковы обязанности школьного фельдшера и что не так с этой сферой, читайте в нашем материале.

Каждую неделю оперштаб сообщает о новых случаях заражения среди взрослых и детей. Классы уходят на карантин: уже больше ста из них учатся дистанционно, а противоковидные меры продлены до 2024 года. Правда, проблемы со школьной медициной наблюдались и до пандемии коронавируса.

«А воз и ныне там»

Редакция КарелИнформа пообщалась с родителями, чьи дети учатся в среднем звене школы. Мама двоих детей обращает внимание на то, что фельдшер находится в школе всего несколько дней в неделю, а оказывать помощь детям необходимо постоянно: «Я понимаю, что это не от медсестры зависит, у нее своя нагрузка, но у меня, как у родителя, вопрос к системе, из-за которой могут пострадать мои дети».

На сегодняшний день, медсестры, работающие в школах — вспомогательный персонал. Они являются сотрудниками поликлиник, но не принимают участия в жизни школы. В апреле текущего и подходящего к концу 2021 года в первом чтении был принят проект закона, определяющий статус медицинского работника в школах, регламентирующий его работу и функции, а также вводящий медсестер в педсостав образовательного учреждения. Кроме того, предлагается ввести новый профиль обучения «бакалавр школьной медицины», дабы медик имел высшее образование и работал в конкретной профессиональной сфере.

Внимание на эту проблему федеральные чиновники обратили еще в начале 2018 года, когда законопроект предлагался к рассмотрению. Почему такая важная для здоровья детей тема осталась на четыре года без внимания — неизвестно. Когда законопроект станет полновесным законом после множества доработок и поправок — тоже. Зато цифры по уровню здоровья российских учащихся вполне красноречивы: за последний десяток лет специалисты насчитывают полностью здоровых детей всего лишь 12%. Остальные имеют заболевания ЖКТ, анемию, а также все чаще стали выявляться случаи сахарного диабета. При поступлении в школу у 30% детей есть проблемы со здоровьем. К моменту окончания школы эта цифра возрастает до 60-65%. Очевидно, контроль за здоровьем учеников просто необходим.

Аптечка у социального педагога

На условиях анонимности с редакцией КарелИнформа согласился пообщаться Директор одной из петрозаводских школ. В подконтрольном ему учреждении медик находится только три дня в неделю:

«Проводятся плановые медицинские осмотры детей, параллельно [фельдшер — ред.] выполняет обязанности в какой-то другой школе, не знаю, в какой». В остальные дни первую медицинскую помощь обязаны оказывать сотрудники администрации: «У нас есть аптечка первой медицинской помощи, она у социального педагога находится. Если внештатные ситуации случаются с детьми, то социальный педагог оказывает помощь. Если есть необходимость вызывать „скорую помощь“ — вызываем», — поясняет Директор.

Медик непосредственно подчиняется поликлинике, в которой является сотрудником, а с администрацией школы у медучреждения есть соглашение на оказание услуг. При этом школьный фельдшер обязан выполнять достаточный объем ответственной работы:

«Прием тех, кто обращается, организация профилактического медицинского обследования, специалисты, врачи к нам приходят, осматривают детей, ведение медицинской документации соответственно, а также контроль столовой», — поясняет глава петрозаводской школы. Отметим, что в условиях пандемии фельдшер не контролирует соблюдение масочного режима и контроль температуры при посещении учреждения: «Фельдшер этим не занимается. Маски контролируем мы, классные руководители. Сейчас это все привычно стало, напоминать уже не приходится», — сообщает глава образовательного учреждения.

Получается, что школы нагружены обязанностями, которые (казалось бы) должны быть в ведении медицинского специалиста. С приходом пандемии сотрудникам школ пришлось осваивать новый формат дистанционного обучения, в котором за два года они «поднаторели», а на сегодняшний день на карантине только в этой школе находятся четыре класса.

«Необходимо, чтобы фельдшер каждый день находился в школе: обращений бывает достаточное количество», — сетует Директор. Проблема, по мнению Главы учреждения, также кроется в дефиците кадров. Будь решена проблема с определением статуса школьного медицинского работника и его профильного образования, то и сотрудников в этой сфере прибавилось бы. Однако история не знает сослагательного наклонения.

Взгляд с другой стороны

Мы пообщались со Старшей медицинской сестрой дошкольно-школьного отделения (Первое педиатрическое отделение) Детской поликлиники № 1 — Валентиной Анатольевной Жидковой. Валентина Жидкова является непосредственным руководителем медсестер и врачей-педиатров, которые работают в школьных учреждениях.

Почему же медработники находятся в стенах образовательных учреждений несколько дней в неделю? Ответ прост: для того, чтобы набрать ставку, фельдшеру необходимо обслуживать определенное количество детей. Это количество не всегда есть в школах. От нагрузки зависит и заработная плата сотрудников: «Ставки начисляются от количества детей. Не во всех образовательных учреждениях есть достаточное количество [воспитанников — ред.] на ставку медработника», — поясняет Валентина Жидкова. Количество детей на одну ставку регулируется Приказом Минздрава (№ 822Н), где указаны рекомендуемые штатные нормативы: для врача-педиатра (фельдшера) — 600 несовершеннолетних в детских садах, включая ясли, 1000 — в школе; для медсестры (фельдшера) — 100 в дошкольных учреждениях и от ста до 500 — в школах. Помимо Указа Минздрава есть внутренние распоряжения Поликлиник, утверждающие количество воспитанников школ на ставку.

Тем же Приказом устанавливается, что основная обязанность школьного медработника — оказание первичной медпомощи при травмах и обострениях заболеваний, а также вакцинация школьников, диспансеризация, ведение медкарт учеников, профилактика заболеваний, контроль питания и многое другое. При этом первую неотложную помощь может оказывать социальный педагог, у которого находится аптечка и учителя, которые проходят спецобучение. Получается, если медработник полностью выполняет свои функции в образовательном учреждении, а оказать первую помощь могут (и должны) педагоги, то и находиться постоянно в учреждении не обязательно:

«Мы работаем по должностным обязанностям: вакцинация, диспансеризация, карантинные мероприятия, и оказание неотложной помощи до приезда „скорой“ — кабинеты не лицензированы на оказание лечения. Даже для того, чтоб дать таблетку парацетамола ребенку, нужно разрешение родителей. Учитывая это, каждый день в школе медработник не обязателен», — комментирует Валентина Анатольевна.

На вопрос о сообразности законопроекта Госдумы, принятый только в первом чтении, Жидкова пояснила, что карельский Минздрав уже «подсуетился»: на базе Карельского колледжа уже готовят медсестер для оказания неотложной помощи, что применяется как в поликлиниках, в связи с большой нагрузкой на здравоохранение, так и в школьных учреждениях, учитывая нехватку кадров. Какой мотивации ждут медицинские работники среднего звена и узкой специализации? «Увеличения заработной платы», — смеется Валентина Анатольевна. А редакция от себя добавит: повышения престижа профессии.

***

Здоровье детей было сделано приоритетом Государства. Прав Глава школы, волнуясь за здоровье своих учеников и сетуя, что медик в школе находится не всегда. Правы медицинские сотрудники образовательных учреждений, которые работают в рамках своих обязанностей. Требовать бόльшей нагрузки для них при нехватке кадров, тем более в пандемию — кощунство. Остается вопрос к системе, которая ставит работников обеих сторон в положение, где под ударом оказываются дети. Как будет решен этот вопрос — покажет только время.

"