Posted 23 ноября 2018,, 03:20

Published 23 ноября 2018,, 03:20

Modified 30 октября 2022,, 19:12

Updated 30 октября 2022,, 19:12

Персональное ОСАГО: чего ждать от новых тарифов «автогражданки»

23 ноября 2018, 03:20
В следующем году запланировано начало масштабной реформы ОСАГО, которая пройдёт в несколько этапов.

Водители нервничают, а эксперты Банка России успокаивают – тарифы станут более индивидуальными и понятными, а цены для некоторых автовладельцев даже могут снизиться. Кому повезет, а кто заплатит больше обычного, разбирались в нашем материале.

Региональный коэффициент не в счет

На сегодняшний день стоимость полиса автогражданской ответственности рассчитывает по жесткой формуле. Она учитывает возраст и стаж водителя, мощность и год выпуска автомобиля, количество ДТП и региональный коэффициент. Последний зависит от загруженности дорог и показателя аварийности в регионе или населенном пункте, где зарегистрирован автовладелец. Например, в Петрозаводске этот показатель составляет 1,3, а в районах Карелии он ниже – 0,8.

– Несколько лет назад я переехал из Олонца в Петрозаводск. Старую машину продал, купил новую такую же, а вот ОСАГО стало другим. Как позже выяснилось, региональный коэффициент в карельской столице выше, чем у меня был в Олонце. Было не очень приятно, тем более пришлось переплатить, - рассказывает житель Карелии Петр К.

Действительно, такая система кажется не совсем справедливой. Поэтому от такой практики и хотят отойти, особенно с учётом современных тенденций, когда люди переезжают из деревень в более крупные города или даже в другие регионы России.

— Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями «Лада Гранда» мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска, - говорит директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Жесткая система тарифов была актуальна на старте ОСАГО. В то время она в какой-то мере контролировала и страховые компании, не давай завышать цены на полисы. Но все меняется и сейчас принцип расчета уравнивает всех владельцев транспорта и иногда вызывает определённые вопросы.

Реформа предоставит страховым компаниям пространство для манёвра, появится возможность ввести дополнительные параметры при формировании стоимости полиса для каждого водителя индивидуально внутри тарифного коридора. В зачёт пойдёт частота использования автомобиля, аварийность, штрафы за нарушение ПДД и т.д. Также планируется, что профессиональные водители и лихачи будут платить больше, чем аккуратные водители, которые используют личный транспорт только для редкого шопинга или поездок на дачу.

Снизим мощность

Одним из этапов реформы ОСАГО станет отказ от учета мощности автомобиля при расчете стоимости страхового полиса. Сегодня при мощности двигателя от 121 до 150 лошадиных сил силы цена полиса вырастает сразу на 40%, что в деньгах – более 2000 рублей. А при мощности от 151 лошадиных сил и выше под капотом водитель платит уже на 60% больше, это почти 3500 рублей надбавки. При этом времена, когда машина мощностью 120 «лошадок» считалась спортивной, ушли в прошлое.

Зачастую страховые компании готовы предусмотреть определенные скидки для ряда автомобилистов, но вынуждены действовать в рамках закона, который не менялся с 2003 года и уже не соответствует условиям реальности. Теперь же агенты смогут сделать поблажку клиентам с положительной автомобильной историей и применить санкции к злостным нарушителям.

Куда пойдут цены?

Это главный вопрос, беспокоящий владельцев машин любой марки и мощности. Но в Центробанке заверяют, что стоимость может увеличиться только для нарушителей ПДД и любителей неразумного экстремального вождения. Добросовестных автомобилистов эти изменения никак не коснуться или даже наоборот:

— Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей, и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей,- говорит Филипп Габуния.

Максимальная стоимость полиса в любом случае будет сохранена, она же будет по-прежнему ограничивать страховщиков от несоразмерного увеличения стоимости полисов. В случае неправомерного завышения цену Банка России будут полномочия потребовать их снижения.

Никуда не денется и калькулятор расчёта стоимости полиса ОСАГО, которым сейчас может воспользоваться любой автовладелец. Пусть подход при новой системе и будет индивидуальный, страховые компании обяжут разместить на своих сайтах аналогичный калькулятор для удобства клиентов.

"