Posted 15 декабря 2019,, 08:55

Published 15 декабря 2019,, 08:55

Modified 30 октября 2022,, 19:45

Updated 30 октября 2022,, 19:45

Благо творите ли: почему добрые намерения приводят граждан в руки преступников

15 декабря 2019, 08:55
Недавно в Сегеже украли деньги из ящика для пожертвований, который стоял в магазине. Общественность сильно возмущена поведением воров, однако подобные истории не редки в Карелии.

Мы обсудили с юристом, а также благотворительными фондами им. Арины Тубис и «Основа» эффективность различных способов сбора, мошеннические атаки на карельские фонды, а также методы защиты от преступников.

«Обидно за тех людей, которые на здоровье детей зарабатывают деньги»

Для своих подопечных фонд им. Арины Тубис организовывает сборы средств, куда можно сделать пожертвование наличным и безналичным способом. Конечно, организация имеет не чью-то личную банковскую карту для перевода, а расчетный счет. Все средства, перечисленные через СМС, карточку и платежные системы, поступают туда.

Также благотворители могут помочь «наличкой» при помощи специальных ящиков. Обычно они устанавливаются на мероприятиях фонда, например, акциях и праздниках, а также на торговых площадках, где регулярно проходит большой поток людей: в торговых центрах, аптеках и различных магазинах.

«Например, у нас стоит в „Сигме“, — рассказывает президент фонда Юлия Тубис. — Там очень хорошие сборы, и мы благодарны этой организации за размещение. Да, ящики не собирают колоссальных сумм, но это регулярное поступление, которое помогает нашим подопечным. К тому же, это удобный и доступный способ для самих людей, для кого-то даже удобнее, чем перевод».

Таким способом проще делать пожертвования, например, пожилым людям, которые общаются на вы с Интернетом и платежными системами. Покупателям, идущим по магазину удобно и приятно положить небольшую сумму в ящик как бы «по пути». Не все торговые точки готовы поставить у себя такую благотворительную коробочку: кто-то считает, что у них нет места, кто-то боится брать ответственность за ящик или просто не желает поддерживать сбор для заболевших людей. Но они имеют на это право, в фонде на это не обижаются, поясняет Юлия. В целом, по её мнению, это хороший способ для привлечения средств для региональных организаций.

А вот сбор на улице должен заставить потенциальных благотворителей быть особенно внимательными, предостерегает президент фонда. Ведь чаще всего именно мошенники собирают деньги подобным образом. Особенно стоит насторожиться, если волонтер выступает от организации, которая находится за пределами нашего региона.

Если запланирована акция, где будет выставлен ящик, организация даст об этом информацию в социальных сетях, заключит соглашение с торговым центром или, например, местной администрацией, если мероприятие пройдет на улице. Фонд им. Арины Тубис нечасто проводит такие акции, но информирует людей о проведении и оформляет информационную стойку, куда неравнодушный гражданин может подойти и задать волнующие вопросы перед тем, как сделать пожертвование.

На улице волонтёр не может одиноко бродить туда-сюда с ящиком и не должен брать наличные в руки — благотворитель самостоятельно опускает их в коробку. Поэтому нужно быть внимательными и узнавать информацию о том, кому идет сбор и от какой организации.

«И то, сейчас настолько развито мошенничество, что могут и эти данные придумать или украсть, — отмечает Юлия Тубис. — Понятно, что мы помогаем, нам тепло на душе от этого и мы не задумываемся о том, что эти деньги могут пойти в карман какому-то нечестному человеку. Но лучше вообще не давать деньги волонтеру, который идет по дороге среди машин и просит помочь непонятно кому. Я против таких сборов и не рекомендую их».

Конечно, мошенническая «деятельность» подрывает доверие к настоящим благотворительным организациям: люди опасаются, что их перевод не дойдёт до получателя и просто перестраховываются. Случается, что системы взламывают, и злоумышленники могут общаться с гражданами от имени фонда или создавать фейковые страницы и выдавать себя за волонтёров, чтобы разводить людей на деньги.

Фонд им. Арины Тубис тоже попадал под прицел преступников.

«Было очень неудобно перед нашими благотворителями и обидно за тех людей, которые на здоровье детей зарабатывают деньги, — вспоминает Юлия. — После такого граждане начинают бояться переводить средства через разные системы пожертвования. Человек, который не первый раз участвует в благотворительности и переводах, уже знает, как это сделать грамотно. Поэтому мы стараемся больше об этом рассказывать, пытаемся отслеживать все мошеннические действия, которые направлены в сторону нас».

Важная отличительная черта настоящей благотворительной организации — это отчетность. Фонды должны руководствоваться законом о благотворительности и добровольческой деятельности, а финансовые дела вести согласно нормам налогового кодекса. Юлия Тубис поясняет, что их фонд публикует на сайте и группе «Вконтакте» полный отчет по каждому благотворителю. Человек, сделавший пожертвование, может увидеть фамилию или часть своего номера в отчете — значит, его деньги поступили на расчетный счет фонда.

«Также раз в месяц стараемся публиковать информацию, куда была эта помощь направлена. Раз в год фонд отчитывается перед всеми контрольным органами о своей деятельности».

«Помогать нужно людям, находящимся от тебя на расстоянии вытянутой руки»

Создатель и руководитель благотворительного фонда «Основа» Сергей Пирожников отмечает, что одна из проблем многих НКО — это прозрачность действий при сборе наличных средств. Например, по коробочке, в которую граждане кладут деньги, не всегда можно понять, кто забирает собранные средства, куда они направляются. Человек пожертвовал, подумал, что сделал доброе дело, поставил себе плюсик в карму и забыл.

«В такой ситуации прозрачность близка к нулю, — поясняет Сергей Пирожников. — И это повод для мошенничеств, ведь можно под видом известных организаций устанавливать в торговых точках какие-то ящики, которые будут собирать деньги в пользу преступников. Понятно, что метод морально устарел».

Та же ситуация и со сбором денег волонтёрами. По мнению руководителя «Основы», чтобы человеческий фактор не повлиял на честность сборов, нужно отказаться от приёма «налички» в пользу безналичных переводов. Отчетность становится проще, и в целом, это прогрессивный способ сбора.

«Из того, что я видел, мне очень понравился опыт благотворительной организации „Детские деревни — SOS“, которая не принимает наличные. Когда их волонтеры где-то встречают человека и предлагают ему сделать пожертвование, они рассказывают об организации и дают адрес сайта, и уже там он может заплатить безналичным способом, будучи уверенным, что всё попадет в руки организации», — рассказывает Пирожников.

Сейчас фонд «Основа» сосредоточился только на одном проекте — Центре патриотического воспитания в Петрозаводске. Но за всё время почти 10-летнего существования, когда направлений помощи было много, организация работала только на деньги своего основателя. Сейчас тоже, однако благотворители рассматривают возможность помощи Центру от других людей — но не сборами, а в обмен на приобретение сувениров: кружек, магнитов, календарей, книг или чего-то другого. Посетитель слушает лекцию, а потом покупает для себя что-то ценное, что будет напоминать ему о полученных знаниях. И в этот же момент он оказывает помощь Центру: в дальнейшем эти средства использовались бы для ведения проектов.

«Мне кажется, в нашем случае это гораздо более разумная история, потому что просить помочь на содержание Центра патриотического воспитания — это как-то уж совсем унизительно. Это что ж получается, что у нас в стране нет возможности получать финансирование на патриотические проекты?» — рассуждает Сергей.

На поддержание самой деятельности фонда нужны небольшие суммы, потому что в «Основе» всего несколько сотрудников, а помещение, где они работают, находится в собственности руководителя. Зарплата, коммунальные платежи, интернет — вот и всё, что фонд потребляет сам на себя. Поскольку он не занимается сбором средств, то и о потраченных финансах не отчитывается, но ежемесячно рассказывает о результатах своей деятельности. Например, сколько людей посетило Центр, откуда они были, какие отзывы оставили, что сейчас происходит в Центре. Но основатель поясняет, что если бы денежные средства собирались даже в виде продажи сувениров, то эта отчетность должна была бы быть регулярной, поквартальной, чтобы не нагружать сотрудников работой дополнительной и не делать отчетность слишком редкой.

Отсутствие сборов помогло избежать нападок мошенников, которые пытались бы нажиться от имени «Основы». Но фонд сталкивался с недоброжелателями, которые пытались различными способами опорочить его работу, например, запускали ложную информацию. Сергей считает, что люди хотели получить с этого не какую-то материальную выгоду, а строили козни только для того, чтобы нанести ущерб репутации организации и её руководителя.

По своему опыту Сергей Пирожников убедился, что мошенников распознать очень тяжело, потому что им люди доверяют. А если бы не доверяли, то они не смогли бы реализовывать свои корыстные замыслы. Одним из выходов, как не попасть в лапы злоумышленников, по мнению благотворителя, будет помощь тем людям, которые находятся «на расстоянии вытянутой руки»:

«Людям, которых ты лично знаешь, либо которых хорошо знают твои знакомые, которые могут поручиться, что действительно, они нуждаются, что это хорошее дело. Потому что опыта, когда денежные средства, направленные нашим благотворительным фондом, уходили на что-то, что не было каким-то добрым делом и не приносило пользу обществу, у нас было достаточно много», — отмечает создатель «Основы».

Такой печальный опыт в том числе привёл в тому, что фонд Сергея стал «тише» рассказывать о своей деятельности, избегая лишней публичности. К тому же, организация в настоящее время занимается лишь одним проектом, а люди продолжают обращаться за помощью. Отказывать им очень тяжело, поэтому дополнительная реклама и ожидания людей, которые не смогут воплотиться, сейчас фонду ни к чему.

«На сегодня ситуация такова, что мое финансовое положение не позволяет тратить деньги в том объеме, в каком это было возможно несколько лет назад. И вообще, я так думаю, что публичная благотворительность была скорее нашей ошибкой, все-таки лучше все делать в тишине так, чтобы знало как можно меньше людей», — пояснил Сергей Пирожников.

«Человек, который невнятно отвечает на вопросы, не обязательно мошенник»

По опыту юриста, людей, которые украли ящик для сбора денег, реальнее привлечь к ответственности, чем мнимых волонтёров, которые собирают средства. Ведь за кражу или хищение предусмотрены статьи в уголовном и административном кодексе. А людей на улице уличить в правонарушении не так-то просто, потому что граждане отдают им свои деньги добровольно.

В торговых точках Петрозаводска или рядом с ними периодически можно встретить граждан с фотографиями детей и коробочками для денег. Часто они оказываются представителям липовых фондов, которые не относятся к Карелии и вообще к Северо-Западу:

«Они прибывают к нам из дальних регионов собирать деньги якобы на благие цели. Но о какой неприбыльности для таких людей может идти речь, если этот „волонтёр“ едет сюда на какие-то денежные средства, снимает жилье и питается. Это как минимум. Он приехал сюда работать нечестным образом и получает за это деньги», — отмечает Кристина Лайдус, юрист, куратор проекта «Закон ради жизни» благотворительного фонда им. Арины Тубис.

Чтобы убедиться, что деньги собирает настоящий представитель некоммерческой организации, а не мошенник, в первую очередь нужно узнать название фонда. Затем, поясняет юрист, найти в Интернете сайт и страницу НКО в социальных сетях. Если группа есть, то стоит ознакомиться с учредительными документами.

«Конечно, ни один волонтёр не ходит с копией устава с собой. Но подобные документы должны быть размещены в открытом доступе в Интернете. В фонде им. Арины Тубис у каждого добровольца, например, есть удостоверение волонтёра с печатью».

Затем нужно узнать, на нужды какого человека собирают средства. Как правило, в Сеть выкладывается и эта документация: как минимум, медицинская выписка, справка и направление от врача на лечение в какое-то учреждение. Это также стоит посмотреть в группе или на сайте. Еще обязательно изучить сам ящик, где указаны реквизиты данной НКО.

Часто граждане жертвуют деньги под влиянием эмоций, а это может сыграть злую шутку. Поэтому так важно проверять факты, а не опираться на один только человеческий фактор.

«Человек, который невнятно отвечает на вопросы, не обязательно мошенник. Он может быть родителем, который собирает деньги на лечение, но просто не знает, как общаться и не умеет вести группу „Вконтакте“. А может очень уверенно разговаривать и быть патологическим вруном. Я один раз подошла к таким людям и стала задавать вопросы. Мне очень четко ответили, они хорошо подкованы, ведь мошенники тоже не первый день работают», — делится юрист.

В социальных сетях часто можно увидеть сборы средств, которые ведут не благотворительные организации, а простые граждане, например, на лечение своих детей. Статистика говорит о том, что эти сборы бывают очень быстрыми. Но надёжнее собирать деньги через проверенные фонды и НКО: как для родителей, так и для тех, кто хочет помочь. Ведь юрлица для этого работают и отчитываются, куда были потрачены собранные средства. Как отмечает Кристина Лайдус, в сборах средств родителями благотворителям тоже нужно проверять документы: справки, направление на лечение и счета:

«К сожалению, сейчас огромнейшее количество сборов открывается мошенниками, которые воруют фотографии, документы и прикидываются родителями больных детей. Поэтому, если родители нацелены как можно быстрее собрать средства своему ребенку, то будут консультироваться с грамотными, которые честным образом собирают деньги».

Ни фонды, ни благотворители не застрахованы от попадания на удочку мошенников. Внимательность и осторожность помогут избежать проблем, однако не всегда. Сейчас не все действия преступников в благотворительной сфере можно просто доказать, ведь люди самостоятельно отдают свои деньги. Однако это не значит, что лже-благотворители должны и дальше наживаться на чужих бедах. Этот пробел требует правовой проработки и «ликвидации» этой лазейки для нечестных людей.

"