Posted 14 марта 2021, 08:49

Published 14 марта 2021, 08:49

Modified 30 октября 2022, 20:54

Updated 30 октября 2022, 20:54

От листа: почему жителям Карелии задерживают оплату больничных

От листа: почему жителям Карелии задерживают оплату больничных

14 марта 2021, 08:49
Фото: 1mi .
Сезонная простуда с новым COVID-19 ожидаемо сказались на потоках пациентов в поликлиниках: медучреждения и ФСС уверяют, что справляются с нагрузкой, однако жители столкнулись с задержками оплаты бумажных больничных. Откуда берутся проволочки? И что делать, если положенных денег долго нет?

Ни копейки?

Уточним: сложности со своевременной оплатой возникли у тех, кто решил получить традиционный бумажный листок. В редакцию «КарелИнформа» на минувшей неделе пришло сразу несколько писем от жителей республики, которые сообщили о долгой оплате по листкам, которые можно подержать в руках. При этом, судя по сообщениям читателей, сложностей с электронными больничными сегодня почти нет.

«Наша семья в январе заболела новым COVID-19, родители вышли на больничный, - пишет жительница Петрозаводска Виктория. – Папа болел «по контакту», у него был электронный больничный, ему все оплатили на прошлой неделе. А у мамы – был «физический» больничный. В бухгалтерии сказали, что документы отправили почтой в Фонд социального страхования, который потом перечисляет деньги работодателю. Но на работе сказали, что в этом году по линии ФСС ни одной копейки пока не поступило. Что происходит? И когда нам уже все оплатят?»

Забегая вперед, сразу же скажем: по линии ФСС никакие "копейки" работодателю поступать и не должны.

Авторы других писем с похожим содержанием также посетовали на то, что пытаются получить ответ у врачей в своих поликлиниках, но там лишь разводят руками. Дело медучреждения – открыть и закрыть больничный. В Минздраве РК с этим абсолютно согласны.

«Медицинские учреждения не оплачивают больничные и отвечают за оформление больничного листа. Пришел пациент, ему выписали больничный – и все. А в дальнейшем вся информация передается в фонд социального страхования», - пояснили в пресс-службе Министерства.

К Фонду социального страхования (ФСС) мы еще вернемся, но пока остановимся на первом «звене» в цепочке, с которым сталкивается тот, кто ждет денег после болезни. Это – работодатель, от грамотных действий которого зависит очень многое.

Бумага не врет

Каковы привычные действия после выздоровления (повторимся, речь, в первую очередь, идет о бумажных листках, хотя, как отмечают наши эксперты, с точки зрения сроков для закона разницы нет)?

Шаги просты до безобразия: идем в поликлинику, получаем листок и отдаем его в бухгалтерию на работе. Голова дальше болеть не должна. Как пояснила «КарелИнформу» Юлия, бухгалтер одной из крупных петрозаводских компаний, далее документ отправляется в упомянутый Фонд социального страхования.

«Для подтверждения право на пособие необходим не только больничный, но также дополнительная информация, которая требуется для оформления пособия по временной нетрудоспособности, - добавила специалист. – Это, в том числе, реквизиты банковского счета, номера платежной карты или почтовый адрес, чтобы ФСС знал, куда перечислять деньги».

Но позвольте: неужели у законопослушного работодателя таких данных о сотруднике нет? И почему он не может заполнить все бумаги самостоятельно?

«Бумажного больничного – или номера электронного листка нетрудоспособности, если документ оформляется «виртуально» - недостаточно, - говорит Юлия. – В большинстве случаев работник пишет заявление, где и сообщает реквизиты для выплат, которые получает в установленные законом сроки. Сложности на практике, о которых говорят ваши читатели, скорее всего, могут возникнуть в том случае, если сотрудник работает в крупной компании с центральным офисом в каком-нибудь другом регионе».

Срок за срок

Значит, сроки оплаты могут сбоить из-за (не)расторопности почты? Выглядит логично: в случае с виртуальным больничным карты спутать могут лишь перебои с Интернетом, а вот «физическая» доставка документов всегда сопряжена с большим количеством рисков.

Однако, по информации нашего источника, близкого к штату водителей «Почты России», форс-мажоры случаются крайне редко, а документы в ФСС доставляются вовремя: иначе работнику грозят серьезные денежные санкции вплоть до увольнения.

Сроки же определены четко. Как «КарелИнформу» пояснила заместитель управляющего карельского регионального отделения Фонда социального страхования Екатерина Алферова, закон для работодателей един.

«Отделение фонда осуществляет выплату пособий застрахованным лицам – работникам - тех работодателей, которые зарегистрированы на территории республики, – рассказала руководитель. – Постановлением правительства установлен срок для выплаты – десять календарных дней с момента предоставления работодателем реестра в электронном виде, либо документов на бумажном носителе, куда внесены все необходимые данные, необходимые для расчета пособий, - включая стаж и размер заработка за два года».

Однако важно помнить, что срок выплаты все же зависит от работодателя: закон дает ему пять календарных дней с того момента, как работник предоставляет листок нетрудоспособности.

«Есть еще один нюанс: срок выплаты напрямую зависит от качества заполнения реестра, который направляет работодатель, - добавляет Екатерина Алферова. - Если в реестре содержатся ошибки, у отделения фонда есть право выставить извещение на уточнение данных. Срок для предоставления корректного реестра тоже короткий – пять дней. Такие извещения выставляются не так часто, и все ошибки мы стараемся решить в рабочем порядке».

В ФСС заверяют: срок в десять календарных дней соблюдается неукоснительно. Но следует помнить, что речь идет о работе со страхователями, которые зарегистрированы в Карелии.

«На сегодняшний день выплата пособия у нас происходит где-то в среднем на четвертый-пятый день с момента предоставления реестра, - добавляют в отделении. - Задержек сроков отделение фонда не допускает. Обращаем внимание, что мы выплачиваем пособия работникам только тех страхователей, которые зарегистрированы на территории РК. Например, крупные торговые сети – это страхователи других субъектов РФ».

Должны знать

Все же участились ли обращения в ФСС по поводу задержек с оплатой больничных? В ведомстве вспоминают прошлый «ковидный» год, когда число листков нетрудоспособности, которые предоставлялись на оплату «увеличилось в принципе».

«Такие обращения, безусловно, поступают, но они были и раньше, - вспоминает Екатерина Алферова. – И в части случаев мы в соответствии с федеральным законом №59 опять же перенаправляем их в то региональное отделение, где зарегистрирован работодатель».

Выходит, все дороги ведут в бухгалтерию? И можно ли говорить, что в подавляющем большинстве случаев задержки виноваты работодатели? Их расторопность в Фонде оценивают более чем осторожно.

«Я не могу так сказать: с 2018 года мы работаем в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты», и работодатели прекрасно знают сроки направления реестров, умеют оформлять документы, - поделилась мнением заместитель управляющего. - Поэтому сказать о том, что задержки связаны с работодателями, тоже не могу. Мы проводим информационную работу. А с работодателями нашего региона у нас, по большому счету, проблем нет».

Так себе штраф

Так или иначе, формальное отсутствие обращений в местный Фонд соцстрахования отнюдь не означает, что проблемы нет. По информации экспертов «КарелИнформа», многие работники предпочитают разбираться с проблемой самостоятельно, ведь выносить сор из избы – чревато потерей работы.

«В моей практике пока был только один случай, когда клиентка обратилась за консультацией после месячной задержки с выплатой по бумажному листку нетрудоспособности, - вспоминает юрист Александр А. – Но мы кратко обсуждали ситуацию с коллегами и пока видим один выход. Можно попытаться урегулировать спор в досудебном порядке, но дипломатично дать понять работодателю, что за задержку выплат он рискует получить штраф».

Откроем профильный федеральный закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и кодекс об административных правонарушениях РФ. И юристы, и ФСС говорят четко: за начисление и расходование таких денег отвечает администрация работодателя, то есть руководитель и главный бухгалтер.

Статья 5.27 КоАП РФ гласит о том, что невыплата пособий может закончиться для медлительной администрации штрафом – для должностных лиц в 1-5 тысяч рублей, для юрлиц – в 30-50 тысяч рублей.

Юристы добавляют: если же выплату пособий задерживают на два месяца и больше, то дело может закончиться «уголовкой» - в том случае, если будет доказана корысть обвиняемого. Статья 145.1 УК РФ предусматривает штраф в 100-500 тысяч рублей, а то лишение свободы на срок до 3 лет.

При задержках с оплатой больничного у работодателя могут быть только два обоснованных оправдания: по части 4 статьи 13 закона №255-ФЗ деньги выплатит территориальный орган ФСС, если страхователь на день обращения работника за пособиями официально перестал существовать (ликвидирован) или находится в тяжелом финансовом состоянии.

«Мы отслеживаем ситуацию и составляем протоколы об административных правонарушениях, но говорить об их большом объеме нельзя: работодатели научены, знают сроки, - резюмирует заместитель управляющего карельского отделения ФСС Екатерина Алферова. – Это единичные случаи, и какой-либо «массовости» - нет».

Электронные сотни

Может, сложности с бумажными больничными неизбежны и будут только множиться? Сразу несколько наших источников в карельских поликлиниках назвали задержки оплаты «обратной стороной» перехода на электронный документооборот. И стороной ожидаемой.

С одной стороны, появление виртуальных больничных должно было минимизировать бесконечную врачебную писанину, которая отнимала кучу времени. С другой стороны, к подобному добровольно-принудительному переходу, который стартовал в республике с июля 2017 года, регион до сих пор не совсем готов.

Статистика регионального отделения ФСС радужна: к июлю 2020 года в Карелии было оформлено свыше 172 тысяч электронных больничных, тогда как с начала года медучреждения республики выдали более 55 тысяч виртуальных листков, что почти в полтора раза больше, чем в 2019 году.

Специалисты говорят о росте популярности электронных больничных: их нельзя потерять, исключены ошибки при заполнении (впрочем, как мы говорили выше, не полностью). Особая актуальность таких документов подчеркивалась для заграничных путешественников и пенсионеров старше 65 лет – в период пандемии нового коронавируса.

К октябрю прошлого года цифровые больничные получили более 84 тысяч человек: статистика гласят, что в 2018 году их доля оценивалась в 17 процентов от общего числа оформленных листков нетрудоспособности, в 2019 году – уже в 40 процентов, а к осени 2020 года – 53 процента.

Только стопроцентный переход на электронные больничные, судя по полученным комментариям, в Карелии не только невозможен, но и не нужен. География – не позволит. А кто уж «выдавливает» бумагу из оборота – власть в лице «заказчика», бухгалтерии ли в лице одного из исполнителей – это менее важно.

***

Напоследок – еще одно наблюдение, которым с нами поделились жители одного из северных карельских поселков. В конце концов, победное «шествие» электроники формально еще можно объяснить цифровизацией и появлением сетей (в том числе, Интернета) в крупных населенных пунктах.

И как с неизбежной «виртуальностью» справиться тем, кто живет далеко за центром? Электронный больничный вроде бы призван, наоборот, ускорить и упростить процесс: но что делать, если в деревне попросту нет нормальной связи? С учетом того, штрафы за нарушения, мягко говоря, небольшие, - «чесаться», вероятно, будут немногие.

Подпишитесь