Posted 19 марта 2018, 11:53
Published 19 марта 2018, 11:53
Modified 30 октября 2022, 18:22
Updated 30 октября 2022, 18:22
Вокруг инициативы Общероссийского народного фронта, которая предполагает создание лесопаркового зеленого пояса Петрозаводска, разгорелись нешуточные споры. Депутаты Заксобрания республики, чиновники, активисты карельского отделения ОНФ, ученые: стороны обсуждают детали создания «зеленого щита» уже в течение нескольких месяцев. Между тем, около двух десятков регионов страны уже приняли положительное решение, тогда как Карелия до сих пор взвешивает все «за» и «против». Такая медлительность недавно удостоилась критики и федерального эксперта, замруководителя департамента ОНФ по проблемам экологии Александра Долгушина, который специально приехал в республику, чтобы разобраться в ситуации. В чем камень преткновения? Что (или кто?) мешает появлению «зеленого щита» вокруг карельской столицы? И почему он так необходим?
Сплошные ограничения
Прежде всего, выясним, какой экозащитой хотят обеспечить Петрозаводск. Идея создания лесопарковых зеленых зон вокруг крупных городов появилась у Общероссийского народного фронта еще в 2016 году. Тогда же инициативу поддержал президент страны, и на свет появились поправки в закон «Об охране окружающей среды». Согласно им, «зеленый щит» - это «зона с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности». Она включает в себя территории с лесами, водными объектами, природными ландшафтами, а также территории зеленого фонда «в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему». Проще говоря, зеленый пояс – это леса в городах и вокруг них.
В эту зону не могут входить территории с загрязнением или наличием каких-либо отходов, земли под объекты капитального строительства (кроме объектов здравоохранения, рекреации, образования, туризма и спорта), земли с договорами о развитии застройки или комплексном освоении участка. Есть и другие категории, но для Петрозаводска они менее актуальны.
Самое главное – запреты. На территориях, включенных в «зеленый щит», вводится ограниченный режим природопользования и хозяйственной деятельности. В частности, запрещаются размещение опасных отходов и токсических веществ, создание объектов, которые не связаны с лесной инфраструктурой. Кроме того, в лесопарковом поясе нельзя разрабатывать месторождения и возводить объекты капитального строительства (инфраструктура и объекты здравоохранения, образования, туризма и спорта не в счет). Табу наложено и на сплошные рубки лесных насаждений.
«Показуха» и фикция?
Закон о «зеленом щите» начал действовать с 1 января 2017 года, аккурат в Год экологии, и к инициативе ОНФ стали потихоньку подключаться регионы. Осенью активисты-«фронтовики» в Карелии направили в местную Общественную палату ходатайство о создании лесопаркового пояса, и предложение месяцем позже было поддержано на публичных слушаниях. Казалось бы, дело оставалось за малым – постановлением депутатов Заксобрания республики. Но на первых же заседаниях профильного комитета обнаружились сомнения. Особенно ярко они прозвучали на встрече 18 января 2018 года.
Первоначально предполагалось, что в состав «зеленого щита» Петрозаводска войдут территории общей площадью 14,4 тысяч га - участки на противоположном берегу Петрозаводской губы Онежского озера, а именно, территории Ботанического сада ПетрГУ, природного заказника «Заозерский», защитных лесов лесного фонда Заозерского лесничества и земли городских лесов на пяти Ивановских островах. В пояс попал и водный объект - часть акватории Онежского озера. Чуть позже администрация Петрозаводска предложила включить в зеленый пояс около 200 рекреационных зон (1500 с лишним га парков, бульваров, садов и аллей), более 750 га городских лесов и 650 га лесопарков. Таким образом, площадь «щита» выросла до 17,3 тысяч га. Весьма вероятно, что все границы и территории позже будут точечно корректироваться, но суть не в этом.
Такое разнообразие «статусов» территорий, в первую очередь, смутило… ученых, которые вроде как склонны поддерживать любые природоохранные инициативы. Все оказалось не так просто. Так, директор института леса КарНЦ РАН Александр Крышень с трибуны заявил, что республика «наступает на одни и те же грабли».
– Коллеги, кто-нибудь из экспертов делал заключение по этим территориям? – поинтересовался он. - Вообще, во всем мире принято так: общественность ставит вопрос, администрация передает экспертам на рассмотрение, делается заключение, принимается решение. Не было этой промежуточной основной стадии. Должна быть рассмотрена каждая территория. Здесь должны были участвовать экономисты, потому что изымается территория из экономической деятельности, архитекторы (потому что и застройка, и внешний вид...), экологи, лесоводы и так далее. К сожалению, эта работа проведена не была. По крайней мере, я не знаю о том, что она проводилась.
К слову, как утверждают активисты карельского отделения ОНФ, на прошедших общественных слушаниях (а это ли не обсуждение?) представители КарНЦ РАН, пусть и с оговорками, но инициативу поддержали. Так или иначе, Крышень был неумолим. По его мнению, появление «зеленого щита» может создать правовую коллизию, поскольку у одной территории не может быть нескольких природоохранных статусов. Как тогда быть с заказником?
Сомнения у ученого также вызвала попавшая в лесопарковый пояс петрозаводская губа Онежского озера. По его мнению, единой устойчивой и непрерывной экосистемы, как это должно быть, она не создает.
– На самом деле это все фикция, - недоумевал ученый. - Мало того, территория получается огромная. Это обычные уловки для создания особо охраняемых природных территорий. Есть маленькие острова, а вокруг них акватория <…> мы будем отчитываться о большой территории, что не соответствует действительности. Нужна ли нам такая «показуха»?
Отдельные вопросы возникли к загрязненным участкам губы, которые по закону не могут включаться в лесопарковую зону. Как быть с водозабором, очистными сооружениями, судоходством, в конце концов?
– Создавая лесопарковую зону, мы, возможно, такие маленькие бомбы закладываем под экономику (а, может быть, и большие), - резюмировал Крышень. - Поэтому считаю, что нам рано рассматривать этот вопрос. Хотелось бы сделать так, как это делается во всем мире.
Никаких точек
На некоторые претензии ученого ответы нашлись сразу. К примеру, начальник управления благоустройства и экологии администрации Петрозаводска Анна Дудырина пояснила, что все территории городских лесов, рекреационных зон и лесопарков попали в «зеленый щит» «на сновании градостроительного плана, который прошел необходимые экспертизы и подготовлен специалистами».
– Никаких других территорий, кроме заложенных в Генплан, мы не включаем, - уточнила руководитель. - Все территории носят статус рекреационных зон, садов, парков и лесопарков, непосредственно связаны с естественными сообществами и располагаются как раз вдоль рек, чтобы сохранить их от застройки.
Впрочем, с тем, что вопрос сложен, согласились почти все: представители Минприроды РК (они заявили, что Петрозаводск и так уже имеет «зеленый щит»), карельского отдела при Федеральном агентстве водных ресурсов и даже прокуратуры. Но акценты расставили именно последние.
– В случае включения в лесопарковый зеленый пояс территорий с более строгим режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, в том числе, защитных лесов, особо защитных участков леса, их правовой режим сохраняется, - отметила старший помощник прокурора республики Алла Суханова. – Чтобы не думали о том, что с установлением пояса что-то кардинально изменится. Это никак не влияет на статус земель, к категории земель он не привязан. <…> Еще один очень важный момент: законодатель предусмотрел возможность, как создания лесопаркового пояса, так и его устранения.
По мнению надзорного ведомства, очевидно одно: «это не какое-то решение, которое поставит точку в дальнейшем вопросе развития города в каких-то направлениях». Уже потому, что законодатель предусмотрел гибкую схему.
