Ничья с ничьей: кому помешала дорога-призрак в новом микрорайоне Петрозаводска
Аналитика

Ничья с ничьей: кому помешала дорога-призрак в новом микрорайоне Петрозаводска

22 февраля , 11:00Фото: 1mi
В истории с «ничейной» дорогой между новыми жилыми комплексами в Петрозаводске замаячила судебная перспектива: люди по-прежнему вынуждены добираться до дома по «стихийному» проезду, застройщики разводят руками, а мэрия ссылается… на застройщиков.

Красиво, но грязно

«Они как знали, что вы придете!» - горько шутит Юлия, жительница одного из домов жилого комплекса «Акварели» на Кукковке.

По печально известной многим улице Братьев Озеровых, единственной дороге к новостройкам, которые несколько лет назад построила строительная компания «Nova», колесит трактор, по сторонам громоздятся снежные отвалы.

«Время от времени дорогу убирают, и по ней еще можно добраться до дома на автомобиле, но настоящие ужасы начинаются весной, сначала дорога превращается в сплошное месиво, а летом тут сплошные ямы», - рассказывает девушка.

В двух шагах от «озеровской недомагистрали» - параллельно, со стороны другого жилищного комплекса «Свиристель» от застройщика «Баренц Групп» – тянется другой проезд. Его давно окрестили «стихийно накатанным» и используют, чтобы добраться до «Акварелей» и не шлепать по громадным лужам.

Знакомьтесь: стихийно накатанный проезд.
Фото:1Mi

Правда, где-то на половине пути возникает забор – и пешеходы с водителям вынуждены снова «встречаться» с улицей Озеровых.

«Мы купили квартиру в этом районе, потому что здесь красивые, большие дома, - вспоминает Юлия. – Нас устроило соотношение цены-качества, супругу также хотелось, чтобы жилье было ближе к лесу. Я нашла на сайте компании квартиру, мы решили заключить договор долевого участия, естественно не предполагая, что возникнут какие-то трудности. Застройщик показал квартиру в аналогичном доме, сказал, что будет построена дорога. Но не упоминал, кем именно. Мы оформили договор, все было сдано в срок и въехали без проблем».

Но дальше новоселов ждал неприятнейший сюрприз. Жильцы въехали зимой, дорога же оказалось «посыпной». Появились ямы, пыль от грузовиков - и возмущенные жители обратились к застройщикам. Выяснилось, что в свое время те поделили зону ответственности, причем на основании устных договоренностей. А года полтора назад прекратилось и обслуживание «стихийно накатанного проезда»: дорожная нить превратилась в ниточку.

«Возмущенные жители массово обращаться к застройщику, и в итоге на месте появился небольшой асфальтированный кусочек дороги: «Баренц» выполнил первый этап - вдоль своих домов, - добавляет Юлия. – Мы стали ездить по этому участку дороги, но затем путь перекрыли бетонными блоками. Однажды я возвращалась с работы и встретила мужчин, которые не давали мне проехать. Начался диалог, и я понимаю, что это люди, которые имеют отношение к «Баренцу». Говорю: если вы не дадите нам ездить по этой дороге, мы нашим комплексом перегородим дорогу на стройку, поставим машины».

Инцидент был исчерпан, но вопросы остались. Тем более что в ситуации «соседствуют» как затянувшийся ремонт улицы Озеровых, так и обслуживание «стихийно накатанного» участка. Кому же принадлежит дорога?

Разобраться в этом смогут только специалисты.
Фото:petrozavodsk-mo.ru

Аренда и автомат

Сегодня известно только одно: земельный участок с соответствующим кадастровым номером находится в аренде у ООО «Онегостройсервис». Как «КарелИнформу» недавно поясняли в администрации Петрозаводска, территория предоставлена для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Об аренде - наглядно.
Фото:https://www.егрп.рф/

Договор действует в течение шести лет, причем арендатор не должен продлевать срок его действия, если арендодатель не имеет возражений. По нашей информации, таких возражений у мэрии сегодня нет. Потому договор по Земельному кодексу автоматически будет возобновлен. На тех же условиях. И на неопределенный срок.

Но в колесе есть палка: несмотря на то, что улицу Озеровых в любом случае отремонтируют, сроки реконструкции – сегодня неизвестны. Правда, разрешение на строительство у ООО «Онегостройсервис» получено еще в конце мая прошлого года и пока понятно лишь, что по проекту работы разделены на два этапа - до пересечения с улицей Цветкова и до пересечения с улицей Тимашова.

