Posted 5 ноября 2020,, 07:01

Published 5 ноября 2020,, 07:01

Modified 30 октября 2022,, 20:33

Updated 30 октября 2022,, 20:33

С чистым лицом: как вывески способны преобразить облик Петрозаводска

5 ноября 2020, 07:01
Зачем Петросовет настоял на новых требованиях по оформлению вывесок, и как визуальный шум вредит эмоциональному состоянию горожан?

В Петрозаводске на проспекте Ленина началась активная замена вывесок. Те, кто любит прогуливаться по центру карельской столицы, не может не заметить разницы: разномастные вывески, прежде «кричавшие» с каждого фасада, сменяются более лаконичными и спокойными. Главный проспект города становится более стильным и современным. Действительно, стилистика разухабистых девяностых, превращавшая проспект, который показывают туристам, в сплошной рынок, должна была кануть в лету уже давно – за неактуальностью. Магазины интимных товаров, салоны подержанной одежды, продуктовые не просто говорили о своем расположении, но буквально «высыпали» богатый ассортимент на головы идущих по проспекту людей.

Вопрос назрел

«Неоднократно поступали жалобы и нарекания от жителей города, которые были недовольны состоянием фасадов зданий», - отметила Ирина Шарипова, депутат Петросовета. Накануне столетия Карелии, которое должно было праздноваться в Петрозаводске, вопрос нужно было решать оперативно – это было понятно еще несколько лет назад.

«Вопрос о необходимости приведения вывесок к единым стандартам в Петрозаводске назрел очень давно. В горсовет поступали многочисленные обращения и от жителей, и от гостей города, жаловавшихся на бесконтрольное размещение вывесок, которые своим неаккуратным внешним видом портят облик центральных улиц и скрывают красоту нашего города», - объяснил Александр Ханцевич, исполняющий обязанности председателя Петросовета.

Еще два года назад власти Петрозаводска начали активную работу. Собрали общественников, предпринимателей, специалистов и начали разработку требований к вывескам на фасадах зданий. Работа была долгой и кропотливой. Но и вопрос был серьезным, не предполагающим одномоментного принятия мер. Ведь в центре города сосредоточена основная масса всех торговых точек, заведений общепита, салонов красоты и прочих объектов инфраструктуры. И понятно, что на создание нового дизайна и его воплощения в жизнь, нужно время.

«В ходе подготовки документа были учтены все действующие нормы федерального законодательства, положительный опыт других регионов, а также поступившие предложения архитектурного, рекламного и предпринимательского сообществ, - рассказал Ханцевич. - Окончательный вариант нормативного акта, определяющий основные стилистические решения конструкций и места их размещения, а также исключающий возможность размещения скрытой рекламы, был принят на сессии Петрозаводского городского совета в июне 2019 года».

Просто и стильно

Требования не сложны. Если аккумулировать все, изложенное в них, можно прийти к простому выводу: вывески должны быть лаконичны, симпатичны и не травматичны – ни для глаз, ни для облика города.

Требования властей Петрозаводска к размещению вывесок:

— вывески не должны наносить ущерб композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада;

— не допускается вертикальный порядок расположения букв в текстах;

— нельзя размещать вывески на архитектурных деталях: колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине;

— нельзя размещать вывески одну над другой;

— вывески должны располагаться ниже линии подоконников окон второго этажа;

— если организация находится в цокольном этаже, вывеска должна размещаться над входом;

— вывески не могут находиться над козырьками, не должны перекрывать, полностью или частично, оконные и дверные проемы, витрины;

— не допускается размещение вывесок на кровлях, лоджиях, балконах;

— не допускается размещение надувных и мерцающих вывесок, со звуковой поддержкой и нанесенных краской;

— шрифты на вывеске должны сочетаться (нельзя использовать более двух гарнитур шрифтов).

Благодаря диалогу между бизнесом и властью, требования были услышаны – и взяты на вооружение многими представителями бизнес-сообщества карельской столицы. Тем более, что, разрабатывая правила, власти города и горсовет сделали особый упор на то, что время на замену есть. Для центра города установили срок в три месяца, для периферии – полгода.

В центре города было заменено уже более трех сотен вывесок. И, без сомнения, облику карельской столицы это пошло на пользу. Особенно очевидно стало, как очистилось лицо города после того, как были обновлены фасады зданий.

Проспект Ленина уже не напоминает рынок, он приближается к тому формату, которого заслуживает. И это отмечают известные блогеры, путешественники, пользователи сети и сами горожане. Учитывая, какую ставку делает Петрозаводска на туризм, работа со внешним видом города очень важна.

Так, Артемий Лебедев предложил помощь в формировании дизайн-кода Петрозаводска. Илья Варламов, известный блогер, также отметил позитивные изменения в облике карельской столицы. Ему есть, с чем сравнить, ведь в 2014 году он буквально обрушил шквал критики на город – как раз из-за назойливой рекламы. Сейчас же Варламов, посвятивший Петрозаводску несколько публикаций, поддержал решение городских властей по новым требованиям. Без них, полагает он, на улицы может вернуться то, что было до проделанной работы.

Союз архитекторов республики также одобрил требования, которые позволили местным жителям увидеть совершенно другой Петрозаводск (самым юным – даже впервые). «После выхода постановления о правилах размещения вывесок и после ремонта фасадов зданий на проспекте Ленина горожане увидели совершенно другой город (чистые фасады и красивые и профессионально изготовленные вывески), отсутствие кричащей рекламы, и это не может не радовать. Открылись все лепные элементы зданий, ранее скрытые, установленные как попало растяжки, баннеры, подложки разных размеров, многочисленные штендеры, которые были размещены в огромном количестве вдоль улиц. Раскрылся весь архитектурный потенциал центральной части города», - говорится в открытом письме союза архитекторов.

Сейчас Петрозаводск меняется: появляются новые арт-объекты не только на набережной, но и на улицах, летом город украшали яркие пятна цветов в новых оригинальных вазонах, а зимой – интересные световые композиции, создающие настроение. Все это идет на пользу имиджу, а значит, повышает интерес к городу.

Но на фоне не самых эстетичных вывесок иллюминация и цветы просто померкнут, а арт-объекты будут выглядеть не так выигрышно. Несмотря на то, что вывеска может показаться не тем предметом, вокруг которого нужны такие обсуждения, это не так.

«Шум», портящий настроение

Когда этих вывесок много – и они со всех сторон «атакуют» восприятие, создается ситуация повышенного информационного и визуального «шума». Он рассеивает внимание, отвлекает и не дает сосредоточиться. Безусловно, он не станет помехой обычной пробежке от остановки до места работы или из дома до магазина. Однако, когда таким шумом голова наполняется регулярно – несколько раз в сутки изо дня в день, вполне может поспособствовать нарастанию эмоциональной усталости. Ведь каждый «шумящий» объект, попадающий в поле зрения, человеческий мозг оценивает, анализирует. Сложно представить объемы информации, совершенно не нужной, поступающей в голову бедного горожанина вместе со всеми этими «Акция!», «Аптека», «Распродажа» и прочими вариантами.

Рекламные фирмы, которые изготавливают вывески для предпринимателей карельской столицы, сориентировались в новых условиях довольно быстро. Многие предлагают изготовление вариантов, уже соответствующих новым требованиям. Есть также варианты с аудитом существующих вывесок. Так что заниматься изучением всех сносок и параграфов документов предпринимателям, не имеющим на это времени, нет нужды.

Как и любое другое серьезное начинание (а смена концепции оформления вывесок в городском пространстве, безусловно, к таким относится), требования обсуждались широко. Часть предпринимателей усомнилась в их законности. Однако Верховный суд региона и апелляционный суд Петербурга развеяли сомнения. Никаких замечаний к содержанию свода правил не было. Тем не менее, петербургский суд постановил, что по вопросу вывесок нужно провести публичные слушаний. Ведь вопрос вывесок – это тоже вопрос благоустройства. И без мнения горожан решать его нельзя.

Поэтому горсовет планирует в ближайшем будущем провести такие слушания, чтобы опираться не только на жалобы и запросы петрозаводчан, поступавшие ранее. Но и на мнение большинства.

Анализ городских пабликов ясно говорит, что горожане в своем абсолютном большинстве только за позитивные изменения в городском пространстве, поскольку тоже являются «потребителями» информационного «шума». К тому же бессмысленные растяжки и баннеры, неинформативные и покрытые ржавчиной мобильные стенды, цепями привязанные к входным дверям – все это никак не украшает столицу региона.

Речь идет не только о центральных улицах. Районы Петрозаводска тоже нуждаются в серьезных изменениях. Ведь все горожане имеют право на равные, скажем так, эстетические условия.

«Работу в данном направлении необходимо продолжать. Мы должны распространять полученный опыт на все районы столицы Карелии для того, чтобы продолжить преображение нашего города, - объяснил Александ Ханцевич. - Самое главное это то, что депутаты городского Совета не одиноки в данном желании. Как показали последние события, горожане нас поддерживают».

Теперь, пожалуй, дело за малым: дождаться проведения публичных слушаний. А затем окончательное слово будет за депутатами городского совета, которым предстоит утвердить новые требования к установке вывесок на своей очередной сессии.

"