Posted 9 августа 2020,, 06:18

Published 9 августа 2020,, 06:18

Modified 30 октября 2022,, 20:14

Updated 30 октября 2022,, 20:14

СУЗить образование: отличники в Карелии не хотят идти в десятые классы

СУЗить образование: отличники в Карелии не хотят идти в десятые классы

9 августа 2020, 06:18
Фото: Медиахолдинг1Mi
В системе профобразования Карелии сложилась необычная ситуация: в колледжах и техникумах настолько высокий конкурс, что «троечникам» мест точно не хватит. Действительно ли изменился вектор сознания нынешней молодежи или есть другие причины нежеланию идти в 10 класс? А главное, планируют ли что-либо предпринимать власти

«Из всего нашего класса в гимназии даже 13 человек не набралось тех, кто решил идти в десятый класс. Все хотят попасть в колледж или техникум. Мы тоже попробовали. И поняли – бесплатно учиться не получится. Вы видели, какой конкурс?».

Это – обращение читательницы нашего издания в редакцию. Дочь Ольги, по ее словам, закончила девятый класс «на троечку», несмотря на то, что училась в одном из самых престижных заведений города. Впереди маячили пугающие ЕГЭ:

«Она просто устала учиться – в гимназии применяются очень жесткие требования. Поэтому мы вместе приняли решение, что дочь поступит в колледж – на повара. Признаться, я была не готова к тому, о чем узнала, когда началась подготовка к поступлению. Конкурс такой, что попадают на бюджетные места одни отличники. Это даже смешно – зачем им эти специальности?».

Конкурс на маляра

Действительно, фраза «В техникум пойдешь» из угрозы, похоже, превратилась в план. Сейчас, по данным Минобразования республики, около 40 процентов девятиклассников уходят, получив аттестаты, в СУЗы.

На 5 августа (а прием документов во многих учреждениях среднего профобразования длится до 25 числа) в базовый медицинский колледж, к примеру, подано было более 900 заявлений. Бюджетных мест – в три раза меньше. При этом у 46 человек, желающих поступить на специальность «Сестринское дело» - средний балл аттестата – 5. Более чем у 140 – выше четырех. Среди желающих овладеть специальностью «Лечебное дело» одних отличников 53 человека.

Но в медколледже всегда был высокий конкурс. Стоит отметить, что пресловутый коронавирус стал причиной хотя бы одного позитивного явления: престиж работы медиков повысился. Поэтому в этом году желающих примерить белый халат стало чуть больше.

В колледж технологии и предпринимательства - тоже не пробиться с тройками. Даже с четверками вряд ли получится. Например, на повара-кондитера желают учиться уже более 180 человек. А бюджетных мест – всего 25. Впрочем и платных – тоже только 25. При этом тех, кто имеет в аттестате средний балл выше четырех – уже больше 50 человек.

На специальность «Парикмахер» выделено 25 бюджетных мест. Заявлений – более 100. У четверти поступающих средний балл – выше четырех.

На 25 мест направления «Гостиничное дело» претендуют более сотни абитуриентов. В лесотехническом техникуме на 275 бюджетных мест приходится больше 1,3 тысячи заявлений от девятиклассников. Стать специалистами в области пожарной охраны, к примеру, в этом году желают минимум 245 человек. Мест – всего 25. На специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» подано 101 заявление. А ведь там в принципе нет бюджета – только платные места. И их хватит только четверти желающим поступить.

Отметим, колледжу в этом году дали 100 дополнительных бюджетных мест. Но их, как выяснилось, все равно не хватит. Тем, кто не может похвастаться пятерочным «комбо» в аттестате – точно.

В автотранспортном техникуме на специальность «ТО и ремонт автомобилей» выделено всего 55 мест (причем 30 – платные) – а подано без малого 300 заявлений. Такая же ситуация на специальности, предусматривающей подготовку по направлению строительства дорог.

«Эта тенденция – с очень высоким интересом к нашему техникуму, актуальна уже несколько лет, - объяснила замдиректора по воспитательной работе Ирина Валиулова. – Во-первых, несколько лет назад было снижено количество бюджетных мест. Во-вторых, многие абитуриенты сейчас понимают, что техникум – это база для дальнейшего построения карьеры. Например, сейчас очень высок конкурс на специальность «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов». Это денежная работа, это перспективы. И подростки, и их родители это понимают. Средний балл у наших поступающих – 5. В этом году очень многие заинтересованы в платном обучении – хотя еще несколько лет назад мы с трудом набирали группу платников. Это действительно тенденция – отличники уходят из школ. Они не хотят сдавать ЕГЭ. Они хотят получить профессиональное образование, в перспективе – высшее».

Точно такая же ситуация наблюдается и в педагогическом колледже Петрозаводска (и других СУЗах, расположенных в региональной столице). Например, конкурс по специальности «штукатур, маляр» в одном из колледжей – 3 человека на место. По специальности «маляр» - два. И в Сортавальском колледже, имеющем филиалы в Олонце и Лахденпохья, и в политехническом колледже Костомукши – условия аналогичные.

В этом году, уточняют в Министерстве образования республики, число бюджетных мест в колледжах и техникумах, по сравнению с прошлым годом, увеличено на треть. Важно учесть, что просто так увеличить это число нельзя.

«Общий объем контрольных цифр приема определяется в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики на основе анализа рынка труда и с учетом прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы республики», - уточняют в Минобразования. То есть, все зависит от того, какие инвестпроекты сейчас есть, какие предприятия начинают работу (а какие- заканчивают), где нужно строить новую дорогу, а где – искать новых врачей.

Ситуация получается непростая. С одной стороны, остается порадоваться, что через несколько лет в Карелии прибавится молодых учителей, дорожников, медсестер, у которых в аттестате были сплошь пятерки.

Хороший вектор

«У колледжей и техникумов появилась возможность показать успешность, и количество заявлений от абитуриентов, насколько я знаю, действительно огромно, - прокомментировал ситуацию детский омбудсмен в Карелии Геннадий Сараев. - Мы видим, что востребованы, впервые за долгое время, не офисные специальности. Молодые люди хотят получить работу, результаты которой видны. Это хороший вектор. Мы будем решать этот вопрос – с нехваткой мест, в сотрудничестве с министерством образования».

По словам Сараева, те, кому не хватило мест на «бюджете», могут доучиться в 10-11 классах, чтобы потом поступать снова.

Безусловно, это вариант. Можно посвятить два года подготовке к ЕГЭ, подтянуть оценки, чтобы сразить любую приемную комиссию сплошными «отлично». Но так ли это происходит всегда?

«Увы, нередко девятиклассникам, что называется, «натягивают» оценки, - объяснила педагог одной из петрозаводских школ. - Я сама лично поставила четверку по иностранному языку учащейся, которая с трудом читала. Ни о каком «хорошо» на деле там речь не шла. Почему я это сделала? Потому что другие учителя просили не портить девочке аттестат. По другим предметам у нее выходили почти все пятерки. Но насколько заслуженные – это другой разговор».

В том, что оценки не всегда ставятся заслуженно, особенно, если школьник активен и настырен, а в его поддержку выступают другие учителя, родители и администрация школы, признались несколько педагогов. Но это чаще всего остается за кулисами.

Алгебра и суп

Есть и другая сторона медали.

«Это все-таки не правильно, на мой взгляд, принимать на учебу на основании среднего балла в аттестате, - рассказала нам Ольга, чья дочь не прошла по конкурсу на бюджетное «поварское» место. – Оценки могут быть любыми. Но дадут ли пятерки гарантию того, что человек действительно хочет овладеть профессией и не уйдет из нее? Если речь идет о поварах, парикмахерах, строителях дорог – какое влияние оценки могут оказать вообще? Пятерка по алгебре еще не значит, что у человека есть талант создавать прически, к примеру».

В Минобразования на это отвечают так:

«При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в установленном порядке».

Парикмахеров, например, просят предоставить рисунок. Выполнить его абитуриент должен сам. Хотя не секрет, что часть поступающих просто покупает творения других авторов. А обсуждать, нужны ли творческие способности учителю или повару, можно бесконечно долго.

Действительно, «корочки», подтверждающие владение профессией, - не гарантия того, что молодой специалист окажется успешным. К тому же, если бы, к примеру, все медсестры, воспитатели, учителя и представители других не менее ценных для региона специальностей, шли после учебы работать по профилю, в Карелии не было бы такого дефицита кадров, как сейчас.

Но ситуация, сложившаяся на карельском рынке труда свидетельствует об обратном.

«Не Лобачевский он у нас»

Ольга решила, что ее дочь будет учиться в колледже на платной основе. Благо, расценки на учебу в организациях СПО пока не так высоки, как в ПетрГУ: примерно в десять раз ниже. Однако есть семьи, в бюджетах которых эти деньги могут пробить серьезные бреши.

Артем – отец пока еще восьмиклассника, которому учителя с трудом «натягивают» даже годовые тройки.

«Сын, конечно, не Лобачевский у нас, - признает отец. - Но зато у него руки настоящего слесаря. Он с закрытыми глазами уже сейчас переберет любой мотор машины. А физика с литературой ему не даются. С таким аттестатом, понятно, он никуда не поступит».

Артем – единственный кормилец в семье. Денег хватает, что называется, только-только. Но малоимущей семья не считается.

«Видимо, придется брать кредиты на учебу, если еще дадут. Потому что в 10 класс, конечно, сына никто не возьмет. Что ему, по улицам ходить? Это до добра точно не доведет».

Таких семей в регионе немало. Возможно, не в каждой растет человек, не отличающий Блока от Есенина, зато ловко закручивающий гайки. Но раньше именно таких абитуриентов принимали колледжи и техникумы. Давали четко определенную профессию и старт во взрослую жизнь. Теперь у тех, чьи родители не могут платить за образование, пути, по сути, нет. Вернее, есть – но, как говорится, только вниз.

"