Posted 7 февраля 2021,, 08:32

Published 7 февраля 2021,, 08:32

Modified 30 октября 2022,, 21:07

Updated 30 октября 2022,, 21:07

Чешуя без хвоста: с чем рыбоводы Карелии вошли в новый год

Чешуя без хвоста: с чем рыбоводы Карелии вошли в новый год

7 февраля 2021, 08:32
Фото: 1mi
Рыбохозяйственная отрасль в регионе официально переживает небывалый подъем: таковы заявления чиновников. Специалисты оперируют тысячами тонн биоресурсов и говорят о существенном приросте объемов. Но способна ли такая динамика помочь экономике предприятий после непростого «ковидного» года?

Купаемся в миллиардах

Сегодня Минсельхоз республики располагает бодрыми данными. Минувший год «подарил» рыбодобывающим предприятиям около 133 тысяч тонн водных биоресурсов. А прирост к 2019 году оценен в 59 процентов (или 49 тысяч тонн плюсом).

По мнению начальника отдела развития рыбного хозяйства РК Евгения Рекина, регион показал один из лучших результатов работы за последние годы. Шутка ли – в Баренцевом море и Атлантическом океане карельские предприятия выловили более 130 тысяч тонн водных биоресурсов, что оказалось в 1,6 раза больше показателя 2019 года. Есть достижение и по вылову трески с пикшей (+103 процента).

Положительная динамика зафиксирована в объемах выращивания: по итогам года предприятия прибавили 11 процентов (36,2 тысяч тонн) – в том числе, 19 процентов роста «показала» товарная рыба (26,5 тысяч тонн). В этом смысле Минсельхоз особо отметил АО «Кала Ранта» в Лахденпохском районе (4,9 тысяч тонн).

Похвалы также удостоились ООО «Кала я марьяпоят» из Костомукши (3,3 тысяч тонн), ООО «Русское море – Аквакультура» (2,8 тысяч тонн), ООО ФХ «Норд-Ост-Рыбпром» (Медвежьегорский район) и ООО «Карельская форель» (Лахденпохский район), имеющие в активах по 2,3 тысяч тонн рыбы.

Экспорт продукции океанического лова - рыбы и морепродуктов - рванул вверх на 23,6 процента в сравнении с 2019 годом, будучи оценен в 107 с лишним миллионов долларов США.

Минсельхоз не скрывает имена «отличников»: значительный вклад в статистику внесло ООО «Пелагика» (Карельский рыболовный флот, 49,5 тысяч тонн), ООО «Азимут» (27,2 тысяч тонн) и АО «Альтернатива» (17,9 тысяч тонн).

С добычей в Атлантике соперничает работа в Белом море: достойные результаты показали рыболовецкие колхозы ПСК РК «Заря Севера», РК «Беломор» и СПК РК «Помор», чей улов исчисляется десятками и сотнями тонн водных биоресурсов.

Почти на треть «подскочила» переработка – на 28,9 процента, что в Минсельхозе связывают с развитием инфраструктуры.

«Это тоже победа <…> Нужно отметить, что завершившееся строительство объектов в Кондопожском районе двух предприятий по переработке рыбы, которая вылавливается во внешних водах, - это тоже то будущее, с которым мы в 2021 году будем работать», - отмечал в местных СМИ министр сельского хозяйства РК Владимир Лабинов.

Наконец, регион хвастается общими объемами отгрузки товаров собственного производства – уже в пересчете на деньги. По рыболовству и рыбоводству в 2020 году показатель увеличился на 3,4 миллиарда рублей и достиг 13,6 миллиарда рублей (прирост же оценен в 33,5 процента).

От тонн к рублям

Посмотрим пристальнее на финансово-экономические показатели предприятий из «шорт-листа» Минсельхоза, с которыми они подошли к «ковидному году». Во-первых, объемы вылова в рублевом эквиваленте могут говорить совсем о другом. А с учетом изменчивых курсов валют и прочих экономических рисков, колебания выручки или чистой прибыли могут быть крайне непредсказуемыми. Оперировать будем данными 2019 года: более свежая годовая отчетность бухгалтериями, к сожалению, еще не готова.

