Разделяй и властвуй: почему в Карелии «хромает» мусорная реформа
Аналитика

Разделяй и властвуй: почему в Карелии «хромает» мусорная реформа

14 февраля , 14:14Фото: Медиахолдинг 1Mi
Полный переход на раздельный сбор мусора в регионе перенесен на 2023 год: у регионального оператора с подрядчиками в районах есть время, чтобы запастись инвестиционным рублем. Чем же профильный бизнес, который принято считать «золотым», запасся в Карелии? На что пеняют чиновники? И не «буксуют» ли масштабные планы?

Перенос с носом

Поправки в постановление правительства РК четырехлетней давности, которое фактически инициировало мусорную реформу в регионе, появились недавно - в июне 2020 года. И сразу же наделали много шуму.

Причин называлось несколько: суде по заявлениям чиновников, реформу «сдвинуло» строительство нового экотехнопарка в Петрозаводске, а региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – ООО «Автоспецтранс» - объяснял сложности отсутствием заложенных в тарифе средств.

Видимо, эти «надбавки» в тариф в ближайшее время заложены и не будут. По крайней мере, в 2021 году стоимость услуги по обращению с ТКО у «Автоспецтранса» официально осталась на уровне прошлого года – 539,15 рублей за кубометр.

Подорожало многое. Но не мусор.
Фото:1Mi

Более того, сегодня едва ли не единственной строчкой в коммунальных квитках, которая «избежала» планового и ежегодного повышения тарифов на ЖКХ у жителей региона осталась та, что имеет отношение к мусору.

За кем в этом решении было последнее слово, сказать сложно. Формально предельные единые тарифы для регионального оператора установил Госкомитет РК по ценам тарифам. Во-первых, «Автоспецтранс» вряд ли смог бы убедить чиновников в необходимости индексации. Во-вторых, такие договоренности, как минимум, могут говорить о том, что финансовые резервы у исполнителей есть. Да еще какие, ведь «мусорный» бизнес, как нам на условиях анонимности рассказал один из работников, не бывает убыточным. А развалить его может только полнейший бездарь.

Инвестиций ради

Наши предположения подтверждаются бухгалтерской отчетностью и «Автоспецтранса», и тех компаний, с которыми у оператора заключены договоры на вывоз мусора (по сути, подрядчиков) до 2022 года. Таких на всю республику сегодня – больше десятка. Причем зоны ответственности компаний географически распределены неравномерно.

Компании занимаются вывозом ТКО с обычных контейнерных площадок, но с учетом того, что многие жители оставляют в них пластик и макулатуру (таковы результаты масштабных опросов в соцсетях) – причем во многом из-за того, что специальные контейнеры часто перегружены - картина тоже будет показательной.

Плохая работа или недостаток культуры?
Фото:1Mi

Познакомимся поближе с финансовыми итогами работы каждого юрлица за 2019 год (для опубликования более актуальной отчетности время еще не подошло). Информацию по большинству из компаний легко найти в открытых источниках.

Начнем с «босса», под крылом которого работают остальные компании. Региональный оператор ООО «Автоспецтранс» (Петрозаводск), созданное еще в 2014 году, сегодня имеет уставный капитал в 20433 рубля. А зарабатывает – более чем достаточно.

В актуальной структуре собственников регоператора разобраться не так просто. Более половины уставного капитала (51,06 процента) имеет ООО «МЦЕ Инвест Рус» (Петрозаводск) с гендиректором Владимиром Кваниным (к слову, бывший совладелец карельского отделения ОНФ). Остальная часть уставного капитала принадлежит Корпорации развития РК.

Судя по всему, в Карелию пришел крупный игрок. Летом этого года Минприроды республики сообщило о том, что «Мце Инвест Рус» - это «дочка» чешской компании «МЦЕ Интернешнл», которая успела отметиться в России крупными стройками.

Кроме того, инвестор уже предложил властям региона вложить в новый экотехнопарк в Прионежском районе: на месте свалки в Орзеге более 1,5 миллиарда рублей. К 2023 году рядом со столицей Карелии могут появиться мусороперерабатывающий комплекс и современный полигон для ТКО. Упоминалась и переработка органических отходов в биогаз. Населению же платить за такую модернизацию ростом тарифов не придется.

