С дачи пешком: почему пригородные рейсы «Карелавтотранса» регулярно срываются

Аналитика
С дачи пешком: почему пригородные рейсы «Карелавтотранса» регулярно срываются
С дачи пешком: почему пригородные рейсы «Карелавтотранса» регулярно срываются
6 августа, 12:29Фото: 1MI
Жители Карелии вынуждены платить за такси или даже ходить с дачи и на дачу пешком из-за регулярных срывов рейсов пригородных автобусов. Многие дачники сетуют: такого бардака на автовокзале не было давно. Что происходит в «Карелавтотрансе» и что говорят в Минтрансе региона?

«Вы не понимаете, мне срочно надо на дачу, у меня огурцы!», -эмоционирует в трубку пожилая женщина в панамке. На площадке перед вокзалом Петрозаводска некуда яблоку упасть. Раннее субботнее утро. Дачники ждут автобусов.

Лето жаркое, у многих на фазендах не только огурцы и прочие огородные радости, но и родственники. Бабушки-дедушки, родители-дети. Кому-то непременно надо отвезти продукты питания, кто-то остро нуждается в надувном бассейне, таблетках от давления и просто внимании.

Рейс отменен. Идем пешком?

«Отменили, - расстроенно оповещает женщина в панамке собравшихся вокруг товарищей по несчастью. – Опять отменили. И вечером не будет!». Дачники в растерянности. На дворе – середине июля. Жара.

Такая картина разворачивалась у вокзала не один раз в день. Меняются люди, ответы диспетчеров «Рейс отменен» остаются одинаковыми.

Многие дачники отмечают – такой скверной ситуация не была уже много лет. Еще несколько лет назад рейсы отменяли с единственной формулировкой – автобус вышел из строя. Автопарк «Карелавтотранса» был представлен старыми, разваливающимися ПАЗиками, проржавевшими и скрипучими. Хватало автобусов не на всех, поэтому автовокзал регулярно миксовал рейсы, объединял ближайшие по времени и направлению. До небольших СНТ автобусы ходили только по выходным. Но ходили.

«Раньше по нашему направлению, до Чалны, ездила такая развалюха. Ржавый весь насквозь. Топни ногой, пол провалится. Но рейсы были постоянно,- рассказала Маргарита, регулярно ездящая на дачу в маленький кооператив за Чалной. - Уж если отменяли, то редко, раз в пару месяцев. Иногда задерживали, могли объединить с другим ближайшим. Но уверенность в том, что и на дачу попадешь, и в город потом, была всегда».

Новый автобус – не панацея?

В конце 2019 года глава Карелии вручил водителям предприятия ключи от новеньких комфортабельных автобусов, купленных на деньги резервного республиканского правительственного фонда в честь грядущего столетия Карелии.

«Автобусные маршруты – эта та кровеносная система, которая обеспечивает функционирование всей социально-экономической жизни республики», - говорил тогда Артур Парфенчиков.

В мае прошлого года на автовокзале появился новый директор. Им стал Дмитрий Школин. Опыта работы с автобусами у Школина нет, тем не менее, на него возложили очень непростую задачу – снова вывести предприятие из кризиса. Очередной кризис вызвала новая короновирусная инфекция. Количество рейсов серьезно урезали, пассажиропоток упал, а персонал автовокзала ждал зарплат.

Но уже в октябре нового директора поменяли на еще более нового. Игорь Горустович сменил Школина. Тот, по всей видимости, с повышением оборота на предприятии не справился. Карелия – республика крайне неудобная в транспортном плане. Пытаться изменить ситуацию силами одного предприятия, судя по всему, это примерно как пытаться повернуть Шую вспять.

В этом году здание автовокзала начали капитально ремонтировать. Это должно было стать очередным шагом на пути улучшения транспортной инфраструктуры.

«Очень странно. Знали же, что впереди – летний сезон, что людей на автобусы будет еще больше, чем всегда, - удивляется несколько человек, ждущих автобуса на июльском пекле у вокзала. – Почему нельзя было проводить ремонт осенью? Если осенью нельзя, то закрыли бы здание, но проводили бы посадку пассажиров с платформ. У вокзала нет места ни от дождя укрыться, ни от зноя. Сесть негде. Мы мешаем пассажирам поездов, создаем толпу. Табло автобусного нет, где очередь на тот или ной рейс – не понятно».

Причин для недовольства у пассажиров еще много. Власти, затевая ремонт, просили потерпеть, понять и простить. Обещали отремонтировать здание автовокзала и платформы по высшему разряду.

Так ли это будет – не ясно. В условиях, когда на предприятии очередной кризис, на этот раз, кадровый, помогут ли новые интерьеры?

Что не так с вакансией?

«Регулярные отмены рейсов направления Петрозаводск - Лехнаволок. Утром люди стоят в ожидании автобуса затем идут пешком, звонки на автовокзал ситуацию не решают. Кто знает, как составить грамотно жалобу?», - интересуется петрозаводчанин Дмитрий в группе «Про автовокзал г. Петрозаводска». Другой комментатор указывает на срыв 30 рейсов за один выходной день.

«Срывы рейсов автобусов, следующих по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, связаны с нехваткой водителей у автоперевозчиков ГУП РК «Карелавтотранс», ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис». В целях улучшения ситуации Министерство поручило руководству указанных автоперевозчиков разработать план действий по решению данной кадровой проблемы» - дает однотипный ответ на все вопросы официальный аккаунт республиканского правительства.

На сайте «Карелавтотранса» размещено объявление о вакансиях для водителей автобусов и для кассиров, а также – для автослесарей. Требования – не заоблачные. Отсутствие судимостей, наличие водительского удостоверения категории D, карты тахографа, честность, трудолюбие и стаж от года.

В базе вакансий управления труда и занятости РК также есть девять свободных мест для водителей от «Карелавтотранса». Зарплата – средняя по Карелии: 38-45 тысяч рублей в месяц. Кажется, условия не такие уж и плохие. Но есть нюансы, конечно же: «З/плата указана без вычета НДФЛ. График работы скользящий. Режим работы по сменам. Графики выходов на линию составлены под расписание междугородних и пригородных рейсов». С учетом этих деталей предложение уже не кажется таким заманчивым.

Например, чтобы получить карточку тахографа, нужна справка с места работы. Соответственно, безработному с нужной водительской категорией может быть проблематично ее получить. Если же рассчитать сумму зарплаты после вычета НДФЛ, 38-45 тысяч рублей превращаются в 33-35 тысяч рублей. А учитывая нынешнюю кадровую ситуацию на предприятии, сложно ожидать для новых сотрудников многочисленных выходных и необременительного графика. Некоторые водители подозревают, что работа будет сезонной. Остаться без места или на минимальной зарплате в сентябре

С другой стороны, уровень безработицы в Карелии все еще высок, а МРОТ все еще составляет 12,7 тысячи рублей. Тем не менее, вакансии водителей автобусов на автовокзале «висят» в списке актуальных еще с марта этого года.

Молчание – золото?

Жители Карелии активно жалуются в соцсетях и министру транспорта Сергею Щебекину, и главе республики Артуру Парфенчикову. Губернатор сразу отправляет жалобы все тому же Щебекину.

Увы, министр отвечать жителям не спешит. Зато администратор группы Минтранса РК в соцсети ответы присылает.

«В целях исключения срывов рейсов в дальнейшем ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» предпринимаются меры по дополнительному приему на работу водителей. Также корректируется расписание движения автобусов по пригородным маршрутам с учетом наличия водительского состава. Со своей стороны, руководство ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» приносит Вам извинения за доставленные неудобства».

На вопрос о том, какие конкретно меры приняты, тоже есть ответ: «Начиная с 14.07.2021, в целях стабилизации регулярности пассажирских перевозок в пригородном сообщении, а также минимизации количества срывов при их выполнении, Петрозаводским автовокзалом введено в действие новое расписание движения пригородных автобусов. В настоящее предпринимаются меры для введения дополнительных рейсов в наиболее востребованных направлениях». Ничего конкретного администратор группы сообщить не может. В дальнейшие дискуссии не вступает, уходя в молчание.

На официальные запросы «Карелавтотранс» не отвечает. Зато отвечает на жалобы разгневанных жителей республики. «В настоящее время Предприятием предпринимаются все возможные меры для стабилизации выполнения рейсов и минимизации количества срывов. В рамках предпринимаемых действий, начиная с 14.07.2021, введено в действие новое расписание движения пассажирских автобусов, в рамках которого будут выполняться рейсы, обеспечивающие транспортное сообщение в основных направлениях. Одновременно с этим Предприятием будет выполняться анализ пассажиропотока, на основании которого будут приниматься решения о введении дополнительных рейсов в том или ином направлении».

Как видно, комментарии писаны под копирку. Если перевести на русский с чиновниьчего, картина получается неприглядная. «Новое расписание движения пассажирских автобусов, в рамках которого будут выполняться рейсы, обеспечивающие транспортное сообщение в основных направлениях» - ни что иное как усекновение рейсов по пригороду.

«Анализ пассажиропотока, на основании которого будут приниматься решения о введении дополнительных рейсов в том или ином направлении» - судя по всему, означает, что дачникам придется привыкать к неудобствам. Срывов не будет меньше. Меньше станет рейсов и маршрутов. Особенно, если «анализ пассажиропотока» будет проведен ближе к концу сезона. Пойдет ли это на пользу транспортной «кровеносной системе» республики – вопрос риторический. Ответ известен. И даже не нуждается в комментировании со стороны «Карелавтотранса».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter