Posted 5 марта 2018,, 11:01

Published 5 марта 2018,, 11:01

Modified 30 октября 2022,, 18:16

Updated 30 октября 2022,, 18:16

Как и сколько Петрозаводск тратит на своих жителей

5 марта 2018, 11:01
Аналитики обнародовали рейтинг российских столиц по устойчивости бюджета

В недавнем прошлом Петрозаводск ежегодно тратил на содержание органов власти немногим меньше бюджетных денег, чем на социальную политику. А расходы на образование в общем объеме трат были почти в 12 раз больше, чем на ЖКХ. Эти и многие другие занимательные выводы можно сделать на основе масштабного исследования, проведенного в конце 2017 года московскими аналитиками из КБ «Стрелка».

Эксперты составили рейтинг устойчивости бюджетов региональных столиц, используя данные Росстата и официальных отчетов муниципалитетов за 2013-2015 годы. Выбор и формирование усредненных показателей за «трехлетку» объясняется тем, что в 2013 году грянул макроэкономический кризис. А более поздних и полных статистических документов на момент исследования у столичных властей не было.

В список вошло 79 городов (кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Симферополя): специалисты сравнили структуры казенных доходов и расходов в столицах, разделив субъекты на группы по численности населения. Мы же решили выяснить, как Петрозаводск смотрится на фоне соседей по Северо-Западу. «Под нож» не попал только Калининград, потому как официально имеет гораздо больше жителей, чем карельская столица. В итоге получилась очень любопытная картина.

Как поясняется в исследовании, устойчивость бюджета зависит «от богатства и самостоятельности в принятии бюджетных решений». Если богатство – это, в первую очередь, отношение доходов-расходов казны в расчете на душу населения, то с самостоятельностью все чуть сложнее. Под ней понимаются процентная доля и динамика безвозмездных поступлений (федеральных и региональных дотаций, субсидий, субвенций и пр.) в общем объеме доходов, а также сбалансированность доходов. Это логично: слишком большая зависимость столицы от «чужих» денег, которые в большинстве случаев могут использоваться только под конкретные цели, отрицательно сказывается на собственном развитии. В свою очередь, от разнообразия собственных доходов напрямую зависит устойчивость бюджета.

Доходное место?

Посмотрим на объемы доходов и расходов столиц Северо-Запада. По обеим позициям Петрозаводск находится в конце списка в компании с Псковом. Карельская столица в расчете на душу населения в день зарабатывает 48 рублей, тогда как тратит на каждого жителя в среднем 52 рубля. Что интересно, у аутсайдера Пскова доходы и расходы практически равны. Ближайшие «конкуренты», Великий Новгород и Архангельск, показывают по 57 и 59 рублей ежедневных доходов и по 59 и 61 рублю расходов соответственно.

В тройку самых доходных столиц СЗФО вошли Вологда (60,6 рублей), Сыктывкар (65 рублей) и Мурманск (94 рубля). Их ежедневные расходы оценены в 63,5, 69 и 94 рубля соответственно. Столь большой отрыв Мурманска объясняется тем, что он входит в группу городов с так называемым «экстремальным климатом». Содержание таких муниципалитетов «стоит дорого, а потому требует высоких доходов», уточняют составители рейтинга.

Подробнее остановимся на доходах и перейдем к безвозмездным поступлениям в казну, сильную зависимость от которых авторы называют «проблемой российских городов». Объемы дотаций, субвенций и дотаций непредсказуемы, и тратить их по собственному хотению нельзя. В расчете на душу населения расстановка сил меняется. Пальму первенства держат Вологда и Великий Новгород, где доля безвозмездных поступлений составляет 57% от общего объема доходов. Чуть отстают Сыктывкар и Псков (56,5 и 54,5% соответственно). Замыкают список Петрозаводск (45,5%), Архангельск (43,5%) и Мурманск (42,6%). При этом тревогу, по мнению аналитиков, нужно бить тогда, когда доля полученных «сверху» денег превышает 70%, что означает практически полное отсутствие в городе местного самоуправления. Нужно помнить и о том, что в перерасчете на 1 жителя процент безвозмездных поступлений будет значителен в столицах с высокой стоимостью жизни. Думается, для российского Севера это уточнение важно.

Сколько же денег в городскую казну приносят сами жители? В среднем по стране за 2013-2015 годы каждый работник отдал бюджету 5,4 тысячи рублей налога на доходы физических лиц, и Петрозаводск на этом фоне смотрится почти «середнячком», имея показатель в 4,5 тысячи рублей. Чуть ниже опустились Псков (4,3 тысячи рублей) и Великий Новгород (3,4 тысячи рублей). Самая маленькая цифра – у Вологды (3,1 тысячи рублей). Первые три места в списке заняли Сыктывкар, Архангельск и Мурманск (5,5 тысячи, 7,5 тысячи и 10,6 тысячи рублей соответственно). Объективности ради напомним, что объемы НФДЛ напрямую зависят от размеров зарплат и численности населения.

Земля земле рознь

Другим серьезным источником поступлений в бюджет являются операции с имуществом – его аренда и продажа. В среднем по РФ они приносят городам 10% доходов. И если на объемы НДФЛ город серьезным образом воздействовать не может, то имущественные операции «зависят от политики муниципалитета», говорят эксперты. Более того, на такие доходы не оказывают влияние ни площадь, ни население города. Например, Тверь заработала на этом в 36 раз больше Горно-Алтайска, хотя ее площадь всего на 6000 га больше.

Петрозаводску тут есть, чем похвастаться: город входит в пятерку регионов-лидеров по стране, имея 17% доходов от операций с имуществом в общем объеме доходов. Выше только Уфа, Абакан и Тверь (18, 22 и 23% соответственно). При перерасчете на 1 га площади городского округа ситуация чуть меняется, столица опускается на 7 место и уступает Вологде (почти с теми же объемами гектаров), «заработав» 70,51 против 73,62 тысячи рублей.

С земельным налогом и налогом на имущество физических лиц (НИФЛ) все гораздо сложнее. В первом случае каждый гектар площади Петрозаводска в 2013-2015 годах в среднем принес казне 9,6 тысяч рублей. Меньшей эффективностью могут похвастаться Мурманск, Архангельск и Сыктывкар (6,2, 6 и 2,1 тысячи рублей с 1 га соответственно). Зато далеко позади оставили всех Псков (21,2 тысячи рублей), Великий Новгород (35,1 тысячи рублей) и Вологда (37,8 тысяч рублей). Напомним, земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков и ставок налога в муниципалитете. Если ставки во многих столицах Северо-Запада серьезно не отличаются, то кадастровые расчеты могут разниться: слишком много факторов влияет на дороговизну земли.

То же – с НИФЛ. Его объемы зависят от стоимости недвижимости, ставок в муниципалитете и платежной дисциплины. Петрозаводск «заработал» на каждой тысяче квадратных метров жилфонда 6 тысяч рублей, Архангельск и Сыктывкар – 6,5 и 6,2 тысячи рублей. Хуже всего в списке выглядит Псков (2,5 тысячи рублей), лучше всего – Великий Новгород, Мурманск и Вологда (10,1, 14,2 и 24,5 тысячи рублей соответственно).

С умом по бездорожью

Теперь обратимся к структуре расходов региональных столиц. Аналитиков интересовали сферы образования, транспорта и дорожного хозяйства, а также ЖКХ, социальной политики и общегосударственных вопросов. Здравоохранение не анализировалось, поскольку в большинстве городов финансируется из регионального бюджета, поясняют эксперты.

Петрозаводск сразу же отметился в образовании. Если в среднем по стране на отрасль тратится половина муниципальных денег, то карельская столица расходует все 60%. В общем рейтинге город занял почетное 8 место. Из соседей нас переплюнул только Сыктывкар (66%), имея, к слову, чуть меньшее население (257,6 тысяч человек).

Зато в перерасчете на жителей Петрозаводск не добирается и до десятки российских лидеров и даже на фоне других столиц СЗФО смотрится бледно. Мурманск на каждого жителя потратил 19,1 тысячу, а Архангельск 12,3 тысячи рублей, тогда как столица Карелии – 11,4 тысячи рублей. Чуть дешевле образование обходится Вологде, Великому Новгороду и Пскову (10, 9,5 и 9,3 тысячи рублей соответственно).

При сравнении расходов на транспорт и обслуживание дорог местного значения, в первую очередь, следует учитывать общую протяженность дорожной сети. С учетом этого Петрозаводск можно назвать крепким «середняком». Если Псков с 275 км дорожной сети израсходовал 1,3 млн, то Петрозаводск (по разным оценкам, его сеть насчитывает 250-260 км) – 1,9 млн рублей. Зато Вологда за исследуемый период потратила на каждый километр 2,8 млн рублей (ее километраж оценен в 250 с лишним км), а Мурманск - 3,1 млн рублей. Самыми «скупыми» в списке стали Архангельск (1,2 млн рублей), Великий Новгород (880 000 рублей) и Сыктывкар (780 000 рублей).

Судя по результатам исследования, отрасль жилищно-коммунального хозяйства в Петрозаводске особым вниманием со стороны бюджета не пользуется. Правда, под ЖКХ подразумеваются не только обслуживание и содержание жилфонда, но и водопровод с канализацией, благоустройство и пр., а объем расходов «зависит только от приоритетов городской политики», отмечается в документе.

У Петрозаводска с бюджетными тратами на ЖКХ все грустно: по доле расходов в общем объеме (5,4%) город занимает предпоследнее место среди всех региональных столиц в России. Хуже – только Челябинск (1,6%). Если посчитать расходы на каждую тысячу квадратных метров жилфонда, то Петрозаводск также окажется «в хвосте» (41,9 тысяч рублей). Соседи по Северо-Западу тратят на эти цели больше денег. Мурманску «коммуналка» обходится в 156,5 тысяч рублей за каждую тысячу «квадратов», Великому Новгороду – в 131,2 тысячи рублей, Сыктывкару – в 118,8 тысяч рублей. Далее следует Архангельск (99,9 тысяч рублей), Псков (98,8 тысяч рублей), а замыкает список Вологда (77,6 тысяч рублей).

Игры в соцполитику

Каковы тенденции бюджетных расходов на социальную политику? Авторы исследования в целом по стране отмечают: «Формируя за счет НДФЛ 25% доходов бюджета, горожане получают в ответ в виде денег на социальную политику только 7,4% расходов». Проще говоря, соцобслуживание, пенсионное обеспечение, охрана семьи и пр. пока не находятся в приоритетах. Петрозаводск подтверждает общую статистику: на душу населения в среднем приходилось по 1,4 тысячи рублей. Мы дышим в затылок Мурманску (1,6 тысячи рублей), зато серьезно оторвались от Сыктывкара и Пскова (0,8 и 0,7 тысяч рублей соответственно). Зато в Архангельске бюджетные траты составили 2,2 тысяч рублей, а Вологде и Великом Новгороде – 4,5 и 5,3 тысячи рублей на человека.

Особенно интересными в свете бюджетных расходов столиц РФ на соцполитику выглядят траты по общегосударственным вопросам (т.е. на работу органов власти, судебной системы, органов финансового контроля и пр.). При этом аналитики подчеркивают, что объемы таких расходов не зависят от «сложности объекта управления». Так или иначе, российские столицы в расчете на душу населения в среднем израсходовали 1,8 тысяч рублей. У Петрозаводска этот показатель ниже - 1,1 тысячи рублей при 1,4 тысячах рублей трат на соцполитику. Псков тоже может похвастаться такой же цифрой, но при этом - значительно меньшими объемами соцподдержки. Великий Новгород показывает совсем другую пропорцию: органы власти обошлись муниципалитету в 1,2 тысячи рублей при 5,3 тысячах рублей «социалки». Вологда же на общегосударственные вопросы потратила 1,6 тысяч рублей, в то время как соцполитика забрала у столицы почти втрое больше. Наконец, расходы Архангельска и Сыктывкара оценены в 1,6 тысячи, Мурманска – в 2,7 тысячи рублей.

Самостоятельно бедны?

Итог по-своему противоречив. Петрозаводск в числе других 16 столиц попал в категорию «бедных и самостоятельных» городов. Среди регионов СЗФО компанию ему составил лишь Псков. Вологда, Великий Новгород и Сыктывкар получили звание «богатых и несамостоятельных». Успешнее всего оказались Мурманск и Архангельск, заслужив лавры «богатых и самостоятельных».

Выходит, бюджет Петрозаводска относительно устойчивым за 2013-2015 годы назвать нельзя. При относительной самодостаточности (казна не так зависима от «чужих» денег, как, например, у Южно-Сахалинска), заработать выше среднего по стране город не смог. Несмотря на положительные показатели по отдельным категориям (доходы от операций с имуществом), в глаза бросается несбалансированность расходов и сильная зависимость от НДФЛ. Источники поступлений в казну разнообразны, но Петрозаводск сильно «проседает» по земельному налогу и НИФЛ.

Отметим, авторы исследования предлагают свои способы оптимизации бюджетов: кадастровую переоценку земли и недвижимости, рост стоимости городской земли за счет благоустройства инфраструктуры, привлечение кредитов, активное участие в госпрограммах и т.д. Об этих и других мерах, между тем, теперь все чаще говорят в петрозаводской мэрии. Авось сработает?

"