Уроки чтения: что поможет развитию книжного рынка в России и Карелии

Аналитика
Уроки чтения: что поможет развитию книжного рынка в России и Карелии
Уроки чтения: что поможет развитию книжного рынка в России и Карелии
10 февраля, 10:49Фото: 1mi
Книга стала дорогим удовольствием, но печатники смотрят на перспективу и рассчитывают на федеральную поддержку.

В конце прошлого года Минкультуры Карелии с библиотеками и издательствами провело исследование чтения: масштабное анкетирование показало, что бумажная книга популярности у жителей не теряет.

Самыми активными читателями оказались пожилые, однако треть от общего количества составили и люди в возрасте от 30-45 лет. Более половины респондентов признались, что читают более десяти книг в год, а 77 процентов опрошенных назвали бумажную книгу наиболее предпочтительным форматом. При этом молодая аудитория (до 30 лет) предпочитает покупать книги в магазинах, хотя доля тех, кто берет тексты в Сети, растет.

Спрос формирует предложение – и в местной отрасли тоже. За последние два года число произведенных в Карелии книг и брошюр выросло. По данным Книжной палаты России, в 2020 году в регионе было выпущено 72 единицы печатных изданий общим тиражом в 28,57 тысяч экземпляров. А в 2021 году число изданий составило 90 штук, тогда как общий тираж увеличился до 42,22 тысяч экземпляров.

Напечатать - всё.
Фото:1mi

На дне?

Однако заявленный рост не значит, что проблем в отрасли нет: в Карелии действует более десятка издательств, и многие из них смогли выжить во многом благодаря государственной поддержке, выполняя небольшие госзаказы. По отрасли же серьезно «прошлась» пандемия нового коронавируса.

«Нам и до пандемии было сложно конкурировать с крупными, федеральными игроками на рынке, которые в масс-сегменте «берут» тиражами, рекламой, - говорит сотрудник одного из издательств местных издательств. – Поэтому нам пришлось переориентироваться на другую полиграфическую продукцию, в том числе сувенирную: блокноты, календари и прочее. На ограниченные тиражи поступают единичные заказы, и эти тиражи логичнее назвать «подарочно-коллекционными. Сегодня же экономика такова, что выпуск бумажной книги становится все затратнее: дорожают и бумага, и краска, и другие расходники».

В «пандемийном» смысле Карелия не стала исключением из общего правила. Книжный рынок России столкнулся с большими экономическими трудностями. По разным оценкам, его объемы в 2020 году упали на 10-15 процентов, составив более 80 миллиардов рублей. Увеличились цены и на материалы: бумага выросла в цене на 20 процентов, картон – на все 60.

«В двадцатом году рынок резко упал и достиг своего дна, самого настоящего, - говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев. - Ещё в апреле двадцатого года мы обратились в Правительство РФ о том, чтобы отрасль книгоиздания и продажи книжной продукции признали, как важную и пострадавшую от тех пандемийных процессов, и она вошла в этот перечень с соответствующими льготами».

Потому в обозримом будущем динамика может поменяться. Ковидные ограничения смягчаются, и покупатели снова вернулись в книжные магазины.

Библиотеки или магазины?
Фото:1mi

Дорого или дешево?

Многое, впрочем, будет зависеть от ценовой политики, а с этим сегодня тоже есть сложности.

«Звучит парадоксально, но ковид в каком-то смысле помог нашему развитию: например, мы стали более активно использовать маркетплейсы, - говорит представитель одной из профильных торговых сетей в Петрозаводске Светлана Н. – Они серьезно помогают сохранять и привлекать клиентов, многие из которых уже привыкли к заказам в Интернете. Кроме того, бумажная экономика пока в себя не пришла: очень значительно подорожала бумага. Издательствам же, которые сегодня преимущественно работают со сторонними типографиями, свои иметь невыгодно. Так появляется дополнительная «накрутка» на магазинной полке в процентов пятнадцать-двадцать. А то и больше».

По словам Максима Фатеева, вице-президента Торгово-промышленной палаты России, объемы производства качественной книжной бумаги в стране сократились в 2,5 раза.

«Бумажные предприятия переходят производство упаковки, это более выгодно, - говорит руководитель. - Наши зарубежные партнёры тоже испытываю в этом дефицит - и по тем же самым причинам. Поэтому стоимость книги только за прошедший год выросла до 40 процентов именно из-за этого».

Бумага или экран?

Так или иначе, пандемия коронавируса «увела» многих читателей в Интернет. И книжный Рынок – как в России, так и в Карелии – уже успешно учится отвечать вызовам современности. По словам маркетолога одного из местных предприятий, сегодня бумагу успешно продают виртуально. Магазины, супермаркеты и киоски сохраняют свою актуальность, но, по сравнению с ними, сетевые продажи позволяют существенно сэкономить.

«По нашим расчетам, интернет-продажи помогли снизить операционные расходы почти на пятнадцать процентов, - поясняет представитель-маркетолог карельского филиала одной из книжных сетей. – Я говорю не про бумагу и логистику, которые составляют основную часть трат, а про продавцов. Гораздо эффективнее нанять курьера для доставки заказа из точки продаж или использовать постаматы. Маркетплейсы тоже обеспечивают постоянный поток клиентов – при условии грамотной раскрутки в соцсетях. Особенно это актуально для начинающих: серьезные магазины их продукцию на полки не возьмут, а усилия, затраченные на создание собственного небольшого сайта, как правило, никакой экономической выгоды не несут. Особенно на фоне существующих «гигантов».

Большие надежды - на детские книги.
Фото:1mi

И особенную надежду книжные производители и продавцы сегодня возлагают на… детей. Молодая аудитория, вопреки расхожему мнению, сегодня читает достаточно – благодаря ответственным родителям. Более того, именно этот сегмент сегодня становится основным в бумажном издательстве и, вполне возможно, сможет компенсировать «уход в онлайн» у взрослых.

Пираты 21 века?

Тем не менее, рынок продаж электронной литературы в стране показывает серьезный рост.

«По-разному эксперты его оценивают, что он вырос порядка до 40 процентов по сравнению с 2019 годом, - говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России. - Люди читают в гаджетах, и это абсолютно нормально, и появилось очень много агрегаторов, очень много сайтов, на которых можно купить эту литературу».

Другое дело, что электронный книжный рынок в России может ждать стагнация: в США, например, он остановился на 25-процентной отметке. Этого, впрочем, должно более чем хватить, чтобы баланс между бумажной и виртуальной литературой был соблюден, полагают эксперты.

Государству осталось лишь справиться с Интернет-«пиратами», чьи сайты с книгами пока отбирают у добросовестных издателей и продавцов значительную долю клиентов.

***

Но самое главное – книжная отрасль в стране сегодня уверенно встает на ноги после пандемии коронавируса. Дело - за плодотворным и взаимовыгодным диалогом между государством и бизнесом. А он уже активно ведется.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter