Posted 9 апреля 2021,, 09:58

Published 9 апреля 2021,, 09:58

Modified 30 октября 2022,, 21:03

Updated 30 октября 2022,, 21:03

«Всякое было» или история дитя войны из Карелии о страшном времени

«Всякое было» или история дитя войны из Карелии о страшном времени

9 апреля 2021, 09:58
Фото: Медиахолдинг1Mi
Недавно парламентарии Карелии обсудили законопроект о детях войны и направили его на заключение главы региона.

Житель республики и председатель Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия (1984-1998 г.г.) Иван Петрович Александров, будучи ребенком войны, в юном возрасте пережил те страшные события. Он рассказал свою историю и объяснил, почему важен этот закон.

«Другого пути не было»

Иван Александров родился в июле 1941 года в Псковской области и рос во время страшных событий — Великой Отечественной войны. Он жил с мамой и бабушкой, а отец ушел на фронт — защищать Родину. По словам Ивана Петровича, в то время немцы уже захватили эту территорию, поэтому деревня, в которой он жил, находилась в оккупации.

«Моя жизнь протекала в оккупации… Когда немцы наступали, они за какой-то короткий период времени оккупировали территорию Псковской области, поэтому людям пришлось уйти в лес. Я, по сути дела, родился в лесу. Во время войны мы жили в землянке, дома были разрушены», — делится своей историей Иван Александров.

По его словам, то время было, действительно, тяжелым. Однако воспринимали дети ситуацию иначе. Тогда они находились в страхе, но не в целом от войны — все боялись приходящих немцев и полицаев. В годы войны старшего двоюродного брата и сестру Ивана Петровича отправили в Германию, из-за чего вся семья сильно переживала. Однако после наступления мира их все же вернули.

После войны время было не менее трудным, вспоминает Иван Александров. Нужно было восстанавливать территорию, строить дома, работать на селе, чтобы кормить семьи. Женщины сами пахали огороды, боронили. Работали даже дети — другого выбора у них просто не было.

«Мы, парнишки, пасли скот, гоняли лошадей в поле. Помогали старшим, другого пути у нас не было. Потом я начал ходить в школу в деревне за пять километров. При этом у нас особо не было ни обуви, ни нормальной одежды. У меня, например, были не ботинки, а лапоточки — бабушка сплела из веревок. В них в школу я и ходил… Всякое было», — рассказывает Иван Петрович.

По его словам, страх того, что вдруг придут «полицаи» и нарушат мир, оставался и в послевоенные годы.

«Я помню, что в той области остался полицай, он прятался где-то в деревне в лесу. Внутренние органы его искали и нашли только в 1947 году. Люди еще боялись, что кто-то придет и нарушит мир», — рассказывает Иван Александров.

«Собирали замерзшую картошку»

Окончание войны, как казалось бы, не стало поводом для «плясок» и «гулянок». Как вспоминает Иван Петрович, люди «отметили», когда освободили территорию, порадовались, что настало мирное время, и продолжили работать. Ведь война принесла немало разрушений и бед, поэтому нужно было обустраивать территорию, и, самое главное, кормить семью и создавать какие-то запасы.

Как вспоминает Иван Александров, после войны, в 47-48-м году мать увезла его с собой в Прибалтику, где она нашла работу. Семья жила в вагонах на протяжении двух-трех лет. То время Ивану Петровичу также вспоминать тяжело, потому что тогда настал голод. Не хватало продуктов и многого другого.

«Я вспоминаю, что мы на полях собирали замерзшую картошку, мать делала котлеты и мы ими питались. Еще что-то выдавали по карточкам. Этот период был трудный», — вспоминает Иван Александров.

Потом семья добралась до Карелии. Здесь Иван Петрович учился в школе-интернате, а потом начал работать монтажником на различных «стройках», долгое время проработал и на Тяжбуммаше. Как вспоминает Иван Александров, на всех значимых заводах республики в то время трудилась в основном молодежь — дети войны.

Официальный статус?

Детям войны пришлось тяжело. Будучи совсем маленькими, они работали, помогали своим семьям и делали все возможное, чтобы восстановить разрушенные территории и поддержать своих близких. Сейчас в парламенте Карелии ведется работа над законопроектом, устанавливающим в Республике новую льготную категорию «дети войны».

«Эта тема касается практически каждой карельской семьи. Дети войны — это наши земляки, которые в детские годы наравне со взрослыми делили тяготы военного времени, переживали лишения, потерю близких, а в послевоенное время поднимали страну из руин. Поэтому нам принципиально важно принять закон об установлении этого особого статуса. Это будет справедливо», — прокомментировал Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Элиссан Шандалович.

«Этим людям нужно внимание»

Инициативу депутатов поддержал и Иван Александров. По его словам, с таким предложением он уже выступал в 2017 году.

«Главное — признать этих людей, которые вместе с участниками войны потом восстанавливали народное хозяйство. Когда я после армии вернулся на Тяжбуммаш, то заметил, что на заводе в основном работали дети войны. Сейчас забывается, кто строил завод, кто там работал, какая ситуация была, как готовили кадры. Ведь всем занималась молодежь того времени», — рассказывает Иван Петрович.

По его словам, сейчас самому молодому ребенку войны 75-76 лет. Поэтому особенно важно создать для них условия для качественного оказания медицинской и социальной помощи.

«Я знаю примеры, когда люди моего возраста не могут попасть к медицинским специалистам. Особенно сейчас во время пандемии коронавируса. Ведь даже от Covid-19 в основном умирают пожилые люди — и летальные исходы чаще всего происходят от побочных болезней. Поэтому именно этим и надо заниматься. Важно оказывать внеочередную медицинскую помощь детям войны. Может быть, стоит привлечь и студентов старших курсов мединститута, чтобы они оказывали помощь на дому», - сообщает Иван Александров.

Кроме того, многие пенсионеры такого возраста являются одинокими. Кто-то имеет проблемы со здоровьем и им требуется уход. Поэтому, как считает Иван Александров, детям войны необходимо предоставить возможность попадать в дома престарелых без очереди.

«Этим людям нужно внимание. Многие моего возраста, дети войны, говорят: „Нас совсем забыли“, — заключает Иван Петрович. - У нас в Карелии осталось около 200 участников войны. Кто потом будет рассказывать о том тяжелом времени? Важно, чтобы не прервалась связь поколений и чтобы дети войны, пока они живы, продолжили традиции участников ВОВ. Нужен закон, который отдаст дань уважения людям, которые пережили трудную войну и восстанавливали после этого народное хозяйство».

"