Posted 13 июля 2021,, 06:05

Published 13 июля 2021,, 06:05

Modified 30 октября 2022,, 20:49

Updated 30 октября 2022,, 20:49

Сладко и со вкусом: что Карелия вкладывает в рынок безалкогольных напитков России

13 июля 2021, 06:05
Вода — основа жизни человека и его рациона питания, не имеющая вкуса и запаха. Чтобы утолять жажду с удовольствием, люди научились добавлять в нее фрукты, ягоды, травы и сахар, тем самым создавая новые виды безалкогольных напитков. Как обстоят дела на российском рынке сладких напитков? Что может предложить Карелия?

О российском рынке

Согласно данным Союза производителей соков, воды и напитков, оборот российского рынка сладких безалкогольных напитков оценивается в 140 миллиардов рублей. При этом каждый год показатели прирастают, хоть и незначительно. В прошлом году в стране было продано 7,3 миллиардов литров сладких напитков. Наибольшая доля пришлась на газированную воду, на втором месте оказались соки, нектары и морсы, на третьей строчке — квас и холодный чай.

Доля импортных безалкогольных напитков в России чрезвычайно низка. При этом, по информации Союза производителей безалкогольных напитков, две трети рынка приходится на продукцию российских дочек двух международных корпораций: Пепсико и Кока-Кола.

«Есть большое доверие российского потребителя именно к отечественной безалкогольной продукции, которое сформировалось за последние годы. Сейчас на рынке безалкогольной продукции фактически более 90% российских потребителей выбирают товары отечественного производства», — отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

А в Карелии что?

В Карелии в настоящее время есть крупный производитель воды и сладких безалкогольных напитков— это АО «Славмо», который выпускает «Карельскую жемчужину». Предприятие изготавливает под этим брендом более 30 наименования минеральной воды и других напитков на ее основе — лимонады и морсы.

Что касается воды, то «Карельская жемчужина» — слабощелочная вода с показателем рH 8,1. Комбинат выпускает и «Карельскую воду» — это щелочная вода с показателем рH 8,9, которая служит профилактикой гастрита и других желудочно-кишечных заболеваний.

Как отмечают на самом предприятии, сказать, что популярнее среди покупателей — вода или лимонады с морсами — сложно: все зависит от сезонности и местоположения. В жару самой востребованной остается вода, а в более прохладную погоду активно берут и сладкие напитки.

Предприятие работает с федеральными и региональными торговыми сетями, поставляя туда воду, морсы и лимонады. При этом товар продается не только в Карелии, но и в других регионах России, в том числе в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве и Московской области.

Еще один производитель сладких безалкогольных напитков в республике — «Ягоды Карелии». Сейчас это один из крупных операторов на российском и европейском рынках свежезамороженных ягод и грибов, продуктов глубокой переработки из ягод. Однако компания производит ягодные соки, нектары и морсы.

Как рассказывают на предприятии, для изготовления продукции используются северные ягоды, свежие или быстрозамороженные, прошедшие предварительную очистку и сортировку. Сначала ягоды подвергают дефростации, затем они бланшируются, предварительно мнутся и дробятся перед прессованием, проходят процесс ферментации, затем поступают в мульти-пресс производительностью до 10 т/час. Новая линия розлива производительностью до 6 тысяч бутылок в час обеспечивает розлив напитка горячим в стеклянные бутылки, герметично закупоривая их.

Затем происходит процесс принудительного охлаждения с контролем температуры на всех его участках. Когда сок остывает, под крышкой создается вакуумная среда, чтобы достичь длительного срока хранения (до 2 лет).

Квас или комбуча?

В России квас является популярным продуктом. Его варят пивовары и даже хлебопекарные заводы. При этом на рынке представлены два типа кваса: пастеризованный и «живой». У последнего сильно меньше срок годности, а цена обычно в два раза выше.

Как отмечают изготовители кваса, заработать на такой продукции в основном удаётся только летом. Однако есть регионы, которые пьют данный напиток чаще остальных. К таким производители кваса относят, к примеру, Урал.

Пока на Урале правит квас, карельские кафе и магазины начинает захватывать комбуча, или чайный гриб. Так, в Петрозаводске производством такого напитка занимается кафе «The Кухня». Для этого персоналу пришлось изучить технологию и начать ферментировать чайный гриб на натуральных добавках.

Рост затрат?

В последние два года рынок сладких безалкогольных напитков России столкнулся с резким ростом затрат на производство. В первую очередь существенно подорожал основной ингредиент такой продукции — сахар. Только в прошлом году рост стоимости составил 64 процента, что оказалось особенно значительным для предприятий. Кроме того, производители соков, морсов и других сладких безалкогольных напитков обеспокоены возможным ростом цен на концентраты и пюре тех плодов, что в России не произрастают. До прошлого года на них действовала нулевая таможенная пошлина. В Торгово-промышленной палате уже изучают возможные решения этой задачи, рассказал вице-президент ТПП Максим Фатеев.

«Мы обратились в ЕЭК по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических фруктов, которые мало произрастают на территории России. Нам это нужно для производства детского питания и тех же самых соков, чтобы их цена не повышалась», - отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

Максим Фатеев также добавил, что Торгово-промышленная палата России договорилась с Союзом производителей безалкогольных напитков о снижении уровня сахара во всех напитках. Начинается это постепенно — к 2024 году. Сначала уровень сахара планируют снизить на 10 процентов.

«Это связано со здоровым образом жизни. Важно, чтобы россияне в меньшей степени потребляли неживой сахар из напитков», - пояснил Фатеев.

***

Каждый россиянин ежегодно выпивает больше 50 литров сладких безалкогольных напитков. Это в два раза меньше, чем в Западной Европе, и в три раза ниже, чем в Аргентине и США. Однако из года в год потребление соков и лимонадов в России растет, из-за этого увеличивается и конкуренция между производителями такой продукции. Всё это, по мнению участников рынка сладких безалкогольных напитков, создает уникальный «коктейль» на любой вкус, цвет и кошелек.

"