Posted 15 сентября 2019, 08:26

Published 15 сентября 2019, 08:26

Modified 30 октября 2022, 19:46

Updated 30 октября 2022, 19:46

«Иллюзия туризма»: турфирмы назвали снижение налога на автобусы ерундой

«Иллюзия туризма»: турфирмы назвали снижение налога на автобусы ерундой

15 сентября 2019, 08:26
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
Депутаты Заксобрания Карелии отклонили законопроект о снижении транспортного налога на туристические автобусы. Помимо нежелания снижать налог, один из чиновников высказался за то, что неплохо бы увеличить суммы принудительных отчислений в бюджет от турфирм, которые «уже раскачались до неимоверных размеров».

На заседании Законодательного собрания, которое прошло 12 сентября, депутаты отклонили законопроект, ориентированный на поддержку туристического бизнеса в республике. Законопроект был предложен местной фракцией «Яблоко». 19 депутатов проголосовали против законопроекта и лишь восемь поддержали.

Напомним, в июле на обсуждение Законодательного собрания Карелии был вынесен законопроект, который предусматривает уменьшение налоговой ставки на 40% для владельцев автобусов с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил. Принципиальным условием получения льготы является то, что компания должна заниматься исключительно туристическими перевозками. Для Карелии, которую позиционируют как регион для туристов, транспортный налог – один из самых высоких в СЗФО. В результате многие компании регистрируют автобусы в соседних регионах, и транспортный налог уходит в их дорожные фонды.

На прошедшем заседании Заксобрания разгорелся нешуточный спор между депутатами Эмилией Слабуновой и Виталием Красулиными. Член партии «Яблоко» Эмилия Слабунова уверена, что большие издержки бюджета, которые будут сопряжены с реализацией законопроекта, компенсируются растущим потоком туристов.

«Пассажиропоток увеличится, в связи с тем, что качество услуг в перевозке туристических групп будет повышаться», – пояснила Слабунова.

Однако депутат Виталий Красулин такие аргументы категорически не поддержал:

«У нас не существует туристических компаний, у которых есть свой парк автобусов. Это такая аксиома, которая гласит, регион богатый, и существует иллюзия туризма, но таких компаний нет. Турфирмы нанимают автобусы у частных предпринимателей и ездят то по маршрутам, то не по маршрутам. Мы сподвигнем людей на то, чтобы они делали какие-то документы, договора, приносили их в налоговую инспекцию, потом их ловили. Мы боремся с нелегальными перевозчиками на автовокзале, а сейчас еще добавим эту историю. А давайте мы некоторым автобусам скинем, а каким до конца не понимаем. Если бы в законопроекте были проработаны конкретные механизмы контроля с указанием на то, что автобус должен быть зарегистрирован на предприятии, осуществляющим только туристическую деятельность, было бы все по-другому».

Виталий Красулин отметил, что принятием такого законопроекта депутаты только создадут непонимание у самих перевозчиков, внесут смуту и получат негативный результат.

«Доходы от туризма надо делать, но с турпотоков которые едут в республику. Например, гостиничный сбор или просто посещение Кижей. Какую-то копейку должны предприниматели вкладывать в бюджет республики. Я хочу, чтобы те компании, которые уже раскачались до неимоверных размеров, начали в конце концов платить республике налоги соответствующие, потому что у них до этого были льготы», – добавил депутат.

Эмилия Слабунова возразила Красулину и подчеркнула, что порядок применения льгот – полномочия правительства, которое при наличии политической воли в состоянии определить достаточно четкий порядок:

«Давайте создадим рабочую группу, поможем правительству, раз оно испытывает трудности в этом. Я неслучайно обратила внимание на то, что менее 8% зарегистрированных в республике автобусов большой мощности работают на этом рынке. То, что турфирмы не имеют своего автобусного парка, это известный момент. Они работают по договорам. Именно на основании этих договоров, представленных в налоговый орган, они работают по утвержденным экскурсионным маршрутам. Это все очень легко контролируется. Поэтому все приведенные аргументы абсолютно неубедительны».

Несмотря на доводы Эмилии Слабуновой, большинство парламентариев проголосовали против принятия предложенного законопроекта. КарелИнформ пообщался с представителями некоторых туристических компаний Карелии, чтобы узнать, насколько такая мера могла бы действительно помочь туристическому бизнесу. Однако по словам участников рынка налог на туристические автобусы – это не та мера поддержки, которая им нужна.

«Инициатива была хорошая, но это меньшее из того, что нас волнует. Мы пользуемся автобусными таксопарками, но, поверьте, для них жить только на туристах просто невозможно. Даже при снижении транспортного налога цены на туристические услуги и перевозки не упадут. Как минимум, потому что дизель дорожает ежедневно. А дизельное топливо это 40% расходов. Обслуживание дорогое, кредиты, лизинги, запчасти дорожают, зарплаты водителям становятся выше и так далее. В общем, в структуре расходов на содержание автобусов налог занимает очень небольшую часть. Сколько он составляет? На большой автомобиль это примерно 50 тысяч рублей в год. Это копейки. В первую очередь, нужно ставки по кредитам и по лизингу снижать или делать нулевыми. Или те же 40% чтобы закрывало государство или республика, но это уже другой вопрос. А транспортный налог это ерунда», – поделились мнением в туристической компании Карелии.

В действительно туристические фирмы региона сейчас работают в убыток. По данным информационной системы СПАРК, в настоящее время насчитывается 48 компаний, основной деятельностью которых значится «Деятельность туристических агентств». О доходах отчитываются не все, но и те, кто предоставляют какие-либо данные на эту тему работают в минус. Общих объем убытков 36 представителей рынка, по данным на конец 2017 года, составил -47 млн рублей. При этом за прошлый год Карелию посетило более 800 000 туристов. Очевидно, что турфирмы находятся в весьма затруднительном положении, но кто им поможет? Вопрос остается открытым.

Подпишитесь