Posted 17 июля 2020,, 16:24

Published 17 июля 2020,, 16:24

Modified 30 октября 2022,, 20:42

Updated 30 октября 2022,, 20:42

Вирус за партой: как Карелия приготовилась к новому учебному году

Вирус за партой: как Карелия приготовилась к новому учебному году

17 июля 2020, 16:24
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Новые санитарные требования для школ и прочих организаций, работающих с детьми, в условиях пандемии Covid-19 введены по всей стране: учебный год с сентября стартует по другим, «коронавирусным» правилам. Готовы ли к изменениям школы Карелии?

Новые рекомендации будут действовать, как минимум, до начала следующего года и отразятся на деталях учебного процесса. Директорам школ, учителям и школьникам в любом случае придется работать-учиться по-новому.

Но достоверно известно главное: школьники в республике сядут за парты в положенный срок. Министр образования РК Роман Голубев на заседании профильного комитета в парламенте Карелии 15 июля заверил, что учебный год в регионе начнется с 1 сентября, а в школах даже запланированы линейки.

«Наверное, не хотелось бы первоклашек в масках видеть: пока действующий режим предполагает некие средства защиты, — уточнил он. — Думаю, что никаких сомнений быть не должно: 1 сентября мы начнем в традиционном режиме, с особенностями, конечно, начнем, с разведением потоков, где-то с отменой массовых мероприятий, закреплением кабинетов за классом. Но, наверное, радость от живого общения компенсирует эти особенности <…>»

«Особенности» традиционного режима, надо полагать, как раз и определяются новыми требованиями Роспотребнадзора, которые были опубликованы не так давно и вводят ощутимые ограничения. С них и начнем.

Рекомендовано исполнять

Ключевые моменты нового постановления таковы. Детским организациям (в нашем случае, школам) ограничено проведение массовых мероприятий, ребятам и взрослым в обязательном порядке проверяют температуру, занося данные в специальный журнал, если прибор выдаст больше 37,1 градуса.

Любого, кто имеет признаки респираторных заболеваний, немедленно изолируют до приезда врачей или родителей. Если ребенок успел переболеть новым коронавирусом или пообщаться с тем, кто заболел, то от него потребуют медицинскую справку от врача.

Школы также должны регулярно проводить целый комплекс «противоэпидемических мероприятий». Среди них — генеральная уборка (не реже одного раза в неделю) и дезинфекция помещений, установка антисептиков при входе в школу, столовую и туалеты, а также «регулярное обеззараживание воздуха», в том числе, проветривание помещений (рекреации и коридоры — во время уроков, кабинеты — во время перемен).

Кроме того, каждый класс в школе должен учиться в отдельном кабинете, причем уроки будут проходить по всем учебным дисциплинам, за исключением тех, что требуют спецоборудования (физкультура, труд, физика, химия и рисование).

Работники столовой должны мыть посуду «при максимальных температурных режимах», при этом еда подается в одноразовой посуде. Обязательная и смена одноразовых масок, которые придется носить в течение рабочего дня, — не реже одного раза в три часа.

Толпы прочь

Как же школам удастся ограничить «скученность», если сам процесс, в отличие от пресловутого «дистанта», предполагает групповые занятия? Учреждения к ограничениям при проведении массовых мероприятий подходят точечно — в зависимости от имеющихся площадей и возможностей встреч на открытом воздухе.

Как «КарелИнформу» рассказала директор МОУ «Университетский лицей» в Петрозаводске Надежда Пекарчик, актовый зал школы рассчитан на 220 человек, и рассадить параллель возможно — с соблюдением положенной социальной дистанции.

«К примеру, у нас 75-80 учащихся в каждой параллели начальной школы, то мы их можем посадить на необходимом расстоянии, — уточняет руководитель. — В нашей столовой 250 мест, а по положенным нормам на одного ребенка должно „приходиться“ 0,7 квадратных метров площади. Поэтому мест хватает: при необходимости мы можем поставить дополнительные скамейки, столы у нас также широкие, за которые можем посадить не четыре, а шесть человек».

Похожие расчеты есть и для небольшого лицейского спортзала, который рассчитан на сорок человек и, следовательно, укладывается в положенные нормы. Но как собираются поступать со «скученностью» на улице?

По словам директора школы № 33 Петрозаводска Елены Юрковской, массовые мероприятия численностью до 50 человек рекомендовано проводить на свежем воздухе, однако многое зависит, в том числе, от непредсказуемой карельской погоды:

«С учетом начала нашей осени (если позволяет погода), будем стараться проводить массовые уроки на улице: учителям физкультуры будет предложено организовать все занятия с учетом температурного режима. В дождь, холод или мороз — это, понятно, будет спортивный зал».

Между тем, к грядущим изменениям настороженно относятся и родители. Особенно те, чьи дети собираются в первый класс. Один из взрослых на условиях анонимности сообщил «КарелИнформу», что опасения вызывают как риски для здоровья, так и обязательная социальная адаптация ребенка.

«Понимаю все опасения, особенно, когда всех постоянно пугают новыми волнами коронавируса, — рассудил наш собеседник. — Здоровье — прежде всего. Но ведь первый „взрослый“ опыт общения со сверстниками должен быть… полноценным что ли. Можно ли говорить о нормальном и полноценном развитии, если школы начнут и продолжат учебный год в ненормальном режиме?»

Градусы возврата

Поговорим о режиме. Школьный урок — по сути, такое же «массовое мероприятие», но «антикоронавирусные» требования к нему отныне крайне строги. И выполнить их можно, но если только найдутся деньги. Например, на дорогущую технику. По словам руководителей школ, при регулярной утренней проверке температуры у учеников, сотрудники пока чаще пользуются привычными градусниками [Роспотребнадзор же рекомендует использовать так называемые «бесконтактные термометры». — Прим. ред.].

«Процесс организован так: дети приходят на учебу, и медицинский работник за десять минут до начала первого урока проходит по классу, измеряя у учеников температуру контактным термометром, — говорит Надежда Пекарчик. — Чтобы успеть проверить все классы (даже если техника будет передаваться по определенному графику, по всем этажам), нам надо минимум пять термометров, а это существенные затраты, ведь мы ограничены в финансах. Один термометр учреждение „осилило“, но и то — с финансовой помощью родителей, ведь других денег на эти траты не выделялось».

Частота чистоты

Регулярная уборка и обработка школьных помещений антисептиками стоят отдельной строкой в планах учреждений. По словам директора школы № 33 Елены Юрковской, в образовательном учреждении в обязательном порядке ежедневно проводятся три дневных уборки через каждые два часа. Туалеты чистятся на каждой перемене.

«Площади для работников, конечно, увеличились, но у каждой уборщицы время работы шесть часов, — добавляет руководитель. — Вырастает и частота уборки: обрабатываются парты, подоконники, дверные ручки и так далее. Сотрудники будут заниматься этим раз в час: хотим мы этого или не хотим, но все — в пределах должностной инструкции".

Противоэпидемические мероприятия требуют дополнительных финансовых расходов (если не на работников, то на «инвентарь»), поэтому некоторые школы вынуждены использовать внебюджетные источники. По словам директора Университетского лицея Надежды Пекарчик, именно таким образом учреждение решает проблему с закупками антисептиков.

«Мы самостоятельно обеспечиваем себя антисептиками за счет „внебюджета“, — поясняет руководитель. — У нас была школа „Малышок“, поэтому осталось немного денег от обучения. В любом случае, мы закупаем дезинфицирующие средства в обязательном порядке. Тем более, сейчас — на время экзаменов. Что будет дальше, сказать сложно. К тому же, у детей своя природа: я не уверена, что тот или иной антисептик без надзора сохранится в нужном количестве на целый день».

На и сквозь

В отличие от дезинфекции, за свежий воздух платить не надо, и регулярное проветривание в классах обеспечить гораздо проще. В некоторых случаях помогают «арендные» деньги. Как говорит Надежда Пекарчик, арендатор школьной столовой по окончании договорных сроков внес крупную предоплату за три года, что сегодня позволило не только отремонтировать кровлю, но и поставить современные окна, которые обеспечивают требуемый уровень вентиляции. Во время уроков открываются окна в коридорах, а во время перемен — в классах. В свою очередь, Елена Юрковская добавляет, что возможности санобработки и проветривания во многом зависят от расписания:

«Например, класс ушел в столовую: по расписанию звонков — между первой и второй сменой — 30 минут перерыва — это достаточно хорошее время для санитарной обработки и проветривания кабинетов. В любом случае, в каждом кабинете есть термометры, ведь в помещениях должен соблюдаться необходимый температурный режим».

Кабинетные тонкости

Судя по всему, и режим учебы с 1 сентября для школьников в Карелии прежним уже не будет, несмотря на возврат к личному общению. Если в малокомплектных сельских учреждениях изменения могут быть не столь заметными (если вообще будут ощутимы), то в городских школах процесс может измениться. В первую очередь, это касается классных уроков в разных кабинетах в зависимости от предмета. И работы столовых тоже.

«Мы рассмотрели возможность об отмене кабинетной системы и закрепления за каждым классом своего кабинета, — говорит Елена Юрковская. — Точно так же решаем сейчас вопрос со столовой, поскольку есть требования, чтобы ребята принимали завтраки до 11 часов. Школа же работает в две смены, в первой — достаточно много обучающихся, и мы вынуждены готовить дополнительный обеденный зал, чтобы у каждого ребенка было свое место для приема пищи, в том числе, с соблюдением социальной дистанции и так далее».

«Кабинетный» вопрос не столь насущен для школ, которые имеют меньше специализированных классов. Но у тех, кто углубленно преподает и изучает предметы, которые требуют спецоборудования, могут возникнуть проблемы.

«Учебный процесс у нас организован в отдельных учебных кабинетах, — уточняет директор Университетского лицея Надежда Пекарчик. — Ведь чем отличается кабинет русского языка от кабинета математики? В том, чтобы перенести таблицы, проблем нет. У нас везде стоят компьютеры и проекторы, везде проведен Интернет. Но проблема в том, что в лицее углубленно физику изучают четырнадцать классов, а оборудование со второго на четвертый этаж ведь не перенесешь. Поэтому ученики будут ходить по школе».

Казна с нуждой

Образованию в Карелии, которое попало в «коронавирусные» тиски — как и здравоохранению — нужны деньги. Кабмин региона недавно сообщал о том, что профильные учреждения (школы, в том числе) в этом году получат более 600 миллионов рублей на ремонты и, в том числе, «обеспечение надлежащих условий обучения». Но, судя по словам некоторых директоров, рубли пойдут не на ковидную безопасность, а на плановые (пусть и крайне необходимые) нужды.

Сигнализации, эвакуационные выходы, кровли, фасады, пищеблоки и… устранение предписаний Роспотребнадзора. Борьба с коронавирусом требует денег, которые приходится искать в собственных бюджетах, тогда как регулярные проверки никто не отменял. А это — дополнительные расходы и возможные штрафы.

В Минобразования РК уточняют: около полусотни образовательных учреждений в регионе справляются с требованиями «ограничительных» указов главы РК, связанных с работой в условиях нового ковида, но разве это не капля в море?

Где же достать рубли на «коронавирусную» безопасность? Или придется звать на помощь родителей? Некоторые руководители, впрочем, отмечают, что объемы бюджетного финансирования не урезаны. И то хорошо.

«Родителей мы не привлекали, но муниципалитет рекомендовал осуществлять те или иные закупки в первую очередь, например, дезинфицирующие средства, — уточняет директор Университетского лицея Надежда Пекарчик. — Сейчас в школе идут ремонтные работы, и на это средства нам дает городской бюджет. В целом же, объемы финансирования были сохранены».

Компенсация воли?

Преподавательское сообщество осторожно вспоминает не только инфраструктуру, на которую все-таки выделяются деньги. Некоторые вспоминают и изменившуюся специфику учительского труда с появлением того же «дистанта». Еще в апреле этого года на заседании Заксобрания РК прозвучал вопрос о доплатах учителям за увеличенную нагрузку, но чиновники такую возможность пока не комментируют.

«Мы слышали, что, возможно, будут компенсировать расходы тем, кто работал в дистанционном режиме, — на условиях анонимности делится мнением один из педагогов петрозаводской школы. — А про учителей почему-то не говорят. Но ведь у них расходов на одну мобильную связь — тысячи рублей. Например, как быть со зрением после многочасовой проверки работ учеников? Ведь надо проверить все письменные работы, а все исправленные ошибки отправить каждому ученику… О компенсациях за внерабочее время, об условиях домашней работы — молчание».

Между тем, в некоторых регионах страны учителям идут навстречу: еще в апреле этого года Заксобрание Ростовской области внесло поправки в местный закон о бюджете, зарезервировав полтора миллиона рублей на оплату труда работников общего и профессионального образования. Официальная причина — устранение последствий распространения коронавируса на местную экономику и образование в том числе.

Возможное невозможно?

Родители же пока остаются в некотором недоумении, особенно те, чьим детям предстоит идти в первые классы.

«Роспотребнадзор понять можно, он ходит по канату над пропастью, но некоторые требования все-таки удивляют: как можно выполнить или хотя бы свести к минимуму при очной учебе пункт о том, что дети не должны пересекаться? — рассуждает отец будущего первоклассника, попросивший не называть его имени. — Дети из разных классов в любом случае будут пересекаться: в столовой, в туалете, в библиотеке, в коридоре, наконец. Какие-то „двойные стандарты“. Если, например, маски во время учебы теперь необязательны, а к 1 сентября послаблений больше не будет, то оставьте все, как есть. Дайте детям нормально учиться».

Впрочем, некоторые школьные руководители, говоря о родственниках, вспоминают о другой проблеме: настойчивых школьных визитах взрослых к детям. Зачем бабушки и дедушки приходят в учреждения задолго до окончания уроков и подолгу ждут детей в коридорах? Вопрос, видимо, риторический…

Родственники же парируют заботой о детском здоровье, опасениями, которые вызваны постоянно меняющимися правилами, а также непредсказуемой ковидной статистикой. А заодно ссылаются на психологов и социализацию, которая так необходима младшему звену.

«Понимаю, когда особым образом организованы уроки, но как запретить детям встречаться на переменах, в столовых? — удивляется мама одного из первоклашек. — Это требование, которое Роспотребнадзор должен снять, школы открывать нет смысла».

***

Так или иначе, подготовка к новым реалиям уже началась, хотя руководители школ — ссылаясь на коллег из других регионов — ждут соответствующих указаний Минобразования региона. Только ждать, как выяснилось, незачем.

«Нормативного акта со стороны Минобразования Карелии не требуется, так как рекомендации Роспотребнадзора (РПН) носят прямой характер, т. е. школам необходимо их соблюдать без издания дополнительных актов, — пояснили „КарелИнформу“ в пресс-службе министерства. — Дополнительно сообщаем, что вопросы исполнения рекомендаций РПН будут обсуждаться совместно с РПН и руководителями образовательных организаций».

Соблюдение правил первично: только и учителя, и родители, и школьники к 1 сентября окончательных планов не строят, ведь за оставшиеся полтора месяца может измениться многое. Но неужели детей совсем оставят без праздничного начала учебного года?

«Мы планируем провести линейку следующим образом, — говорит директор Университетского лицея Надежда Пекарчик. — В спортзале соберутся первые-одиннадцатые классы, поздравим друг друга, затем наставники (такая у нас традиция) проведут ребят в свои кабинеты. Потом в актовый зал приходят учащиеся 11 классов, и я у них — как директор — всегда провожу первый классный час. Пока же идет линейка в спортзале, мы можем взять новых учеников (например, пятых классов) и тоже их поздравить, проводить в кабинеты. В любом случае, будем продумывать сценарии: без праздника и внимания дети не останутся».

Праздники-праздниками: а коронавирус уже поменял многие социальные, экономические и прочие традиции. Окажется ли ему под силу школьный быт?

"