Posted 22 июня 2018,, 09:05

Published 22 июня 2018,, 09:05

Modified 30 октября 2022,, 19:20

Updated 30 октября 2022,, 19:20

Расходы на отходы: кому выгодны незаконные свалки в Петрозаводске?

22 июня 2018, 09:05
Город тонет в строительном мусоре

Масштабная незаконная свалка в Соломенном на окраине Петрозаводска скоро официально отметит первый день рождения. В конце июля 2017 года специалисты карельского Управления Росприроднадзора после «наводки» местных жителей нашли в окрестностях бывшей мехколонны №46 на проезде Энергетиков тысячи (!) квадратных метров мусора. Виновных наказали, только свалка гордо стоит до сих пор, пусть и уменьшилась в масштабах. А люди знающие называют ее «каплей в море».

Почему целая армия контрольно-надзорных органов не может справиться с мусорным беспределом в Петрозаводске? Как местные «остапы» умудряются играть с законом и заодно зарабатывать? Об этом - в нашем небольшом расследовании.

То ли мусор, то ли склад

Свалка в Соломенном показательна: арендованная земля, сложная схема подрядов и субподрядов, путаница с зонами ответственности. При этом на первый взгляд все очевидно. Как нам пояснила и.о. замминистра имущественных и земельных отношений РК Юлия Трофимова, земельный участок площадью более 16,2 тысяч квадратных метров по договору аренды от 4 мая 2017 года получило некое физлицо – Баранцев А.О.

По документам участок относится к «землям населенных пунктов», и его разрешено использовать для размещения промышленных объектов, в т.ч. под строительство склада для хранения древесного топлива и устройство площадок для складирования дров и древесных отходов. Что важно, отдельные пункты договора гласят: на территории запрещено размещать свалки.

На это ограничение кто-то наплевал: через пару месяцев у мехколонны выросли кучи мусора, что в июле задокументировали в карельском Управлении Росприроднадзора. Как вспоминает заместитель руководителя ведомства Ольга Брайко, в ходе рейда «было установлено несанкционированное размещение отходов производства, в том числе строительных и древесных». Зубодробительная смесь из опилок, коры, грунта, твердых бытовых отходов и пр. заняла более 6,5 тысяч квадратных метров площади.

Объединились

Как оказалось, с Баранцева спрашивать было рано. Получив землю, он через полторы недели заключил договор о совместной деятельности с ООО «Строительное предприятие Захарова плюс» (СПЗ), уточняют в Минимущества. Директором фирмы был и является Павел Захаров, подробнее о котором мы поговорим чуть позже. Формально СПЗ должно было строить склад для хранения древесного топлива и устраивать площадки для древесных отходов. Вместо этого более трети обширного участка оказалось завалено мусором. Как уточняют в Управлении Росприроднадзора по РК, в итоге и Баранцев (как физлицо), и Захаров (как должностное лицо), и СПЗ (как юрлицо) получили штрафы. К административной ответственности привлекли даже водителя машины с мусором, которого поймали во время одной из проверок, и фирму, на которую он работал.

– Параллельно мы сделали расчеты размера вреда причиненного окружающей среде, - рассказывает Ольга Брайко. – В добровольном порядке его нам возмещать отказались, поэтому иск на сумму в 4,285 миллиона рублей сейчас рассматривается в Петрозаводском городском суде.

Фемида решает

Судебные разборки, скорее всего, затянутся надолго. Между тем, земля на сегодняшний день возвращена государству. Загаженной. По информации Минимущества РК, в октябре прошлого года договор аренды с Баранцевым был расторгнут. При этом отдельно подчеркивается: требования природоохранного законодательства нарушило СПЗ, а не арендатор (т.е. Баранцев).

Но как можно было принять землю, не обязав нарушителя (вне зависимости от того, кто именно) привести ее в порядок? Ведь окружающей среде нанесен ощутимый вред? Чиновники объясняют свое решение просто. По заверениям и.о. замминистра Юлии Ивановой, расторжение договора «не повлекло негативных последствий», поскольку с юрлицом разбираются контролирующие органы.

Другими словами, с виновными уже разбирается суд, другого не требуется. Правда, в теории может получиться так, что убирать чужое придется городской администрации с Минстроем. Как нам пояснили эксперты, на практике с иском о возмещении ущерба в суд часто также идет природоохранная прокуратура (таковы ее полномочия). Тогда муниципалитет, на чьей территории появилась свалка, и ответственный орган исполнительной власти региона делят расходы пополам. При этом, бывает, по факту одна сторона, выполнив работы полностью, также бодается в суде со второй стороной, чтобы вернуть свою половину денег.

Кто мусор заказывал?

СПЗ во главе с Павлом Захаровым тоже сдаваться не собирается. К сожалению, уделить минутку внимания нам директор фирмы не захотел, поэтому можем лишь предположить, что ответственность за мусор может быть переложена на тех, кто его привозил.

Для понимания: не исключено, что компания на определенных условиях сотрудничает с различными предприятиями, которым надо дешево куда-то девать отходы производства. Везти их на единственную официальную городскую свалку в Орзегу далеко, накладно и не всегда возможно (ту же древесную кору, например, не примут, пожароопасно). Почему бы не сэкономить, когда есть такая возможность?

В схеме «арендатор-компаньон-исполнитель» заказчика определить крайне сложно. Не менее трудоемко – выяснить, откуда именно везутся отходы. Ловить машины - не выход: за рулем автомобиля с мусором может оказаться частное, формально неизвестно кем нанятое, лицо «с улицы».

Определенный результат приносят совместные рейды в Управлении Росприроднадзора, но и там признают, что оперативно-розыскной деятельностью они заниматься не могут и не должны. Такая работа – прерогатива правоохранительных органов, куда, к слову, ведомство уже направило соответствующее письмо с просьбой «рассмотреть признаки» незаконного предпринимательства в действиях Баранцева, Захарова и СПЗ.

Ситуация аварийная

В Росприроднадзоре признаются, что со свалками, организованными по такой схеме, до 2017 года сталкиваться не приходилось. Но, смеем предположить, что такая тенденция может быть связана с активным сносом аварийных жилых домов в Петрозаводске.

Это тем более любопытно, что СПЗ, по данным Официального портала госзакупок, в октябре 2017 года выиграло один из «профильных» электронных аукционов городской администрации на 3,2 млн рублей. И пусть уже на следующий день договор аренды земли в Соломенном с Баранцевым сотоварищи был расторгнут (совпадение?), заинтересованность СПЗ в вывозе стройотходов (а основной вид деятельности компании по ЕГРЮЛ – сбор неопасных отходов), на наш взгляд, очевидна.

Неужели никто не следит за тем, кто и куда утилизирует отходы? В управлении благоустройства и экологии администрации Петрозаводска разводят руками, ссылаясь на отсутствие «функций экологического контроля». По словам руководителя Анны Дудыриной, управление может лишь фиксировать нарушения. И договор с Баранцевым был расторгнут именно с подачи мэрии, которая просила об этом Госкомимущества (ныне – Министерство) еще в августе 2017 года.

«Дачный» подряд?

Зато с Павлом Захаровым управление знакомо давно. Как вспоминает Дудырина, еще в 2014 году он стал фигурантом уголовного дела по незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере. По сообщениям местных СМИ, ущерб от его действий в районе «Кукковка-3» оценили в 168 млн рублей. Тогда история ничем не закончилась.

Зато в базе данных Прионежского районного суда мы нашли приговор в отношении Захарова П.С. (декабрь 2015 года), по которому фигурант был признан виновным в незаконной рубке леса в Прионежском районе, получил штраф в 500 тысяч рублей и… тут же был освобожден по амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

По городу ходят слухи, что у директора СПЗ имеются серьезные связи в правоохранительных органах, но мы эти предположения комментировать не будем. Обратим внимание на другую деталь.

По данным системы СПАРК, Павел Захаров также с апреля этого года является единственным директором и совладельцем ООО «АЛАМАК» (основной вид деятельности – деятельность рекламных агентств). Годом ранее 100% доли в уставном капитале имел Баранцев А.О., который до 2014 году также был совладельцем нескольких дачных некоммерческих товариществ – «Ясная Поляна», «Речное-1», «Речное» и «Усадьба». Среди прочих совладельцев этих ДНТ, ныне ликвидированных, значится некий Егор Иванов. Он в декабре 2015 года возглавил вновь образованное ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» - структуру, которая, в том числе, распоряжается земельными участками в Карелии. Совпадение?

Обратная сторона потребности

В сухом остатке в борьбе с незаконными свалками карельские и городские власти пока проигрывают с треском. Может, потому, что в мусорных войнах существует «экономическая потребность», на фоне которой даже возможная аффилированность выглядит всего лишь следствием? Повторимся, тем же застройщикам или небольшим производствам нужно как-то избавляться от отходов. А специализированного полигона для них в регионе нет. И вряд ли в ближайшее время появится.

По мнению Анны Дудыриной, необходимо предусмотреть земельный участок под полигон для строительных отходов в окрестностях города. С этим не соглашается Минприроды РК, заявляя, что перевод земель в нужную категорию в границах Петрозаводска невозможен по требованиям СанПиН. Близлежащие территории Прионежского района тоже не подходят, являясь лесным фондом. Однако без специализированной «свалки» никакой контроль над утилизацией не принесет результатов, а в региональной территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами этот вопрос не проработан, сетует руководитель управления.

– Строительные отходы - это сотая часть того, что происходит, - делится мнением Дудырина. - У нас каждый день в городе работает около 25 лесопилок и предприятий камнеобработки, куда они везут отходы? Тот же перевозчик должен иметь лицензию на обращение с отходами, а разве все частники у нас проверены?

Мэрии, впрочем, тоже стоит разобраться с городской землей и ее постановкой на кадастровый учет, иначе проблема окончательно «утонет» в судах, а муниципалитет продолжит тратить бюджетные миллионы на уборку чьих-то свалок. Сейчас, например, администрация должна убрать 77 тысяч «кубов» мусора в Тепличном, на что нужно 34 млн рублей.

Пока же мусор множится: как отмечает Дудырина, в Соломенном на проезде Дорожников появилась еще одна свалка со строительным мусором и древесными отходами на арендованной земле. Ее тоже придется убирать за бюджетный счет?

"