Вроде бы дорога. Но какая...
Фото:1Mi

Теперь познакомимся поближе с «Онегостройсервисом». В Карелии фирм с таким названием всего две: одна находится на Древлянке и занимается управлением жилфонда (забегая вперед, скажем, что она обслуживает и часть новостроек в упомянутых жилищных комплексах).

Зато бенефициаром второго ООО на проспекте Карла Маркса является… сенатор от Карелии в Совфеде РФ Игорь Зубарев. Руководит же фирмой известный бизнесмен Илья Гаврюшев, чье имя давно связывают с «Баренц Групп». Судя по данным открытых источников, формально он сегодня компанией не заведует, но имеет прямое отношение к другим крупным стройпроектам в регионе (например, ООО «ДСК Инвест», ООО «Общественный спортивный комплекс»).

Запросы множества

За разъяснениями мы, разумеется, обратились к обоим застройщикам - и, в первую очередь, в «Баренц групп». Ответ был по-своему показателен.

«В ноябре 2020 года Министерство строительства запрашивало полную информацию по этой дороге, касательно проезда к ЖК «Акварели», - пояснили в секретариате. - «Баренц Групп» подготовил письмо и полный пакет документов, все это было передано в Минстрой, информацию вы должны запрашивать там».

Минстрой - в курсе.
Фото:Google Maps

Получив исходящий номер запроса, мы наведались в Министерство строительства, ЖКХ и энергетики, где пообещали подготовить ответ в скором времени. «КарелИнформ», конечно же, поделится деталями, получив нужную информацию. Но в воздухе завис вопрос: чем обусловлено столь осторожное (а то и скрытное) поведение «Баренца»?

В свою очередь, представители «Nova» («Акварели» - их жилой комплекс) согласились на очную встречу. Как пояснил Константин Сорокин, заместитель директора строительной компании «Nova», сегодня обязанность по комплексному освоению территорий по проекту должна лежать на ООО «Онегостройсервис». Так как ООО по-прежнему имеет участок в аренде.

«На сегодняшний день у нас есть стихийно накатанный проезд, или изначально - дорога к гаражам, которую строители использовали для своих нужд, чтобы не ездить по асфальту, и есть улица братьев Озеровых, - пояснил замдиректора. - Обязанность по реализации условий комплексного освоения в границах этой территории также лежит на «Онегостройсервис». Условно в рамках комплексного освоения всей территории по проекту существует три дороги, и изначально у нас были устные договоренности: улицу Энтузиастов за свой счет строит «Нова», улицу Гнерала Судакова мы делим пополам, а Озеровых – «Онегостройсервис». Кроме того, мы пытались закрепить отношения юридически. Мы обращались к «Онегостройсервису» для передачи договоров аренды земельного участка нам. Но ООО этого сделать не смогло».

В компании подчеркивают: по поводу улицы Озеровых уже поступало множество запросов – в том числе, из мэрии и Минстроя.

«Формально и юридически этот земельный участок нам не принадлежит, и вести какие-либо строительные работы на нем мы не можем, не имеем полномочий, - добавляет Константин Сорокин. – Но со своей стороны, когда «Баренц» закончит свою часть работ, нам останется построить перемычку от Акварельного переулка к улице братьев Озеровых. И свои обязательства мы не снимаем».

Кроме того, компания взяла на себя публичные обязательства выполнить необходимые работы, подготовив гарантийное письмо.

В подробном ответе «Новы» смущает одна деталь: наличие устных договоренностей с конкурентом. Все-таки что мешало оформить свои отношения документально? В компании парируют: заинтересованным в строительстве, в первую очередь, должен быть арендатор земли. Остальное же, судя по всему, - не более чем компромиссы.

"Акварели". Дорога.
Фото:1Mi

Держать и содержать

Пока «гиганты» разбираются с землей, окрестные дороги, в том числе многострадальную улицу, нужно содержать. Хоть зимой, хоть летом. И «управляшек» в новом кукковском районе – несколько, что предсказуемо, поскольку на земле работает не один застройщик.

Например, за домами №№10 и 12 по улице братьев Озеровых (а также №№7-11 по улице Генерала Судакова и №6 по улице Дениса Тимашова следит управляющая организация… «Онегостройсервис». Случайно ли такое совпадение в названиях – судить не беремся, но ее руководство заверяет, что не имеет никакого отношения как к «Нове», так и к «Баренцу».

«Мы полностью независимы, например, с 2015 года у нас обслуживаются и все дома строительной компании «Век» и дома крупнопанельного домостроения, - рассказал «КарелИнформу» заместитель генерального директора по техническим вопросам ООО «Онегостройсервис» Дмитрий Савин. – Никакой земли у нас в аренде нет, и тот участок, о котором вы говорите, нам пока не вменяют. Но когда район будет полностью застроен, скорее всего, к нам обратятся жители, и мы будем вынуждены решать этот вопрос с администрацией».

"Горочка" к "Акварелям".
Фото:1Mi

Практика же показывает, что мэрия от содержания дороги может откреститься, добавил руководитель.

«Не могу сказать конкретно про дорогу: у нас сейчас нет переписки ни с жильцами, ни с администрацией, но у нас есть прецедент в другом районе – с такой же дорогой, - вспоминает Дмитрий Савин. - Там администрация всячески уклоняется от любых разговоров, здесь, скорее всего, будет так же. Получается так: земля выделяется под застройку, а после того как работы заканчиваются, застройщик расторгает договор аренды. Дома с придомовыми участками остаются в собственности жильцов, а дороги - фактически бесхозными».

Дальнейший алгоритм, по словам руководителя, выглядит так: застройщик обращается в администрацию с просьбой принять работы, те же по итогу готовят лавину замечаний - лишь бы дорогу не принимать.

«То же самое произошло в «Каскаде» [жилом комплексе на Древлянке от «Века». – Прим. Ред.], - говорит Дмитрий Савит. – Территорию начали убирать: трактор приехал один раз за зиму, проехал грейдер – и все. Но формально нам говорят, что у нас этой дороги нет».

Стихийно накатанный проезд уже давно смахивает на полноценную дорогу.
Фото:1Mi

Удивление Фемиды

Видимо, сегодня разрубить дорожный «узел» в «Акварелях» способен только суд, куда планирует обратиться местная жительница Юлия.

«Земли сданы в аренду: почему администрация не вмешивается? – удивляется она. – Поэтому я планирую подать в суд иск, чтобы кого-либо хотя бы обязали обслуживать наш стихийно накатанный проезд. Есть прецедент: решение Беломорского городского суда, в котором суд обязывал ответчика обслуживать подобную территорию. Не знаю, чем закончится процесс, но хотелось бы сдвинуть ситуацию с мертвой точки».

В соцсетях же по поводу «озеровской» трассы велись и ведутся бурные споры. Причем не только по поводу ее содержания, но и технических параметров. «Новая управляющая компания» (НУК, входит в группу компаний «Nova») официально отвечает на претензии жителей «удивлением».

«Новую управляющую компанию заинтересовал факт небольшой ширины дороги будущей улицы Братьев Озеровых, - отмечали представители НУК в паблике жилкомплекса «Акварели». - Проведя замеры ширины будущей проезжей части от поребрика до поребрика, получилось ровно 7 метров. Парковочных карманов нам так же не удалось найти. И скорее всего, это не случайно, вероятнее всего люди, строящие данную дорогу, руководствуются четким планом и проектной документацией. Изучив сайт администрации и найдя план планировки территории микрорайона Кукковка III, мягко говоря, мы были очень удивлены».

По информации НУК, спорный проезд имеет статус улицы местного значения в жилой застройке с шириной в 14,0 метров, с учетом парковок, тогда как проезды меньшего значения должны иметь большую ширину.

«Управляшка» предполагает, что в данной ситуации может быть виноват либо «Баренц», либо мэрия. Но ведь мы помним про устные договоренности? И как профессионалам можно удивляться деталям большой стройки, которая ведется уже несколько лет и до сих пор не закончена?

***

Итог печален: споры конкурентов, мягко говоря, раздражают тех, кто заплатил миллионы рублей за новую квартиру. Вероятно, жирную точку (или хотя бы запятую) в истории поставит суд, но примечателен и тот факт, что согласия нет и среди жильцов. В комментариях паблика встречаются полярные точки зрения.

А мэрия Петрозаводска, похоже, занялась политикой невмешательства, несмотря на то, спорная земля всего лишь арендована, а не получена в собственность. Может, это тоже кому-то на руку?

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter