Posted 9 ноября 2021,, 09:00

Published 9 ноября 2021,, 09:00

Modified 30 октября 2022,, 21:40

Updated 30 октября 2022,, 21:40

Судьба ювелирной отрасли в России в руках государства

9 ноября 2021, 09:00
Стоимость ювелирных украшений растет не только для потребителей, но и для производств. Какие перспективы дорогой отрасли видят эксперты, читайте в нашем материале.

На рынке ювелирных изделий в России задействовано более 240 миллиардов рублей. В ушедшем 2020 году на обязательную процедуру клеймения в пробирную палату было доставлено более 140 тонн продукции ювелирных заводов. В основном это украшения из серебра, две трети которых произведены в России. Это связано с новыми тенденциями в мире моды: «Люди хотят меняться, они хотят становиться разными, поддерживать разные образы», - уточнил Николай Поляков, генеральный директор ювелирной компании SOKOLOV.

Золотой фонд составляет менее 30 процентов от общих охватов ювелирной продукции. По оценкам специалистов, в 2020 году объемы производства сократились на 30%, однако на финансовую составляющую это не повлияло. Феномен связан с увеличением цен на украшения.

На рынке ювелирных изделий меняются тенденции: активные продажи фиксируются в сфере очень бюджетных и очень дорогих единиц.

Спрос на украшения все больше уходит в массы: «Это отчасти подстёгивает ювелирный рынок, поэтому он становится доступным все большему количеству потребления», - комментирует Поляков.

Предприятие SOKOLOV, работающее более 25 лет и обладающее четвертью рынка, имеет свою отличительную черту – производство украшений в технике эмали. Древнегреческая традиция снова набирает популярность. В этом году показатели компании должны превысить 13 миллионов ювелирных изделий. Для создания уникальной вещицы подбирается оттенок росписи, в жидкую эмаль добавляется вещество, делающее ее кремообразной, а мастер приступает к нанесению рисунка. Изделие обжигается и отправляется в шкаф для специальной термической обработки. На изготовление одного украшения может уйти весь день, при этом рабочих рук на производстве не хватает. На рынок труда выходит новое поколение, среди которого мало специалистов ювелирного дела, при этом запрос на компенсацию труда на порядок больше, чем у предшественников.

С той же проблемой столкнулась и другая компания ювелирных изделий «Алмаз-Холдинг». При нехватке кадров, их продукцией были заинтересованы представители Западной Европы, однако наладить контакт с потребителем помешала пандемия. Внимание европейцев привлекла инновационная альтернатива серебру – однократное золото. Такой металл соответствует примерно сороковой пробе, а отличить его по внешнему виду от традиционного золота 585 пробы очень сложно. Стоимость изделий из такого металла при этом ниже в 8-10 раз.

Однако выйти на международный рынок российским ювелирам достаточно сложно: Россия находится на 37 месте по экспорту ювелирных украшений, а объем продаж составляет десятую долю процента от мирового оборота. Первые места на этом рынке занимают Индия и Китай.

В нашей стране не производят мелкие ювелирные украшения до 0,3 карата. В украшениях с инкрустацией в 98% случаев используются импортные драгоценные камни, а пошлинные суммы на ввоз иностранных драгоценных минералов вкладываются в стоимость изделия: «Когда мы завозим вставки, они обкладываются НДС и пошлиной, а когда мы отправляем готовые ювелирные изделия на экспорт, уже принимающая сторона опять обкладывает готовые ювелирные изделия своими налогами, в том числе НДС и пошлиной, и получается - наши изделия не конкурентоспособны», - поделился Флун Гумеров, основатель ювелирной компании «Алмаз-Холдинг».

Помощью в развитии российского потенциала на рынке ювелирной продукции занимается ТПП: «Конечно, перспектива для отрасли – это внешние рынки, но чтобы там работать и получать достойное вознаграждение за сделанную продукцию, конечно, нужно упростить все нормы и процедуры для того, чтобы могли наши коллеги там работать - вот этим мы сейчас вместе с ними занимаемся», - комментирует Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.

«Ещё есть одна неприятная тенденция: например, в 17-ом году в отрасли работало 18300 малых предприятий, а в этом там работают 12200 - на 6 тысяч с лишним сокращение произошло», - дополняет Катырин.

Наравне с гигантами ювелирного бизнеса выступают и частные мастера. В 2014 году скульптор Илья Кузнецов и его знакомый архитектор создали бренд «48». На начало бизнеса у предпринимателей было 30 тысяч рублей, которые были пущены на покупку материалов и простого оборудования. Основной идеей компании стала доступность дизайнерских украшений. В течение пяти лет небольшое предприятие нарастило оборот до десяти миллионов в год при средней цене на изделие в три тысячи рублей. За период пандемии доход бизнесмена упал в три раза, однако вернуть доходность производства позволило перераспределение продаж: 45% - собственное производство, а остальное – заказы со стороны. Это позволило компании нарастить выручку на 20%.

В люксовом сегменте украшений наметилась иная тенденция. Поскольку состоятельные клиенты не потратились на дорогие путешествия, накопления они вложили в ювелирную продукцию. Компания «Ювелирный дом Поднебесных» зафиксировала рост спроса на редкие цветные камни, а также интерес ко всем нюансам производства украшений. Бренд выпускает небольшое количество ювелирных единиц при их стоимости от 50 тысяч, до десятков миллионов рублей: «Приоритеты поменялись, и наверно, этот премиум сегмент, когда человек покупает одну очень дорогое украшение, и когда мы долго его создаём - это очевидная тенденция сейчас», - сообщает Ксения Поднебесная, основательница компании «Ювелирный дом Поднебесных».

Помимо испытаний пандемией, низкой покупательной способностью и сложностью торговли за рубежом, эвелирная индустрия столкнется с новой трудностью. С грядущего года изделия должны будут быть промаркированы биркой с QR-кодом, где указаны сведения об украшении: какой металл использован, его проба и вес, происхождение и наименование камней. Помечать придется и сами украшения. Такая система должна сократить объемы поддельных единиц, которых сейчас, по подсчетам экспертов, на рынке до половины. Президент ТПП России Сергей Катырин утверждает, что малые предприятия технически не готовы к нововведению: «И они, конечно, очень рассчитывают, что будет какая-то поддержка со стороны государства с точки зрения хотя бы компенсации затрат на приобретение оборудования».

Развитие российской ювелирной индустрии сдерживается государственным контролем за оборотом драгметаллов и камней. Клеймение и оформление соответствующих документов занимает до двух недель. При этом зарубежные конкуренты активно используют интернет-площадки, что ускоряет их темп развития. Ситуация может измениться при введении электронного документооборота и отмене обязательного клеймения продукции для экспорта.

"