Posted 21 июля 2019, 07:33
Published 21 июля 2019, 07:33
Modified 30 октября 2022, 20:04
Updated 30 октября 2022, 20:04
Председатель карельской федерации стрельбы из лука Станислав Романов и его жена Юлия сразу же согласились принять участие в нашем эксперименте. Наш маршрут оценки доступной среды начинается с самого главного — дома. Семья Романовых живёт на 1 этаже: спуски в подъезде установить не получилось из-за узости прохода. В случае аварийной ситуации эвакуировать жильцов было бы трудно, а подъезд уже не переделать. Поэтому Станислав собрал подписи (не менее 80% согласных жителей дома) и организовал выход на улицу с пандусом через свой балкон.
Здесь же находится и парковка для его авто, для которой тоже потребовался сбор подписей. По словам жителя, не у всех есть возможность самостоятельно добиваться установки подобных приспособлений.
«Половина колясочников сидит дома, потому что не может выйти из своих квартир. Мой сосед 20 лет не выбирался на улицу, у него пожилые родители, и не могут помочь. Я бы на месте властей узнал, сколько таких людей на самом деле, и что-то начал бы делать», — поясняет Станислав.
Решение проблемы мужчина видит в строительстве специального социального жилья для людей с инвалидностью:
«Оно всегда будет востребовано. Знаю, что в Самаре есть целый район такой с небольшими домами и гаражами, школами, садиками, магазинами. Там люди передвигаются свободно и живут как все, а не изолированы от мира в своих квартирах», — рассказывает Романов.
Как отметила Юлия Ермакова, ведущий специалист отдела разработки и мониторинга социальных программ Министерства социальной защиты РК, действительно, граждане с инвалидностью часто обращаются по поводу приспособления жилых помещений. По заявлению людей на место выезжает муниципальная комиссия, которая рассматривает жилое помещение на пригодность проживания или возможность приспособления. А вот выйти из дома гражданам с инвалидностью иногда препятствуют их соседи.
«Не все жильцы дают согласие на установку пандусов. К тому же, по этой теме есть пробелы в нормативных актах на федеральном уровне. Но в такой ситуации нужно привлекать управляющую компанию и муниципальную комиссию», — объясняет Ермакова.
Наша первая остановка после выхода из дома — поликлиника на Лесном проспекте, 40. Кстати, на сайте Министерства социальной защиты республики создана специальная карта доступности объектов Петрозаводска. По данным этой карты, поликлиника № 5 условно доступна для людей, передвигающихся на колясках (полностью доступны только санитарно-гигиенические помещения). Сегодня проверяем вход в поликлинику и передвижение по ней.
От парковки до поликлиники Станислав быстро доезжает по пандусу. Затруднение вызывают только металлические участки, которые от времени и погодных условий пошли крупными волнами. Наш герой — сильный мужчина, поэтому справляется, а вот девушке, например, преодолеть препятствие было бы трудно. В самом учреждении много места: можно спокойно ехать на коляске и подниматься до нужного этажа на лифте.
«Здесь всё хорошо с доступностью, только пандус бы отремонтировать, а зимой не забывать чистить», — резюмирует Станислав.
Направляемся к остановке общественного транспорта. Если сама поликлиника достаточно адаптирована, то по дороге от неё может сломать ноги даже здоровый человек: сплошные ямы и трещины. Ехать на коляске еще труднее.
На остановке нашу компанию внимательно рассматривают люди — ждут, что мы тут будем делать. Подъезжает маршрутка, Станислав постоял у двери, посмотрел на ступеньки, пассажиры повыглядывали из окон. Водитель не вышел хотя бы поинтересоваться, нужна ли мужчине помощь.
Ждём троллейбус, вдруг подъедет низкопольный. Таких автобусов, по данным Министерства Соцзащиты РК, в городе 2-3. Снова не судьба нам оказаться в общественном транспорте — прибыл обычный старый троллейбус, за рулем — женщина, нет низкой площадки, снова ступеньки.
Наша редакция обратилась в администрацию города, чтобы прокомментировать проблему с передвижением. Там не отрицают, что сейчас вопрос с общественным транспортом для людей с инвалидностью наболевший и сложный. Но его никогда не оставляют без внимания.
«Нельзя изменить за один момент инфраструктуру, которая существовала десятки лет. Нужно время и средства. Но при любой возможности будем развивать доступность общественного транспорта в городе. Сейчас ведутся переговоры с Москвой о передаче нам хотя бы б/у троллейбусов», — рассказали в мэрии.
После неудачи на остановке отправляемся на автовокзал на машине. По карте видим, что и автовокзал условно доступен для людей на колясках.
У вокзала впервые требуется помощь жены Юлии — поскольку бордюр очень высокий, а подъем расположен в некотором отдалении от дверей вокзала. У входа построен крепкий пандус, Станислав без труда заезжает по нему в вокзал.
Внутри места не очень много, но хватает, чтобы добраться до выхода к платформам. Небольшое препятствие — турникет, но частично складной, поэтому попасть к автобусам мужчине удается. Видим на стоянке 3 низкопольных автобуса, значит маршрут передвижения сильно ограничивается, поскольку без помощи в другие автобусы просто не попасть.
«Пандус у входа сделан хороший. Но мне он практически без надобности, ведь я не могу попасть в большинство автобусов. Зато он наверняка очень удобен для людей с детскими колясками», - отмечает Станислав.
Финальная точка на сегодняшний день — это здание администрации Петрозаводска. 2 года назад супруги Романовы уже пытались туда попасть и захотели посмотреть, изменилось ли там что-нибудь с доступностью для людей с инвалидностью. По карте доступности видим, что здание мэрии не отмечено там вообще.
Останавливаемся на парковке рядом со входом. Но пешеходная дорожка к зданию перекрыта цепью — Станиславу приходится объезжать её через поребрик и газон. У дверей сделан небольшой пандус, правда, поручень только с одной стороны.
В здание мужчина попадает без труда и направляется через турникеты к лифтам. Как объяснили охранники, в мэрии турникеты нескладные, но с некоторым усилием нашему герою удается через них проехать. Однако зря — в лифт на коляске не зайдешь. Нас отправляют зайти через вход, сделанный специально для людей на колясках, оборудованный грузовым лифтом.
Чтобы попасть туда, нужно выйти из здания и добраться до двери с другой стороны. А здесь начинается полоса препятствий: либо вверх по лестнице (куда не поднимешься самостоятельно), либо в обход: по разбитой дорожке с кочками, камнями и ямами.
Станислав мужественно решает попробовать второй вариант. Передвижение требует больших усилий, хорошо, что мужчина не упал на таких камнях. Из всех объектов, которые мы посетили сегодня, администрация может именоваться самым экстремальным — до цели доберутся только самые стойкие и спортивные. Собственно, как наш герой.
Охранники уже ждут нас внутри. Помещение завалено бумагами и прочей макулатурой, сотрудники просят нас не снимать на камеру беспорядок и утверждают, что завтра его здесь не будет. Романовы нам говорят, что 2 года назад здесь была такая же «картина», и они не смогли даже пробраться к лифту. Радует, что сейчас к нему Станислав все-таки смог подъехать.
«Наверное, считают, что к ним редко приезжают инвалиды, поэтому там беспорядок. По идее, мэрия должна показывать пример другим учреждениям, но это дорожка — пример того, как быть не должно. А тем, у кого обездвижены конечности, добраться крайне трудно даже с помощью», — рассуждает Романов.
Станислав, такой позитивный весь день, после посещения мэрии был очень огорчен.
«Давайте мы найдем коляски, а чиновники, ответственную за доступную среду и эту территорию, попробуют на них добраться хотя бы от главного входа до грузового лифта? Может быть, тогда они поймут, каково это», — предлагает горожанин.
Также мужчина обращает внимание на ДК «Машиностроитель», где вообще нет пандуса, и без посторонней помощи не попасть. Еще, рассказывает Станислав, у Музыкального театра есть пандус, а внутри на коляске движение затруднено. А вот примеры, где все хорошо, по мнению нашего героя — это Фонд социального страхования и Фондохранилище музея Кижи: там есть пандус, лифт и приспособленная уборная.
«Нет проблем с доступностью у продуктовых сетевых магазинов, торговых центров и большинства аптек. У многих коммерческих заведений есть кнопки вызова персонала. Раньше по Ленина было не пройти из-за высоких бордюров, сейчас нормально. По набережной еще можно передвигаться без проблем», — рассказывает Станислав.
Самое главное — это отношение людей к проблемам граждан с инвалидностью. Многие из них не понимают или не хотят их даже замечать. Но движение началось, ситуация уже меняется, в том числе по части доступной среды.
«Идут потихоньку изменения к лучшему, но пока остается много мест, где с адаптацией объектов все очень плохо, а это ведь не только пандусы и поручни. Это жизнь по-человечески для всех граждан, она не должна быть чем-то удивительным», — рассуждает Станислав.
Отметим, что по данным сайта «Жить вместе», в Карелии на 1 января 2019 года проживает 66 112 человек с инвалидностью, это чуть больше 10% от общего числа населения. Невозможно не заметить, что в городах все больше мест оборудуются пандусами, поручнями, кнопками вызова специалистов, указателями со шрифтом Брайля. Такая адаптация объектов стала появляться благодаря госпрограмме «Доступная среда», которая сейчас реализуется в Карелии с 2016 по 2020 год. Одна из задач этой программы — обеспечить людям с инвалидностью беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в самых разных сферах. Результаты действия программы заметны в Петрозаводске лишь точечно. Остаются без должного внимания очень важные проблемы, например, выход из дома и доступность общественного транспорта. Сейчас многие граждане с инвалидностью ждут решения этих вопросов как чуда.
Автор фото и видео: Дарина Зверева