Крупные рыбоводы, прямо скажем, не бедствуют. Показательный пример – ООО «Русское море – Аквакультура» (руководитель - Илья Соснов и исполнительный директор Алексей Богушов), которое принято связывать с родной Мурманской областью, хотя Минсельхоз Карелии регулярно включает предприятие в местные отчеты. Вероятнее всего, потому что оно выращивает радужную форель и в Карелии.

Так или иначе, согласно открытым источникам, общая выручка компании в 2019 году выросла… в 2,7 раза (с 802,7 миллиона до 3,3 миллиарда рублей). А чистая прибыль – в 5,6 раз (!), с 448,8 миллиона до 2,54 миллиарда рублей).

На фоне подобного финансового благополучия по-своему обидно смотрятся недавние неудобства с «кровавыми реками» в Сегежском районе. Минсельхоз, проверивший сообщения об инциденте, заверил, что опасности нет, а руководство предприятия, в том числе, объяснило подозрительную «цветность» нагрузкой на очистные сооружения. Правда, работа рыбохозяйства все равно была приостановлена. Потому в районном суде сейчас лежит иск о запрете деятельности по эксплуатации производственной площадки.

Вопросы в минувшем году возникали и у карельского Управления Роспотребнадзора: в конце февраля 2020 года Арбитраж Мурманской области по иску ведомства оштрафовал компанию на 150 тысяч рублей за невыполнение в срок законного предписания по итогам одной из плановых проверок.

Маловато будет

Остановимся на ООО «Азимут» (Петрозаводск) и ООО «Пелагика» (Кемский район). Открытой финансовой информации о них – по сравнению с тем же «Русским морем» - гораздо меньше. Так, первая в 2019 году имела 10 тысяч рублей уставного капитала, последняя - 382,9 миллиона рублей.

Факт же существования обеих компаний еще интересен тем, что их бенефициаром выступает Игорь Зубарев, сенатор от Карелии в Совфеде. Потому вряд ли стоит удивляться тому, что 100 процентов владения в УК принадлежит ООО «РК «Вирма». К слову, «Вирма» в 2019 году «уронила» как выручку, так и чистую прибыль (с 2,7 до 2,6 миллиарда и с 2,03 до 1,1 миллиарда рублей).

Зато в судебном смысле все перечисленные компании живут спокойно. У «Азимута» и «Пелагики» за 2020 год было всего по одному делу, связанному с исполнением обязательств по договорам возмездного оказания услуг.

Управление ростом

Ранжируем следующих «лауреатов» Минсельхоза по объемам выручки за 2019 год. Вне конкуренции - АО «Альтернатива» из Лоухского района с уставным капиталом в 7,6 миллиона рублей. В 2019 году выручка компании незначительно снизилась (3,09 миллиарда рублей, или -5,99 процента), зато чистая прибыль пошла в рост на 11,8 процента (2,0 миллиарда рублей), что эксперты связывают с управленческими и реорганизационными решениями в структуре АО.

АО «Кала Ранта» (Лахденпохский район, гендиректор Владимир Оксаниченко) и ООО «Кала я марьяпоят» (Костомукша, директор Владимир Прохоров) имеют чуть более скромные результаты – по 572,4 тысячи и 1,1 миллиона рублей выручки за 2019 год. При этом объемы чистой прибыли за год показали отрицательную динамику. У «Кала Ранта» показатель упал ощутимо – с 21,5 до 9,5 миллиона рублей, у «Кала я марьяпоят» - с 358,6 миллиона до 301,2 миллиона рублей.

По нашей информации, на объемы повлияла, в первую очередь, динамика прибыли от продажи (т.е. во многом потеря объемов реализации). Не последним фактором мог стать и рост объемов управленческих расходов более чем на 20 процентов.

В списке отмеченных - и известный форелевод из Кондопожского района Николай Федоренко, занимающийся выращиванием радужной форели. К 2018 году объём товарной рыбы в его хозяйствах был доведен до 1500 тонн в год. Финансовой отчетности бизнесмена в свободном доступе не имеется, но, судя по новым магазинам, которые открывает бизнесмен, дела идут в гору: все же для открытия новых точек нужны серьезные оборотные средства и свободные вложения. Значит, они есть.

Продажные сложности

Наконец, еще несколько упомянутых Минсельхозом предприятий по итогам 2019 года ушли в серьезный минус по динамике объемов чистой прибыли. ООО ФХ «Норд-Ост-Рыбпром» (руководитель Борис Шевелев, бенефециар Андрей Катков) - на 30,51 процент (прирост сократился с 141,4 до 98,2 миллиона рублей), ООО «Карельская форель» (бенефециар Вячеслав Большухин, имеющий отношение к десятку других компаний в Петербурге, руководитель Александр Левченко) - на 9,72 процента (-34,4 миллиона рублей).

Что касается рыболовецких колхозов, то чистый убыток «Зари севера» из Беломорского района составил более 700 тысяч рублей, причем динамика изменилась кардинально. Если в 2018 году рыболовецкий колхоз сработал в 18,5 миллиона рублей, то в 2019 – резко ушел в минус.

РК «Беломор» и СПК РК «Помор» в Беломорском районе также не смогли «заработать» на чистой прибыли. Первый показал -11,4 миллиона рублей (-138,57 процента), второй – минус 23,5 миллиона (-4708 процентов). По наблюдениям экспертов, во многом негативным фактором стало сокращение валовой рентабельности (т.е. валовой прибыли на каждый рубль выручки от продаж).

Причем рост выручки ситуацию вряд ли способен исправить. Например, у «Беломора» в 2019 году она выросла практически вдвое, но все «испортил» убыток от продажи.

К слову, о продаже. Имеющиеся сложности с реализацией товара сегодня частично способен исправить экспорт. В Минсельхозе РК уточняют: экспорт рыбы и морепродуктов за 2020 год вырос на 22,0 процента. Основным же «потребителем» карельской рыбы являются Нидерланды, причем за год объемы экспорта тоже увеличились – с 54,4 до 63,2 процента.

В горячей десятке стран-импортеров также находятся Польша, Китай, Финляндия, Швеция, Германия, Казахстан, Норвегия и другие. Польша, к примеру, «обеспечила» карельский экспорт приростом в 95 процентов (7,3 миллиона долларов США), а Китай поднял объемы аж в 9,5 раза (!) (правда, не только за счет рыбы, но и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности).

В точку

Напоследок скажем несколько слов об экологии рыбоводства в минувшем году. По мнению «профильных» активистов, согласившихся прокомментировать текущую ситуацию на условиях анонимности, ситуация остается более-менее стабильной, несмотря на точечные инциденты вроде упомянутых «кровавых рек».

«Теперь нам очень помогают местные жители и Интернет: как еще общественность сможет узнать о том, что очередной рыбовод в глухих лесах прячет, например, рыбные отходы? – добавляют активисты. – Нарушителей могут оштрафовать, за их работой формально следят, но многие прекрасно знают, что такое плановые и внеплановые проверки. Пока инспектор доберется до места, многое можно успеть подправить, спрятать - и концы в воду. Поэтому работаем по сигналу, иначе никак, а ЧП попали в СМИ из-за неравнодушных местных».

Хотелось бы в это верить. Во всяком случае, в 2019 году, как отмечают в Минприроды РК, «случаев загрязнения рыбохозяйственных водных объектов, приведших к гибели водных биологических ресурсов, не выявлено».

Добавим, в соответствии с утвержденным графиком инспекторы провели 4 плановые и 32 внеплановые проверки предприятий – «по соблюдению требований в области охраны среды обитания водных биоресурсов». Было выявлено 39 нарушений, а к административной ответственности привлекли 20 юридических и 5 должностных лиц. Сумма наложенных штрафов составила 214 тысяч рублей.

«Оперативные рыбоохранные мероприятия» в целом отметились более заметным результатом. За размещение объектов незаконного строительства, нарушения режима использования водоохранных зон к административной ответственности привлекли 163 физлица, 23 юрлица и 8 должностных лиц. Общая сумма штрафов превысила 1,3 миллиона рублей.

Впрочем, эта сумма теряется за миллионами рублей чистой прибыли, которую имели и имеют рыбопромышленники. Да и нанесенный экологии ущерб зачастую цены – уже не имеет.

"