38 турпутевок: программа туристического кэшбэка провалилась в Карелии
Аналитика

38 турпутевок: программа туристического кэшбэка провалилась в Карелии

20 сентября , 11:30Photo: Медиахолдинг1Mi
Работа туроператорами была проделана колоссальная. В Ростуризме уже анонсировали вторую волну, при этом факторы, смявшие первую, не устранились. Почему программа кэшбэка, несмотря на большие ожидания, провалилась, и нужны ли такие акции северному туризму?

Для любителей путешествовать и для сотрудников туротрасли лето-2020 стало, наверное, одним из самых суматошных за последние несколько десятков лет. Еще зимой, как говорится, ничто не предвещало: люди бронировали туры на лето, присматривали съемное жилье, курорты всех мастей готовились к встрече с дорогими во всех смыслах гостями. А потом пришел ковид — и все испортил. Границы закрылись, поездки отменились или перенеслись на более поздние сроки. После периода, когда сама мысль о поездке к морю казалась кощунственной, «медицинский» занавес немного приоткрыли. Власти разрешили — можно. Можно ездить по России, можно даже слетать в Турцию. Или на Мальдивы.

Турция «открылась» частично. Во-первых, принять огромный поток въезжающих при сокращенной полетной программе невозможно. Во-вторых, нужно следить за тем, чтобы приезд такого числа путешественников не сказался негативно на эпидситуации в стране. В-третьих, местные власти выставили отелям довольно жесткие требования. Многие российские путешественники, отдыхающие через туроператоров, предпочли отложить туры на следующий год — пока это еще возможно.

В путь за кэшбэком

С тем, что российский юг в этом году будет заполнен больше, чем на сто процентов, эксперты были согласны еще до того, как курорты открылись. Жители менее приятных в климатическом плане полос обеспечили Краснодарскому краю, Сочи, Крыму и другим приморским локациям выручку. Но туризм есть не только там, где солнце, море и пляжи. Вернее, море, солнце и пляжи есть не только там.

В Карелии, например, при большом желании и известной доле везения все три составляющие прекрасного отдыха на взморье можно получить в одно время и в одном месте. Например, на Белом море. А при известной доле фантазии — и в Гирвасе, который в жаркие дни этого лета ничем не уступал по населенности популярным курортам. Кроме того, повышенный интерес к Карелии обеспечила и благополучная (по сравнению с российскими показателями) ситуация с коронавирусом.

Поэтому ничего удивительного в том, что гостиницы были заполнены до отказа и турбазы забронированы до конца лета. Но, в основном, туристами «дикими», а значит — экономными. Отдых в Карелии — удовольствие не из дешевых. За пять дней в глуши турфирмы просят столько же, сколько за неделю на анталийском побережье. Но без транспортных расходов. А в стране — глобальный кризис.

Чтобы поддержать внутренний туризм, который после всплеска мог сойти на нет, власти организовали беспрецедентную акцию с кэшбэком. Беспрецедентной ее можно назвать потому, что впервые деньги возвращали не туроператорам или фирмам, а непосредственно тем, кто их вносит на счета. Но стоила ли игра свеч?

Пустячок — а приятно

В акции могли поучаствовать туристы, которые оплачивали минимум пятидневный тур определенной стоимости — с бронью в гостинице. Минимальная цена — 25 тысяч рублей. Кэшбэк за каждые 25 тысяч составляет 5 тысяч рублей.

Одновременно со стимулированием «пакетного» туризма акция продвигает и платежную систему «МИР», ведь получить деньги можно только на нее. Для разных регионов выбрали разное время бронирования. Для юга — попозже, для севера и центра — пораньше.

В нескольких турфирмах, с представителями которых мы общались, когда писали о выездном туризме, уверяли: клиенты буквально атаковали менеджеров, работа кипела.

В некоторых карельских фирмах даже появились специальные туры, созданные под акции. Кроме того, некоторые уже готовые успешные продукты трансформировали таким образом, чтобы они удовлетворяли условиям — увеличивали число ночей, меняли набор услуг, и, соответственно, стоимость.

На акцию государство выделило 15 миллиардов рублей. И в турфирмах очень надеются на то, что кэшбэк вернется во время новогодних праздников. Ведь для Карелии, живущей сезонным туризмом, январские каникулы — горячее время. Тем более, что по последним данным, вернули туристам только около двух миллиардов — так что привлекать путешественников еще есть на что.

Переиграть налету

В правительстве РФ сейчас рассматривается вопрос об изменении условий акции по возврату части средств. Предлагается поднять планку максимума с 15 тысяч возвратных рублей до 50, снять ограничение по минимальной цене тура в 25 тысяч рублей. Это пойдет на пользу большему, чем в первый раз, числу фирм, оказывающих туристские услуги, считают специалисты.

«Маленькой фирме трудно организовать дорогой тур стоимостью в 50 тысяч рублей не на разовой основе, — поделилась мнение сотрудница одного из турагентств Петрозаводска. — Если уберут нижнюю границу по цене, клиенты пойдут и в небольшие организации, которые предлагают более скромные варианты».

Жители Карелии, кстати, кэшбэком тоже активно пользовались, собираясь на отдых в другие регионы. «Это выгодное предложение, например, для покупки путевки в здравницу. Там и время долгое, и цены не маленькие, так что такие туры пользуются популярностью», — сообщили нам в одной из петрозаводских турфирм.

Карельские специалисты говорят о том, что немало местных жителей искали и находили туры в Краснодарский край, Крым, Ставрополье. Для этих направлений (как и для менее популярных среди северян Алтая и Калининграда) было выделено отдельное время на оплату — с 21 по 28 августа. А поехать можно было только с 1 октября.

Конечно, в этом месяце погода в Анапе, скажем, уже не очень радует. Но ведь побережье тоже живет сезонным туризмом, и именно на подогрев интереса в «мертвый» сезон рассчитан кэшбэк. Ольга Лукина, директор туроператора «Лукоморье», по совместительству теперь зампредседателя «туристского» управления РК, говорит о том, что заметила всплеск интереса к Сочи и Красной поляне, связанный с возможностью вернуть часть средств — процентов на 30. Однако в это время года оживление есть всегда — ведь принимающая сторона снижает цены.

Первый блин комом

Похоже, первый кэшбэк вышел комом. Как рассказали «КарелИнформу» в республиканском управлении по туризму, по акции было продано всего 38 путевок. Работа же туроператорами и фирмами была проделана колоссальная. Судите сами: для каждого «упакованного» под кэшбэк турпродукта создавали отдельную интернет-страницу, «подгоняли» системы оплаты под «МИР». И все это в максимально сжатые сроки. После чего все данные обо всех регионах-участниках акции собрали на сайте Ростуризма. И, как часто бывает, собрали скверно: сайт зависал, ссылки вели не туда, куда нужно, вместо пяти продуктов, представленных оператором, пользователи видели только один.

Ольга Лукина отмечает — жалобы были из всех регионов страны: «Из-за сбоев мы, наверное, не смогли получить максимальный результат».

Лукина также отмечает, что сама по себе идея кэшбэка для поддержки отечественного туризма — то, что доктор прописал. Но реализация ее, отметим, выглядит скомканной и странной. Помимо того, что недели для продажи туров было явно мало, странно выбрано и время для регионов. Если сочинский или анапский октябрь–ноябрь еще могут найти своих почитателей благодаря умеренному теплу, то чтобы получать удовольствие от недели в ноябрьской Карелии — нужно быть человеком особого сорта. Каких немного. Примерно 38 человек.

И второй?

Получается, туроператоры не получают от акции ничего особенного. Мало того, став участниками этой программы, они не смогут в этом году претендовать уже ни на какие субсидии из бюджета по другим программам.

Гостиницы также не увидели больших изменений. Напомним, получить компенсацию путешественники могли и только за проживание в номерах отелей и турбаз. О турбазах говорить не стоит — они были заранее забронированы до самой осени еще весной. А вот в отелях ажиотажа по поводу кэшбэка не было. Например, в «Северной», как нам рассказали, было всего две брони. А ведь это - одна из самых известных гостиниц карельской столицы.

Хостелы в программу не попали, как и гостиницы эконом-варианта, ведь ночь в них стоит меньше пяти тысяч рублей, а значит, недорогие средства размещения туристами, которые рассчитывают на кэшбэк, не рассматриваются.

Туроператоры надеялись на то, что акцию повторят под новый год. Это для обычного человека он еще далек. Для сотрудника туриндустрии — он уже почти завтра, в турфирмах, например, уже вовсю рекламируют новогодние каникулы на севере. Специалисты отмечают — если запустить акцию к новому году уже сейчас, пораньше, еще можно повысить спрос на путешествия.

Совершенно внезапной оказалась новость от Ростуризма от 18 сентября — когда до начала октября оставалось меньше двух недель, стало известно, что следующая волна кэшбэка запланирована на октябрь. Временные рамки продаж расширили до полутора месяцев. Но, опять же, непонятно — когда акция стартует — и на каких конкретно условиях. Например, в Ростуризме предлагали снизить минимальное число ночей с пяти до двух.

А это значит, что придется снова переупаковывать турпродукты — и снова в очень короткие сроки: придумывать, что предложить туристу, учитывая унылую погоду, на 25 тысяч рублей за пару ночей, выплачивать компьютерным дизайнерам сверхурочные за максимальное ускорение работы, и надеяться, что на этот раз ссылка на сайте Ростуризма окажется эффективной. И приведет в Карелию больше, чем 38 туристов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter