Чем живет интернет-торговля в Карелии

Чем живет интернет-торговля в Карелии
Аналитика

14 февраля 2018, 15:00
Дмитрий Ананьин
Компании расширяют ассортимент и стремятся занять новые ниши

Нет ничего удивительного в том, что интернет-торговля в Карелии развивается сверхзвуковыми темпами. Мы идем в российском тренде: в то время как страна лидирует в Европе по количеству веб-пользователей, республика (по разным оценкам) входит в десятку самых «продвинутых» интернет-регионов РФ. Еще два года назад министр связи и массовых коммуникаций страны Николай Никифоров отмечал, что в регионе практически выполнена программа по устранению цифрового неравенства, потому Всемирная паутина потихоньку добирается и до самых отдаленных населенных пунктов.

Этим, в том числе, объясняется бешено растущая у населения популярность интернет-покупок, чему способствуют не только крупные «игроки» федерального и международного масштаба, но и локальные торговые точки.

И одежда, и еда

Судя по всему, в обозримом будущем всем известному «АлиЭкспрессу» придется попотеть, чтобы выдержать конкуренцию на рынке. Вспомним тот же «Озон», имеющий значительный рост числа покупателей, что особенно заметно в регионах. Другие гиганты тоже не дремлют.

Интернет-магазин Wildberries скоро отпразднует 15-летие на рынке и по рейтингу Forbes на сегодняшний день входит в пятерку «ТОП-30 интернет-проектов России». В ассортименте – более 10 тысяч товаров. Более 15 тысяч сотрудников работают в России, Белоруссии, Киргизии и Казахстане. Подтверждает ли Карелия свой статус «интернет-продвинутого» региона?

– По результатам 2017 года количество заказов с доставкой в Карелию выросло на 32% по сравнению с 2016, рост продаж составил 38%, - говорит PR-директор интернет-магазина Wildberries Евгения Лампадова. - При этом, если анализировать динамику количества заказанных товаров, то прирост по сравнению с 2016 годом составил 44%.

За вычетом Карелии рост продаж по СЗФО оценивается в 43%, уточняют в компании. Количество заказов в 2017 по сравнению с 2016 выросло на 39%, а количество заказанных товаров - на 49%.

Для того чтобы оставаться на плаву, многие веб-магазины активно расширяют ассортимент продукции. «Озон», например, занялся продажей свежей еды, правда, пока полакомиться овощами, фруктами и рыбой могут жители Москвы, Подмосковья и Твери. О новых товарах говорят и в Wildberries

– Мы расширяем ассортимент, вводим новые категории, - отмечает Евгения Лампадова. - Например, в 2018 году начали продавать детское питание. Но основными категориями для нас остаются одежда, обувь и аксессуары (все эти три категории составляют около 80%), все остальное - дополняющие позиции. Также мы совершенствуем логистику, в прошлом году усилили направление, открыв 4 региональных склада и сократив сроки доставки в 2 раза. Сейчас в среднем товар доставляется покупателю за 2,5 дня.

Впрочем, в компании развивают и сеть пунктов самовывоза. По информации PR-директора, более половины заказов покупатели оформляют именно таким образом. К концу этого года Wildberries планирует вдвое увеличить число пунктов самовывоза на всей территории присутствия. Думается, что для того же Петрозаводска с его небольшими расстояниями это более чем актуально.

Перед клиентом на цыпочках

Положительную динамику в Карелии демонстрируют не только филиалы крупных интернет-магазинов. Несмотря на то, что с тысячей рублей стартового капитала сегодня уже вряд ли получится создать конкурентоспособный продукт, число успешных локальных проектов в регионе растет как на дрожжах. Супруги Антон и Карина Василевские семь месяцев назад запустили в Петрозаводске интернет-ресторан «Суши Премиум», не имеющий оффлайн-точек или пунктов самовывоза. Используя большой опыт, накопленный в Санкт-Петербурге, пара организовала семейный стартап, сделав акцент на интеллигентной доставке и качестве продукции.

– Онлайн-торговля – это рынок больших возможностей, - говорит директор «Суши Премиум» Антон Василевский. – При этом рынок жесткий, конкурентный, и Петрозаводск встретил нас тяжело. Конечно, все сегодня уходят в онлайн-пространство, и карельская столица не является исключением. Прежде всего, мы столкнулись с недостатком компетентных специалистов. Если компания не имеет интернет-маркетолога и не выходит в онлайн, она не выдержит конкуренцию и умрёт. Поэтому встает вопрос поиска умелых продвиженцев, всё чаще выбирать приходится кандидатов из других регионов, в Петрозаводске с этим большая проблема.

Столкнувшись с недобросовестной работой по найму, супруги решили продвигать проект самостоятельно: в этом помогает полученный в прошлом багаж знаний в сфере маркетинга и непрерывное самообразование.

Карелия имеет и свои особенности культуры интернет-пользователей. Как отмечает Антон Василевский, аудитория в интернете молода и активна, её привлекает возможность быть «на короткой» ноге с компаниями, что иногда чревато так называемым «потребительским экстремизмом».

– Плюсы в постоянной связи клиента с компанией в Интернете очевидны, - уточняет он. – Хорошо, когда клиент адекватен и справедлив, но на практике фирмы сталкиваются с намеренным негативом. Если компания совершает мелкую оплошность (человеческий фактор, к сожалению, не исключить на 100%), то недовольный клиент оставляет недовольный отзыв, часто преувеличенный или вовсе надуманный. В целом, стандартная реакция компании на рынке такова: «Извините, виновные будут наказаны, предлагаем повторно оформить заказ в подарок». Клиент получает бесплатный заказ и затем уже благодарит компанию за прекрасный сервис. Выглядит очень театрально. Сегодня сформировался целый круг заказчиков, которые «кочуют» из фирмы в фирму, получая такие бонусы. Хочу обратить внимание, что сейчас я не веду речь о каких-то серьёзных ошибках, допускаемых компаниями, считаю, что сервис и качество должны быть на высоте априори. Но опоздание курьера на 5 минут никак не может быть приравнено к «испорченному вечеру».

В Петербурге потребительский экстремизм встречался гораздо реже, вспоминает Василевский, отмечая, что в своей клиентоориентированности карельские интернет-компании заходят слишком далеко.

– Я считаю, что это не совсем верная стратегия: число недобросовестных клиентов в таком случае будет только расти. Необходимо детально разбираться с каждой жалобой, а не раздавать бонусы направо и налево, - резюмирует директор.

Специфика аудитории и недостаток кадров не мешают интернет-ресторану активно развиваться. Размер выручки супруги не называют, но уверяют, что финансовая кривая уверенно идет вверх.

Армия входящих

Покупатель в Сети сильно зависим от особенностей доставки товара, и для Карелии с небольшой плотностью населения этот фактор более чем актуален. ФГУП «Почта России» с десятками тысяч филиалов по всей стране успешно использует это преимущество, сотрудничая с российскими и зарубежными веб-магазинами. По информации главного специалиста по корпоративным коммуникациям Виктории Смирновой, за 2017 год карельский филиал обработал более 1,5 миллионов входящих посылочных отправлений, в том числе EMS-отправлений и мелких пакетов. Это втрое больше, чем было в 2013 году.

– В течение последних четырех лет объем увеличивался в среднем приблизительно на 32%, - добавляют в «Почте России». - Самый большой скачок в объемах обработки произошел в 2016 году: тогда рост составил 53% по сравнению с 2015 годом.

Не менее показателен объем входящей почты из-за границы: за последние 4 года в Карелии он увеличился более чем в 10 (!) раз.

– Если в 2013 году объем международных отправлений составлял приблизительно 1/5 часть от общего объема, то в 2017 году – уже 3/5 от общего числа входящих международных почтовых отправлений, - отмечает главный специалист.

Какова в структуре доставки доля товаров, заказанных в интернет-магазинах, сказать невозможно. В «Почте России» такую статистику не ведут, поскольку об адресанте знает только получатель. Но крайне вероятно, что свой ощутимый вклад в столь резкий рост объемов в Карелии веб-торговля внесла.

Всем поровну

Скажем еще пару слов о трансграничной торговле. По подсчетам экспертов, ее доля на российском рынке за 8 лет выросла в 5 раз и составила 37%. И Карелия только подтверждает эту статистику. В свою очередь, специалисты солидарны в том, что «иностранцы» в рунете чувствуют себя вольготно, потому как не несут серьезного налогового бремени.

– Сегодня мимо государства проходит объём торговли в 430-450 миллиардов рублей оборота, без всяких налогов и уплаты чего бы то ни было, - делится мнением президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. - К 2020 году это будет 3,2 триллиона рублей, которые будут идти мимо государств. Естественно, это выбивает наши площадки и даёт возможность для экспансии зарубежных партнёров.

По его словам, торговля из-за рубежа не облагается НДС, компании нет необходимости получать сертификат, подтверждающий безопасность товара, организовывать онлайн-кассы. Другими словами, не несут обязательные с точки зрения российской экономики расходы.

– Вы много чего не делаете, что российская площадка делает, - отмечает Катырин. - Почему наши площадки торговые стали перемещаться за рубеж? Потому что оттуда торговать выгоднее, чем реализовываться внутри страны с точки зрения экономики.

В связи с этим Торгово-промышленная палата совместно с отраслевыми объединениями в конце 2017 года направило в правительство страны письмо, в котором просит ускорить введение НДС и таможенных пошлин для зарубежных веб-магазинов. Не исключено, что законодательство изменится уже этим летом. Конечно, изменения скажутся на стоимости товара, но позволит отечественным онлайн-торговцам удержаться на плаву, работая в равных условиях. А заодно ощутимо пополнит бюджет.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter