Posted 7 сентября 2021,, 07:05

Published 7 сентября 2021,, 07:05

Modified 12 ноября 2022,, 10:03

Updated 12 ноября 2022,, 10:03

Здоровье с господдержкой: как развивается активный туризм в Карелии

Здоровье с господдержкой: как развивается активный туризм в Карелии

7 сентября 2021, 07:05
Фото: 1mi
Пандемия нового COVID-19 сказалась не только на производственной отрасли: турпоток в Карелии за минувший год «похудел» на десятки тысяч человек. Но активный туризм в регионе сегодня активно встает на ноги и находит новые способы удивить гостей.

Миллионы популярности

Официальная статистика прошедшего пандемийного года радует мало. Если по России число тех, кто останавливался в гостиницах, отелях и прочих «коллективных средствах размещения» сократилась на 20 миллионов человек, то в Карелии – региона традиционно привлекательного для гостей – с 435,2 до 381,2 тысяч человек.

Закрытые международные границы и «ковидные» ограничения могли подстегнуть внутренний спрос на активный и здоровый отдых, но жители предпочли оставаться дома.

Между тем, за последние три года объем туристических и гостиничных услуг в Карелии вырос более чем в 3 раза.

«Возможностей для приключенческого туризма в нашей стране более чем достаточно, - говорит Сергей Катырин, президент Торгово-Промышленной палаты России. - У нас есть любые природные зоны: пустыни, горы, реки <…> Нужны подготовленные люди. Приключенческий туризм - это приключения, неожиданности. Значит, рядом должны быть люди, которые смогут в любой ситуации грамотно сориентироваться, сделать всё для безопасности этих людей».

К инструкторам мы еще вернемся, но, между тем, к позапрошлому году регион подошел с более чем достойными показателями. Глава Карелии Артур Парфенчиков в ежегодном докладе о положении дел в Карелии отмечал, что туристическая отрасль по темпам роста занимала первые позиции. А ее рост в денежном выражении оценивался почти в 4,9 миллиона рублей - при потоке организованных туристов и экскурсантов в 830 тысяч человек.

В 2020 году тенденция продолжилась: ТАСС со ссылкой на Управление туризма региона уточнял, что в Карелию приехали 790 тысяч туристов. При этом власти добавляли, что динамика могла быть еще хуже. Но регион частично «спас» внутренний туризм, на который переориентировался рынок. А разница ощущалась лишь по возросшим срокам бронирования

Власти делали поправку и на методику учета: в статистику не попадали и не попадают те, кто попадают в средства размещения. А отдых в гостевых домах, у родственников и на частных дачах – «проходит» мимо.

Ставка на здоровье

Пока Ростуризм работает над новыми стандартами, Карелия делает ставку на активный туризм. Точное количество фирм, которые занимаются внутренним туризмом в регионе, посчитать сложно: часто компании оказывают комплексные услуги. Однако одно известно точно: серьезный вклад в отрасль вносит и малый бизнес.

Туристам предлагаются десятки приключенческих путешествий: подъемы на знаменитую «мистическую» гору Воттоваара, сплавы на рафтах по местным рекам, походы на рыбалку и охоту и многое другое.

«Этим летом туристов уже гораздо больше: не карельских, конечно же, - говорит Олег К., один из местных опытных гидов-экскурсоводов. – Чаще всего приезжают из Петербурга, Москвы, жители мегаполисов гонятся за «дикой романтикой». Группы большие: иногда со всеми за одну экскурсию можно и не успеть поработать».

Для гостей предприниматели организуют даже конные походы. В соцсетях можно встретить множество восторженных отзывов о подобном виде отдыха в Карелии:

«Недавно мы несколько дней ползали по карельским горам и лесам, поражались местным озерам, а заодно – сдружились с лошадьми, за которыми нужен особый уход. Ездили верхом, надевали. Впечатлений – вагон!»

Местный бизнес добавляет: если ты гибок, то можешь пережить и пандемию. Различные маршруты, с ночевками или без, возможность переночевать не в палатках, а в туристическом домике, с комфортом. Сегодня растет спрос на комфорт. А, значит, будут и предложения.

Многие местные предприниматели, к слову, сравнивают свои экскурсии (да и работу в целом) с вестерном. Экскурсии дают владельцам две трети выручки, а остальное зачастую приходится зарабатывать непрофильной работой. Тогда как на развитие туристической инфраструктуры денег у малого бизнеса чаще всего нет. Сложности понимают и в Торгово-промышленной палате РФ.

«Какое бы приключение ни было, требует оно или не требует гостиницу, но куда-то человек должен приехать, - говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. - Откуда-то он должен в эти приключения «стартовать», где-то он должен питаться. Кто-то должен ему организовывать это приключение. Это - тоже инфраструктура. Это - тоже определённые затраты».

Окупиться бы

Отдельный вид «туристического» искусства для активного отдыха в Карелии - так называемый «глэмпинг», или отдых на природе со всеми удобствами, в домиках или шатрах. О необходимости его развития неоднократно высказывался глава РК Артур Парфенчиков: по его мнению, республика сегодня не в полной мере охвачена таким видом туризма.

В республике сегодня работает с десяток глэмпингов, в том числе, в Лахденпохском, Сортавальском и Медежьегорском районах. Цены за одну ночь – колеблются в пределах нескольких тысяч рублей. Владельцы деталей финансового оборота не раскрывают, но наши источники отмечают, что миллионные инвестиции, как правило, окупаются за несколько лет. При среднегодовой «заполняемости» на треть.

«Формат «на один день» сегодня уже не работает, - говорят собеседники «КарелИнформа». – Поэтому добавляются дополнительные виды активного досуга – «сафари», ролевые игры. Но карельская погода капризна, поэтому бизнес во многом ориентируется и на комфорт под крышей».

Пешком – за мечтой

Традиционные пешие маршруты для туристов – чуть менее популярны, но остаются в центре внимания бизнеса и властей. «Дикий» карельский лес с комарами, о которых уже ходят легенды, потенциальных клиентов не пугает. Да и туристы в лесные дебри – не стремятся.

«Сегодня группу легко собрать и организовать в соцсетях, на что не нужны большие деньги, - говорит один из местных организаторов. – В прошлый летний сезон набиралось по несколько групп за неделю, но с этим в году было очень сложно из-за лесных пожаров. «География» очень сильно сократилась. Плюс многие территории были закрыты. Но если в теории: поход можно «отбить» при нескольких участниках. Снаряжение, экипировка громадных вложений не требуют. Больше приходится следить за тем, чтобы туристы, а большинство из них не местные, лес берегли».

Так называемый «поход выходного дня» с проводником – это инструктаж, разминка и… десятки километров пути. По словам организаторов, больше всего «инвестиций», до 85 процентов, уходит на оплату услуг эксперта, остальное – операционные расходы.

Возврат в будущее

Все собеседники «КарелИнформа», говоря о своей работе, вспомнили и о программе туристического кэшбека, о которой сегодня много говорят на федеральном уровне. И многодневные туры с гостиницами, и поездки «выходного дня», которые в Карелии сильно зависят от сезона, могут рассчитывать на господдержку – при соблюдении ряда условий. Но выполнить их просто.

«На этот момент где-то полтора миллиона граждан России уже воспользовались этой формой поддержки, - добавляет президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. - Они затратили где-то порядка 27 миллиардов рублей, и пять миллиардов им вернулось. Это, так сказать, достаточно неплохой коэффициент. И по нашим ощущениям, это набирает обороты. Почему четвертый этап - на осенние поездки - и появился».

***

Программа туристического кешбэка, разработанная в этом году, сегодня - часть национального проекта по развитию туротрасли. Кабмин прогнозирует, что через десять лет количество поездок по стране может вырасти в два с половиной раза - до 140 миллионов в год.

При этом для бизнеса в целом предусмотрены и другие меры поддержки: льготные кредиты на постройку гостиниц, гранты для малых предприятий, работающих в экотуризме, обустройство турмаршрутов по всей стране, программы подготовки кадров по международным стандартам.

Все это коснется и приключенческого туризма, который сегодня иногда называют «бизнесом для бывалых» - по причине недостаточного урегулирования. Однако популярность активного отдыха – только растет. Как растет и активность предпринимателей. И это верный бизнес-вектор.

"