«Затягивание нас смущает»
На первом заседании парламентского комитета точка тоже поставлена не была: участники решили создать профильную рабочую группу, первое заседание которой прошло в начале марта. На этот раз встреча прошла под «федеральным» надзором: клубок попытался распутать замруководителя департамента ОНФ по проблемам экологии Александр Долгушин. Он тоже вспомнил о знаках препинания.
– Я приехал к вам специально из Москвы, чтобы, надеюсь, поставить точку в вопросе создания «зеленого щита», - обратился эксперт к участникам заседания. – Напомню, наша инициатива была поддержана лидером Общероссийского Народного фронта Владимиром Путиным. Закон вышел, одобрен Госдумой и Советом Федерации, прошел необходимые экспертизы в правительстве <…> нас немножко удивляет, почему решение о создании «зеленого щита» до сих пор не принято, хотя сроки по закону уже прошли.
Позже Долгушин объяснит нам, что республика должна была определиться с решением еще в начале января, но почему-то этого не сделала. «Затягивание нас смущает», признается он, и это чревато обращением в правоохранительные органы.
Так или иначе, по информации эксперта, на сегодняшний день Карелию опередили 18 регионов страны. Почему же Карелия молчит? Депутаты Заксобрания на встрече объяснили это тем, что хотят досконально разобраться в ситуации, но о нежелании создать «зеленый щит» речи не идет, нужно лишь «решить все вопросы».
В поддержку инициативы осторожно выступили чиновники. В Минприроды готовы содействовать, несмотря на то, что лесопарковые зоны в республике имеются, а режим их использования схож с тем, что предлагает закон о «зеленом щите». В карельском отделе при Федеральном агентстве водных ресурсов также полностью поддержали Заксобрание, попросив, правда, соблюсти положения Водного кодекса РФ.
«Технические шероховатости»
Ученые же по-прежнему стояли на своем, хотя и с оговорками. Директора института леса сменил младший научный сотрудник института леса КарНЦ РАН Андрей Туюнен. Он снова напомнил, что режим пользования предлагаемых земель «значительно пересекается» с теми ограничениями, которые относятся к проектируемому зеленому поясу.
– Имеет ли смысл вообще создавать лесопарковый пояс, если он уже есть? – удивился эксперт. - Появляется еще одна категория, которая дублируется уже существующей площадью, и дублируется многократно.
Александр Долгушин к обсуждению не присоединился, зато после встречи охотно рассказал журналистам, что думает по поводу карельских разногласий. Оснований для отрицательного решения он не увидел.
– Мы считаем, что, скорее всего, принятию решения препятствуют какие-то технические шероховатости, - уточнил замруководителя. - Очевидно, что общественность жителей Карелии «за», что подтверждают предыдущие собрания по этому поводу. Осталось только принять решение, а технические вопросы оставить на потом. Законодательство это позволяет.
Доводы о дубляже природоохранных функций, по словам Долгушина, приводят и в некоторых других регионах. Только «зеленый щит» нельзя считать новой отдельной категорией какой-либо особо охраняемой природной территории. На первый взгляд, такое объяснение звучит парадоксально. Зачем же тогда лесопарковый пояс нужен?
– Это надстройка, которая никак не конфликтует или конкурирует с имеющимися зелеными насаждениями или особо охраняемыми природными территориями, в «зеленый щит» могут быть включены заповедники, заказники, городские леса, скверы и т.д., - терпеливо объяснил журналистам Долгушин. - Только он дает дополнительную защиту тем участкам, которые слабо защищены: застраиваются, вырубаются и прочее.
В то же время, закон о «зеленом щите» говорит о том, что хозяйственная деятельность не препятствует установке «зеленого щита», уточнил эксперт. В том числе, если у города на той или иной территории существуют планы по застройке, то «зеленый щит» помехой этим планам не будет. Но! «Взамен должна быть осуществлена компенсация другими территориями, причем, по- хорошему», многократными, чтобы это не вошло в привычку». Поясним: в поправках четко говорится о том, что площадь лесопаркового пояса не может быть уменьшена.
Миллионы не потребуются
На наш взгляд, масса вопросов возникает как раз по поводу будущей застройки Петрозаводска. Об этом на прошедших заседаниях не говорилось вовсе. Но если теоретическая возможность оттяпать кусок земли под новый жилой дом или квартал остается, то какую пользу несет «зеленый щит»? Пояснения нам дали в городском управлении благоустройства и экологии.
– Многие зоны, которые мы предлагаем для включения в зеленый пояс, должны быть поставлены на кадастровый учет, но после того, как мы провели инвентаризацию территорий, выяснилось, что кадастровые работы проведены не были, - уточняет Анна Дудырина. - Поэтому сейчас есть возможность махинаций с изменениями их границ, «отхватывания» части территории. Например, в Губернаторском парке при большом желании может появиться какая-нибудь застройка. Мы же пытаемся сохранить и добавить охранный статус для рекреационных зон и используем законодательство в той части, что на этих территориях нельзя будет осуществлять строительство.
Действительно, в отдельных случаях застройщик сможет заполучить кусок земли, но город хотя бы не будет терять зеленые площади (вспомним о компенсации). Однако с появлением «зеленого щита» возможность строительства будет сильно затруднена, подчеркивает Дудырина.
Что важно, постановка земель на кадастровый учет потребует дополнительных бюджетных расходов, впрочем, небольших. Отметим, некоторые другие регионы объясняли свое нежелание создавать «зеленый щит» вокруг городов именно необоснованностью расходов. Но Петрозаводску, по словам Дудыриной, миллионы рублей на кадастровые работы не потребуются. В свою очередь, в региональном отделении ОНФ добавляют, что иных прочих расходов на этапе создания лесопаркового пояса не предполагается.
– Других расходов при создании «щита» я не вижу, - говорит эксперт ОНФ в РК, член правления Союза юристов РК Наталья Редькина. – Вопросы могут возникнуть на следующем этапе. Внутри города есть земли населенных пунктов, земли лесного фонда, и сейчас активно обсуждается вопрос изменения Генплана, перевода земли одной категории в другую и т.д. На этой стадии появится необходимость бюджетного финансирования, но это с сегодняшним этапом создания «щита» пока никак не связано.
«Президент ждет»
Пока остается ясным одно: дополнительная защита для городских лесов лишней не будет. Новый закон хоть и провоцирует дискуссии, потому как пока носит общий характер, но одновременно позволяет решить любые спорные вопросы в силу своей гибкости. На этом делает отдельный акцент Александр Долгушин.
Московский гость уверен, что нормативно-правовые детали можно проработать на втором этапе, а сейчас надо двигаться дальше. Цитируем: «президент ждет, что в Карелии будет создан «зеленый щит».
– Основной смысл зеленого щита – ограничить рост крупных городов, чтобы они не превратились в такие мегаполисы, как Москва, - подытожил эксперт. - Лесов в Карелии много, но следует сделать «буферную» зону, которая ограничивала бы загрязнение центральной части города. Никто не ограничивает социально-экономическое развитие за пределами этого пояса.
Между делом, федеральный гость предположил, что в Карелии на фоне споров вокруг «зеленого щита» могут крыться чьи-либо частные интересы. Такие случаи встречались в других субъектах РФ.
– Возможно, и здесь так же, но здесь эти интересы не настолько сильны, чтобы препятствовать созданию зеленого пояса, - уверен Долгушин.
В любом случае, у рабочей группы остается немного времени, чтобы поставить точку в спорном вопросе. Какое-то решение должно быть принято до 1 апреля, иначе ОНФ с помощью своего депутатского корпуса будет вынужден обратиться к правоохранителям.
– И мы уже так мило не посидим, - пожимает плечами замруководителя. - У нас есть для этого рычаги, и мы будем добиваться того, чтобы «зеленый щит» в Карелии был создан.