Posted 20 октября 2019,, 08:27

Published 20 октября 2019,, 08:27

Modified 30 октября 2022,, 20:00

Updated 30 октября 2022,, 20:00

К черту на кулички: куда исчезли пригородные автобусы в Карелии

20 октября 2019, 08:27
В республике сложилась уникальная и парадоксальная ситуация. На дорожной арене схлестнулись государство в лице профильного министерства и, по сути, его же «дочка» - государственное унитарное предприятие. Причем конфликт растянулся на годы, в то время как его заложниками стали тысячи человек.

Сегодня поездка в пригород в отсутствие личного автомобиля, – сложная и затратная задача. Причиной этому стала затянувшаяся «война» между Минтрансом региона и ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» - предприятием, которое занимается пригородными автобусными перевозками.

Отметим: пока мы подробно не говорим о местной компании с почти одноименным названием (ГУП РК «Карелавтотранс»), поскольку оно отвечает преимущественно за междугородние и международные рейсы. И хотя цели обоих ГУП во многом одинаковы, их зоны ответственности определены четко.

Куда же пропало большинство пригородных автобусов? И почему государственные «братья» никак не могут договориться?

Известно о неизвестном?

Более-менее подробная информация о «диалоге» Минтранса с «Карелавтотранс-Сервисом» прозвучала в начале текущего года на заседании Заксобрания РК. Тогда чиновники вспомнили о 4 госконтрактах сроком действия до 31 декабря 2019 года, которые были заключены еще в апреле предыдущего года.

Говорилось практически о полусотне «межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам в пригородном сообщении». Назывались и конкретные перевозчики, в том числе, «Карелавтотранс-Сервис», взявший под опеку около 30 маршрутов.

По информации руководителя Министерства Алексея КАЙДАЛОВА, отдельные частники в одностороннем порядке отказались от перевозок «в соответствии с условиями контракта». Таким образом, например, регион потерял три маршрута «Заозерского направления».

- При этом хотелось бы отметить, что указанные маршруты имеют не самую плохую наполняемость, соответственно, и рентабельность среди других пригородных направлений, - отмечалось на заседании. - С целью недопущения прекращения перевозок осуществление перевозок в данном направлении возложено на «Карелавтотранс-Сервис» до определения автоперевозчика, способного обеспечить бесперебойное транспортное обслуживание по данному направлению.

По словам чиновника, на тот момент власти вели переговоры «со всеми автоперевозчиками», но желающих не нашлось.

- В 2018 году в связи с участившимися поломками подвижного состава имеют место факты несоблюдения установленного расписания, объединение и невыполнение рейсов в пригородном и междугородном направлении, что вызывает, безусловно, обоснованные жалобы и претензии граждан, - говорилось с трибуны.

Приводились и неутешительные цифры: например, с 1 октября 2018 года по 20 января 2019 года не было выполнено 6,3% от запланированных пригородных рейсов. При этом, оказалось, что «подавляющее количество невыполненных рейсов» (около 500) сорвал…«Карелавтотранс-Сервис». Была названа и первая причина провала.

- Компании ГУП «Карелавтотранс» и ГУП «Карелавтотранс-Сервис» являются социально значимыми предприятиями РК <…> К настоящему времени обе эти компании находятся в крайне тяжелом финансовом положении, - констатировал министр. - Основной причиной текущего финансового состояния госпредприятий является неэффективный менеджмент в период 2015-2016 годов и еще ряд причин, которые я не хотел бы сегодня озвучивать, но они известны.

Как уточнял докладчик, в итоге тот же «Карелавтотранс» к 1 декабря 2018 года накопил кредиторскую задолженность в 43 с лишним миллиона рублей. А финансовую яму предприятиям роет еще ряд факторов. Среди них – «недостаточное количество и высокий износ парка пассажирских автобусов, рост цен на дизельное топливо и деятельность нелегальных перевозчиков».

Уступки или шантаж?

На заседании также прозвучало, что Минтранс в 4 квартале 2018 года «прорабатывал вопрос возможного перераспределения маршрутов», которые обслуживаются ГУП, между другими автоперевозчиками. Тем не менее, отдельные частники согласились выйти только на половину направлений. И то, цитируем министра, «при условии погашения задолженности «Карелавтотранса» перед указанными перевозчиками».

При этом «неохваченными» оставались наименее рентабельные и социально значимые маршруты, тогда как перевозчики выдвинули ряд дополнительных условий, при выполнении которых были согласны работать. Среди них - передача в аренду некоторых автобусов «Карелавтотранс-Сервис» и части ремонтной зоны ГУП.

- Понятно, что выдвигаемые требования лишь доказывают, что они не имеют на сегодняшний день возможности самостоятельно осуществлять даже тот неполный объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении <…> - резюмировали в ЗС.

Видимо, поэтому власти сосредоточились на госпредприятиях и решили разобраться с долгами. Отмечалось также, что эти долги - «результат неэффективного менеджмента». В определенный период времени вместо ГУП на рынок вышли другие перевозчики, которые затем «резко ушли с рынка». Причем «единомоментно». В итоге, по словам чиновников, властям нужно было «вбросить новые средства», чтобы снова наладить всю работу. Отсюда - огромная задолженность.

Что планировалось? Тогда власти говорили об оптимизации расписания движения автобусов (и, по идее, росте рентабельности пригородного сообщения), о передаче из муниципальной собственности так называемых «школьных» автобусов и даже о планируемом росте тарифа на 16 копеек за пассажирокилометр.