Отметим, процедура поиска инвестора для «Автоспецтранса» оказалась странно сумбурной: Корпорация развития устраивала конкурс дважды – с перерывом в пару дней. Причины отмены результатов первого конкурса остались неизвестными. На вторые торги заявились уже две компании, победу одержало «МЦЕ Инвест Рус».

Между тем, ООО «Автоспецтранс» в 2019 году получило более 864,7 миллиона рублей (!) выручки. Правда, чистая прибыль вышла ощутимо меньше (более 1,47 миллиона рублей), но факта наличия громадной «оборотки» это не отменяет.

Мусорная "кривая" - вывезет.
Фото:1Mi

Не убудет

Перейдем к «подрядчикам» регионального оператора, которые тоже не могут пожаловаться на какие-либо убытки.

Сразу четыре района Карелии - Беломорский, Калевальский, Пряжинский и Сегежский - имеются в наличии у ООО «АктивПро» (Сегежский район, директор Александр Трофимов), среди клиентов которой встречаются и банки, и больницы, и администрации. В 2019 году выручка компании составила более 149,1 миллиона рублей, а чистая прибыль – превысила 15,5 миллиона рублей.

В Кемском районе работает местное ООО «Управляющая Компания – САС» (директор Василий Салтыков). При выручке за 2019 год в 31,3 миллиона рублей чистая прибыль компании превысила 10,2 миллиона рублей.

Стихийные свалки никто не отменял...
Фото:Администрация Петрозаводского городского округа

В Кондопожском районе мусором занимается ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» (директор Александр Крупинский). Из всех районных «коллег» это единственное предприятие, показавшее в 2019 году минус по объемам чистой прибыли (-2,3 миллиона рублей). При том, что годовая выручка все равно оказалась более чем внушительной - 104,3 миллиона рублей.

По данным «Автоспецтранса», в Пудожском районе работает тезка – ООО «Автоспецтранс» (директор Николай Савин). Телефон для связи – также пудожский. Правда, судя по данным портала Госзакупок, работу «по профилю» компания в последний раз почему-то выполняла в 2018 году. Более свежие тендеры – крайне скромны (на 2-4 тысяч рублей) и связаны, например, с… поставкой питьевой воды для Республиканского центра ветеринарии и консультирования, а также Пудожской ЦРБ. Выручка за 2019 год оценена в 11,5 миллиона рублей, чистая прибыль – в 96 тысяч рублей.

Такая разная прибыль

Идем далее. В Костомукше и Муезерском районе за мусор отвечает ООО «МСА» (гендиректор Анатолий Михайлов). Выручка компании за 2019 год превысила 63,9 миллиона рублей, а чистая прибыль – чуть не добрала 2 миллионов рублей. В свете того, что директор ООО также руководит еще несколькими компаниями - ООО «ЛЕАН-М» (уборка помещений), ООО «Ритуальные услуги», ООО «Центр дезинфекции» и ООО «Эко-Сервис» (не путать с петрозаводским ООО «ЭкоСервис»), - положение дел вряд ли можно назвать удручающим.

Два - больше десяти?
Фото:1Mi

Лоухский район остался за лоухским же ООО «Жилищно-коммунальный участок ТАССА» (директор Саркис Сафарян). При выручке за 2019 год в 12,8 миллиона рублей чистая прибыль тоже неплоха – более 1,3 миллиона рублей.

Лахденпохский район закреплен за индивидуальным предпринимателем Владимиром Мельником. Отчетность бизнесмена в публичном доступе не найти, но представление о финансовых объемах можно составить по заключенным в 2019 году госконтрактам на 5,2 миллиона рублей. А в 2020 году их общая сумма выросла втрое – 17,8 миллиона рублей.

В Олонецком районе работает ООО «ТБО-СЕРВИС» (директор Евгений Неборский, он же бывший совладелец местной «управляшки» ООО «ЖКХ Олонец»). Выручка районного подрядчика за 2019 год составила 18,7 миллиона рублей, чистая прибыль – 2,7 миллиона рублей. Судя по отчетности последних трех лет, доходность у предприятия стремительно растет.

За Сортавальский район отвечает местное ООО «Спецтранс» (директор Андрей Чайков) с выручкой за 2019 год в 17,4 миллиона рублей, чистой прибылью – более 1,4 миллиона рублей. Вероятно, в этом году «плюсы» будут более заметным: к прежнему подрядчику («КПК») скопилось множество нареканий, что закончилось расторжением договора.

Наконец, в Суоярвском районе за мусором следит ООО «Орион». Судя по указанному на сайте электронному адресу для связи, речь идет о фирме из Петрозаводска (директор Иван Копейко, он же совладелец ООО «Гидроресурс» и ООО «СКС» в Суоярвском районе). В 2019 году «Орион» получил более 21,8 миллиона рублей выручки и более 2 миллионов рублей чистой прибыли.

Ловкость МУП

«Автоспецтранс» работает не только с ООО, но и с МУП, и таких в списке три. Так, в Медвежьегорском районе обязанности возложены на «Медвежьегорское энергосетевое предприятие» (МЭСП, директор Александр Художилов). В 2019 году подрядчик получил 61 миллион выручки и 4,9 миллион рублей чистой прибыли.

Питкярантский район оставлен за МУП «Управляющая компания «Питкяранта» (директор Андрей Балий). Результаты предприятия за 2019 год скромнее – но тоже без минусов. Выручка превысила 29,2 миллиона рублей, а чистая прибыль составила 360 тысяч рублей.

Сортировать - просто. Была бы "тара".
Фото:1Mi

Наконец, еще один ПМУП (тоже «Автоспецтранс», директор Владимир Кускичев) уже давно занимается Петрозаводском. При 198,3 миллионах рублей выручки за 2019 год чистая прибыль превысила 4,6 миллиона рублей.

К слову, помимо упомянутого МУПа, Петрозаводск и заодно Прионежье «окучивают» ООО «АктивПро» (было упомянуто выше) и ООО «ЭкоСервис» (Петрозаводск, директор Валерий Яковлев). Последняя компания в 2019 году получила 77,9 миллионов рублей выручки и более 5,6 миллиона рублей чистой прибыли.

Не обработали

Вернемся к существующей практике раздельного сбора мусора. Сегодня это – инициатива волонтеров и коммерческих предприятий. В Петрозаводске, например, многим знакомы проекты «Сбормобиль» и «ЭкоТакси».

По общему мнению общественников, государственное участие в решении проблемы на сегодняшний день минимально, однако ситуация может измениться после того как появится упомянутый выше экотехнопарк в Орзеге.

Но для его работы нужны сортировочные станции, и планы по строительству одной – неподалеку от поселка Пиндуши в Медвежьегорском районе – уже вызвали острое недовольство местных жителей. В феврале прошлого года замминистра природных ресурсов и экологии Карелии Алексей Павлов на встрече с населением говорил о том, что мусороперегрузочная станция появится на месте существующей свалки, а проект дополнительной мусоросортировочной линии тщательно проверяют на соблюдение санитарных норм и требований.

Сегодня же проекты по внедрению раздельного накопления отходов нерентабельны, что отмечали в Минприроды: у региона нет мощностей для переработки. Власти говорят о сети мусороперегрузочных станций и, в том числе, упоминают мусоросортировочный комплекс в Сортавальском районе.

"Мощностей" для сбора хватит. Хватит ли для переработки?
Фото:1Mi

«Обещанного три года ждут»

Сегодня есть сложности не только финансового, но и организационного характера: раздельный сбор мусора в Карелии уже успел «споктнуться» о человеческий фактор. Правда, во многом из-за того, что в районах не хватает спецконтейнеров . А те, что есть, часто завалены доверху. Причем мусором, который для этих площадок не предназначен.

Пользователи соцсетей отмечают, что практика раздельного сбора потихоньку приживается, но контейнеры могут стоять полными по нескольку месяцев. А многим жителям не хватает культуры сбора мусора, не справляются и волонтеры. Например, после установке контейнеров на ул. Сыктывкарской в Петрозаводске коробки с бутылками неизвестные стали просто «грузить» рядом.

Сложности привели к тому, что представители экотакси в Петрозаводске недавно возмутились действиями кабмина и регоператора.

«Увы, раздельный сбор не интересен ни правительству Карелии , ни регоператору ООО «Автоспецтранс», ни администрации Петрозаводска, которая сдаёт нам контейнеры для РСО за (немалые) деньги, - отметили в экотакси. - Кроме красивых слов и неисполняемых обещаний, никакой реальной помощи нет, и, увы, не ожидается. Поэтому в январе 2021 года мы планируем убрать контейнеры для РСО с улиц Петрозаводска (вернем их владельцу - МУП «Автоспецтранс»). Обещанного три года ждут. В июне 2019 года нам публично обещали дать 80 млн руб на развитие многокомпонентного раздельного сбора в Петрозаводске и Карелии <…> Мы сделали со своей стороны всё, что от нас требовали - все бумаги, миллион раз исправленные соглашения, но ничего не помогло. Если некоторое время назад еще обещали, то теперь уже и не обещают. Мы больше не можем позволить себе копить долги за контейнеры».

В экотакси также отметили убыточность выездов в районы и поселения: организаторы готовы поработать с Ведлозеро, Юргилицей, Пряжей, Матросами и другими населенными пунктами, но в другие районы пока выехать не готовы.

Алгоритм таков. Но когда он заработает?
Фото:http://gov.karelia.ru

Более того, содержание контейнеров сегодня убыточно: вывоз одной штуки обходится в 600-700 рублей при доходности от вторсырья где-то в 200 рублей.

«Разницу мы платили из своего кармана, но больше не можем себе этого позволить, т.к. долги растут, - добавили организаторы. - Если мы уберем контейнеры, то нам станет гораздо легче жить. Значительно легче. Но мы не хотим их убирать. В конце года мы стоим перед серьезным выбором - сохранить контейнеры, но продолжать копить долги, в надежде на чудо, ибо все обещания помощи от чиновников оказались пустышкой».

Реакция последовала довольно быстро: в середине января 2021 года чиновники сообщили о проведенном совещании с представителями экотакси.

Будь. Человеком.
Фото:1Mi

«В настоящее время вопрос захламления контейнеров раздельного сбора находится на контроле администрации, - прокомментировали ситуацию в правительстве. - Обращаем внимание, что надлежащее состояние контейнеров для раздельного сбора и прилегающих территорий зависит от культуры их пользователей».

В «Сбормобиле» настроены чуть более оптимистично:

«Раздельный сбор в Петрозаводске выстоял, - сообщили в соцсетях организаторы. - Мы собрали примерно столько же вторсырья, сколько в прошлом году - около 100 тонн».

***

«Выстоял» - значит, выжил? В декабре прошлого года Минприроды РК запустило опрос о раздельном сборе мусора, в котором приняли участие более 1300 человек. Результаты таковы: почти половина респондентов сортирует и другие виды отходов (стекло, полиэтилен), почти треть – отметила, что в регионе нет контейнеров (либо они переполнены).

Как следует из сообщения ПМУП «Автоспецтранс», в том же Петрозаводске площадок – более 50. Но, как видим, этого все равно не хватает. По-своему показательно и «новогоднее» исследование ГУП РК «Карелприрода».

«Натурные измерения показателей накопления ТКО проводятся в течение четырех сезонов года во всех районах республики. За каждый сезон исследуется более 800 мест накопления отходов в 33 населенных пунктах Карелии, - добавляют специалисты. - Закономерно, что количество отходов сильно увеличилось по сравнению с периодом до нового года. Средний процент увеличения объема – 92%, массы – 59%. А вот плотность снизалась, так как увеличилось количество «легких» компонентов ТКО (ПЭТ-бутылки, картон и др.)».

Как отметили эксперты, количество некоторых компонентов выросло в 1,5-3 раза. А картон, бутылки и другие неорганические отходы занимают далеко не последнее место.

«Среднегодовое образование органических отходов составляет около 25%, картона – 10%, ПЭТ-бутылок – 8%, стекла – 8%, пластиковых (полимерных) емкостей – 6%, полиэтиленовой пленки – 3%, - уточнили в ГУП. - А в период новогодних праздников содержание органических отходов составило около 29%, картона – 12%, ПЭТ-бутылок – 11%, стекла – 12%, пластиковых (полимерных) ёмкостей – 18%, полиэтиленовой пленки – 5%».

Пропорции показательны. И, судя по эмоциям в соцсетях, большинство жителей республики готовы разделять то, что разделять необходимо. Только, похоже, планы хромают не из-за недостатка бюджетных и частных денег. Или снова сошлемся на «культуру пользователей»?

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter