Posted 15 июля 2022,, 14:26

Published 15 июля 2022,, 14:26

Modified 30 октября 2022,, 21:36

Updated 30 октября 2022,, 21:36

В России выросло число попыток суицида среди подростков

15 июля 2022, 14:26
КарелИнформ попытался выяснить, насколько эта проблема актуальна для нашего региона. Тяжелую тему прокомментировали специалисты.

Федеральный Следственный Комитет сообщил: в 2021 году число самоубийств среди детского населения выросло на 37,4% по сравнению с 2020. При этом число попыток закончить жизнь за три года увеличились на 13%, а повторных попыток – аж на 92%, сообщила детский омбудсмен Мария Львова-Белова в отчете за прошлый год.

В Карелии

Ситуацию прокомментировал Уполномоченный по делам несовершеннолетних РК Геннадий Сараев. По его сведениям, прошлый год в республике обошелся без тяжелых событий. При этом в 2020 году зафиксированы 4 случая смерти среди подростков, которые решили уйти из жизни. За 2022 год зафиксирована одна трагедия.

«К счастью, у нас ситуация кардинально не отличается [при сопоставлении периодов – ред.], у нас в этом плане относительно спокойный регион: 2-3 самоубийства – очень невысокая цифра, если можно так сказать», - отметил Сараев.

Причины

В российском обществе не принято говорить в слух о причинах самоубийств: трагедия тяжела для родителей, близких и знакомых, а потому и о причинах случившегося говорят как бы шепотом.

«Суицидальное поведение в большинстве случаев тесно связано с имеющимся у человека психическим расстройством. В случае с подростками надо учитывать, что они находятся в переходном периоде, когда серьезно возрастает нагрузка на психику — экзамены, требования семьи и сверстников, собственные — часто нереалистичные — ожидания. При этом у подростка нет достаточного количества знаний, ресурсов или навыков, чтобы справиться с возросшей нагрузкой, и ему может казаться, что ситуация безвыходна, и продолжение жизни не имеет смысла. Подростки часто чувствительнее и слабее, чем им самим и нам может казаться, поэтому они находятся в группе риска по психическим расстройствам. Из психических расстройств я бы упомянул депрессию, биполярное аффективное расстройство и формирующиеся расстройства личности (например, пограничное)», - прокомментировал данный вопрос Виктор Лебедев, врач-психиатр.

С мнением специалиста согласился и Геннадий Сараев:

«В первую очередь, суицидальные попытки – признак определенного расстройства. С другой стороны, это достаточно сложная история: подростковый суицид имеет разную природу. В основном – это демонстративность, привлечение внимания – мне плохо, есть проблемы, помогите мне. Многие думают, что вот он «умрет», потом встанет из гроба, а все будут плакать, то есть, есть надежда, что это не навсегда, не могут предсказать, чем все может действительно закончиться. Еще у нас есть аффект: нужно понимать, что подростки находятся в возрасте сложных эмоциональных перестроек, плюс гормональные перестройки. Это еще и возраст отделения от родителей – в психологии есть термин «сепарация» для этого. Есть сложности с самооценкой…», - рассуждает детский омбудсмен Карелии.

Самоидентификация

Отметим одну важную деталь, на которую обратили внимание в беседе с Геннадием Сараевым.

Среди детей и подростков уже несколько лет «ходит тренд» о самоопределении, гендере и поле.

Как бы ни хотелось отворачиваться от «странностей» или считать их чуждыми нашему обществу, однако в 2020 году две из четырех упомянутых случаев суицида и попыток ухода из жизни были связаны с самоидентификацией подростков и неприятием их родителями и обществом:

«Есть сложность с определением самоидентичности, что приводит к трагическим ситуациям. Два из четырех случаев попыток суицида были связаны именно с этой темой. Этим ребятам требовалась психологическая и психиатрическая помощь, стоял острый опрос половой самоидентификации: дети не могли понять, кто они – мальчик или девочка. Правда замечу, что оба были на учете у специалистов, то есть наблюдались с проблемами разного характера», - отметил Сараев.

Как не допустить трагедию

Когда в семье растет подросток, каждый родитель хоть раз задумывался о состоянии своего ребенка в этот непростой период жизни.

Мы выяснили у специалистов, что может повлиять на отношения между родителями и подростком, как не допустить трагедию.

«Прежде всего, родители должны создать условия, в которых ребёнок будет доверять им. Часто родители контролируют своих детей, думая, что это поможет лучше их узнать и помочь им. На самом деле это только отдалит ребёнка и поможет ему научиться обходить родительский контроль», - рассказал Виктор Лебедев.

Врач отметил: необходимо обращать внимание на изменения в поведении ребенка, в том числе на время сна, общительность успеваемость на учебе, то есть нате сферы, которые прямо указывают на изменения в психике подростка.

«Если начинаются существенные отклонения в этих областях, то можно запросить консультацию психолога и/или психиатра, который специализируется на работе с подростками. Иногда подросток может начать разговоры о смерти и самоубийстве сам и тогда задача родителя — выяснить, почему он говорит об этом, а не наругать его за то, что он не жалеет родителей и пугает их. Задача родителя в этой ситуации — быть на стороне своего ребёнка, чтобы помочь ему, а не запугать его», - подытожил психиатр.

«Просто общаться с детьми. Мы выявляем дефицит внимания у ребенка со стороны взрослых. Все общение сегодня происходит посредством экрана. Посмотрите, как проводят вечера в семье? Каждый в экран смотрит. Нет глубины и эмоциональнго близкого контакта. К тому же, родители не всегда вовремя реагируют на «сигналы» подростков», - поделился Геннадий Сараев.

Детский омбудсмен отметил: подростки часто «уходят» в сеть, где размещают информацию о планируемых действиях, что может помочь родителям отслеживать депрессивные и суицидальные наклонности.

«Не только родители должны участвовать. Это и классный руководитель, и социальный педагог… Когда мы говорим о подростках – все взрослые должны участвовать в их жизни», - настаивает Сараев.

Геннадий Александрович также отметил тенденцию к романтизации суицида в сети.

«Существуют суицидальные группы, которые поддерживают определенный эстетизм. Музыкальный фон с тематикой, рисунки, фильмы… Все находится в распоряжении подростков. Эти группы формируют ощущение безопасности. То есть, у детей нет ощущения ценности жизни», - отметил омбудсмен.

Психолог-эксперт Антон Хеллат поделился с нашим изданием сведениями о мифах о суициде, вера в которые приводит к трагическим последствиям:

Принимаемые меры

Наиболее распространенной мерой является телефон доверия для подростков – это самый доступный способ оказания и принятия поддержки и помощи, который работает круглосуточно без праздников и выходных: 8-800-2000-122.

При Уполномоченном существует две специальные «команды», которые работают на упреждение и на консультации. Первая - центр диагностики и консультирования, где психологи работают с родителями, проводят исследования.

Второй – кризисный центр, работающий с тем, кто уже пострадал от происшествия. По словам Сараева, психологическая помощь в этом случае нужна в первую очередь родителям, товарищам по учебе и педагогам, которые часто чувствуют свою вину за случившееся.

При этом Лебедев отметил:

«Ответственность за сам суицид лежит только на том, кто его совершает. Все остальные могут не распознать опасную ситуацию, особенно если она хорошо скрыта. Идея ответственности за чужой суицид кажется мне порочной».

При серьезных проявлениях агрессии, разговорах о суициде, апатичном состоянии и других деталях поведения, которое не свойственно конкретному ребенку необходимо обратиться к специалисту.

Итоги

Главное, что должны сделать родители, имеющие детей-подростков – начать с себя, считает Геннадий Сараев:

«Первое что нужно сделать – отстать от детей. Дальше их нужно принимать и уважать, свести конфликты к минимуму. Интересоваться как он, и что он сам хочет. Перестать навязывать свой контроль: часто дети очень страдают от гиперопеки,от того, что не оправдывают надежд родителей. Нужно перестать требовать невозможного», - рассказал Сараев.

Подытожил и Лебедев:

«Нам надо не искать виноватых, а создавать условия для того, чтобы подростки могли обратиться за помощью, не получив осуждения и пренебрежения, чтобы эта помощь была качественной и доступной, чтобы люди, работающие с подростками, были осведомлены о реальных причинах и эффективных методах работы в этой ситуации».