Помогали и финансово. Планировалась 100-процентная плата перевозчику за аренду госимущества, менялся закон о бюджете, чтобы помочь предприятию справиться с миллионной кредиторской задолженностью. Власти даже разработали «дорожную карту» до 2020 года, чтобы убыток превратить в прибыль (у «Карелавтотранс-Сервис» - около 4 млн рублей «плюсом»)…

Бюджет без дна?

Как бы то ни было, на исходе очередной год: как дела обстоят сейчас? В чем все-таки причина автобусного коллапса? Эти и другие вопросы мы задали главе Минтранса Алексею КАЙДАЛОВУ в личной беседе.

- Как могли возникнуть столь серьезные «пробелы» в автобусном пригородном сообщении? И какую работу проводит Министерство, чтобы исправить ситуацию?

- В среднем, и «Карелвтотранс», и «Карелвтотранс-Сервис» имеют 80 процентов износа автобусного парка, а некоторые машины достигли уже 100 процентов износа. В связи с этим глава Карелии Артур Парфенчиков поддержал наше предложение по обновлению автопарка наших государственных предприятий. Соответственно, было принято решение выделить на приобретение автомобилей почти 100 миллионов рублей из регионального бюджета. В эту сумму входит как пригородное, так и межмуниципальное сообщение. В списке – автобусы марки «ПАЗ», «МАЗ» и «Неман», разной вместимости и назначения.

Помимо этого, руководитель республики обратился с соответствующим предложением к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, и им было поддержано выделение средств из Резервного фонда Правительства той же суммы, то есть 100 миллионов рублей, на те же цели. В списке фигурируют те марки и количество машин, в которых нуждается автопарк наших государственных предприятий. В целом, это 33 автобуса: 16 единиц приобретаются за счет средств федерального бюджета и 17 единиц – за счет регионального бюджета.

- Эти меры позволят закрыть все «дыры» в пригородном расписании?

- Если мы говорим о регулярных перевозках, то будут охвачены все маршруты. Исключение – территории муниципальных образований республики, где решение принимают местные администрации. Там действительно автобусное сообщение от районного центра к деревням есть не везде, или есть только «под заказ». Но повторюсь: организация таких автобусных перевозок не входит в наши полномочия, этим занимается муниципальное образование, и ситуации в них очень неоднородны. В некоторых районах существующие маршруты обслуживаются коммерческими предприятиями, но в большинстве своем – это действительно является проблемой, которую решают, в основном, находя машины «под заказ». Наша же компетенция, повторюсь, – межмуниципальные, междугородние, международные и пригородные перевозки.

- С чем все-таки связан износ автопарка государственных предприятий, которыми ведает министерство?

- Сегодня нам удалось сохранить два государственных предприятия, износ транспорта в них связан с многолетним необновлением парка. У каждой машины есть свой ресурс, который вырабатывается сверхинтенсивной работой и ездой по не самым качественным дорогам. Поэтому он происходит еще более быстро, чем планируется. По-хорошему, на предприятии должна проводиться постоянная и регулярная замена транспорта, выходящего из эксплуатации, на новый. Насколько мне известно, автопарк «Карелавтотранса» сегодня состоит из машин 2008-2013 годов выпуска. При этом, последняя помощь в обновлении парка оказывалась предприятию в 2013 году.

- Чем сегодня поможет предприятию профильное министерство?

- Восемь автобусов марки «ПАЗ» уже поступили в республику. Всего до декабря текущего года в Карелию поступит 33 машины, которые по мере поступления сразу будут назначаться на рейсы.

- Этого количества хватит, чтобы привести пригородное сообщение в порядок?

- На мой взгляд, этого количества автобусов в пригородном и межмуниципальном сообщении на сегодняшний день достаточно. У нас остаются проблемы с обновлением автобусов на международных и межрегиональных маршрутах (в Финляндию и Санкт-Петербург), где требуются дорогие автобусы туристического класса, которые в соответствии с законодательством о доступной среде должны быть соответственно оборудованы. Мы будем этот вопрос решать.

Безусловно, на сегодняшний день есть и другая, не менее важная задача - приобретение машин для перевозок местного значения в муниципальных образованиях, поскольку качество дорог местного значения пока еще оставляет желать лучшего. Районные администрации не имеют возможности самостоятельно приобретать автобусы, поэтому сейчас мы работаем над соответствующей госпрограммой. Специалисты анализируют состояние автобусного парка, его износ, сроки служебной эксплуатации. Среди готовящихся предложений – выделение субсидий из республиканского бюджета на приобретение районами необходимого транспорта. Это предложение мы планируем вынести на рассмотрение главы и правительства республики.

***

Итак, версия «госзаказчика» пригородных перевозок в Карелии такова. Во-первых, автобусное сообщение до сих пор сбоит из-за бойкота частников, когда-то в одночасье покинувших рынок (и которых оказалось не так-то просто вернуть). Во-вторых, сложности вызваны быстрым износом автопарка предприятия - в том числе, из-за далеко не идеальных карельских дорог. Также к коллапсу привели «неэффективный менеджмент» и многомиллионные долги ГУП. Прибавим к этому рост цен на топливо и нелегалов-перевозчиков.

Но почему же сотни миллионов рублей бюджетной помощи, которые, по информации министра, были потрачены, чтобы спасти предприятие, до сих пор не привели к сколько-нибудь заметному результату? Может, правая рука просто не знает, что творит левая? Или наоборот? Свою версию происходящего мы рассчитываем получить от руководства ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» в ближайшее время.

"